25 апреля, четверг
 
 

Михаил Сегал: «Сделай отдых частью знаний»

Начался учебный год. Заканчивается время каникул, с летних отпусков не только учащиеся возвращаются в классы и аудитории, но и миллионы наших сограждан возвращаются на свои рабочие места: офисы, строительные площадки, цеха, лаборатории, чиновничьи  кабинеты и прочее.

А учителя и преподаватели снова приступают к выполнению своих служебных обязанностей. А что собственно входит в круг этих обязанностей? Как-то в последнее время сложилось мнение, что это исключительно базовые дисциплины: физика, математика, география, сопромат, биология и прочее. Безусловно, базовые знания необходимы, и собственно для их получения школьники и студенты приходят в учебные заведения, но на мой взгляд, понятие «образование» должно иметь более глубокий смысл. Мы всё сетуем на отсутствие патриотизма, заплеванные подъезды, рост уровня алкоголизма и наркомании у молодежи. А что делается для решения этих проблем государством, региональными и муниципальными руководителями, родителями наконец? Одними запретительными мерами, разговорами о былом величии и Селигером проблемы не решить. Да и модернизации с инновациями здесь не помогут. Есть старый, не побоюсь этого слова, «Советский» опыт помноженный на мировую практику. Начинать нужно с того, чтобы прививать любовь к тому месту, где ты родился и живешь. Где живут твои родные и друзья, соседи, сограждане. А как любить то, чего не знаешь?

В 1983 году я закончил курсы экскурсоводов при Куйбышевском бюро путешествий и экскурсий. Конкурс был 10 человек на место, брали людей только с высшим образованием и учили восемь месяцев лучшие специалисты: краеведы, методисты, экскурсоводы города. А потом ежегодное участие в методических секциях, творческих группах, повышение квалификации. Сначала третья категория экскурсовода, через несколько лет – вторая. Может быть, если сильно старался, потом первая, и если очень-очень стараться и много работать, плюс, конечно, повезет, то можно попасть из «внештатников» в штат. Для многих недостижимая мечта. Хорошо учили, да и опыт кое-какой приобрел во время работы в 80-е годы. Потом оказался по другую сторону баррикад – как потребитель. Тоже опыт достаточный – лет двадцать. И вот со всем этим опытом, да еще в качестве одного и руководителей туристической компании, я решил поинтересоваться, а что происходит у нас в городе в сфере экскурсионного обслуживания? Ведь внучки подрастают, старшей скоро в школу. Результат ошеломил! Самая популярная экскурсия на «Кока-колу». Остальное не лучше. Последних экскурсоводов подготовили в 1990 году! Полностью разрушена структура контроля качества экскурсий и работы самих экскурсоводов, а темы, а тексты, а методика? Это или старые латанные перелатанные, как Тришкин кафтан, экскурсии, или такой «самопал», который бы даже в Одессе по Малый Арнаутской улице постеснялись бы делать. И все это «добро» вываливается на головы несчастных детей, в основном за деньги их родителей. Технология простая, кто-то очень предприимчивый, типа экскурсовод, договаривается с «училкой». Она собирает группу, подгоняется какой-то автобус (как правило, частника) и поехали. Основной принцип – подешевле. Расчет наличный, документов, как правило, никаких. Наверное есть исключения, на этом рынке осталось несколько крепких профессионалов из старой гвардии, но они только подтверждают правило. Опросили директоров школ, учителей, родителей. Кто-то возмущается в тихую, ребенку то еще учится, кто-то находится в счастливом неведении, остальным наплевать. Особенно радовали ответы: «а детям нравится». Еще бы не нравилось, сняли с уроков, везут вместе на автобусе, что-то еще рассказывают. И вообще весело! Или – «родители были на экскурсии – они довольны» - конечно, довольны: экскурсовод матом не ругается, семечки не грызет во время экскурсии, а может быть еще приветливо улыбается. Рассказывает еще что-то по дороге. Мероприятие. Беда только, что большинство родителей сами-то росли уже в то время, когда экскурсий нормальных уже не было и оценить качество вряд-ли могут.

А что на «речке» творилось? (То есть экскурсионное обслуживание круизных теплоходов). Это отдельный разговор. Не сразу смогли принять решение, что с этим делать. Экскурсионка вроде и не бизнес для крупной компании, суеты много, а толку чуть. Но приемом мы все-таки занимаемся, турпродукт готовим, каталоги издаем, сайт сделали. И разрыв поколений в подготовке экскурсоводов в 15 лет поставило под сомнение все наши усилия.

Экскурсовод – это ключевая фигура в развитии внутреннего и въездного туризма. Это как в хоккее, где хороший вратарь - это половина команды. Экскурсовод первый встречает гостей в аэропорту, на речном или железнодорожном вокзале, в салоне автобуса. Всегда очень важно первое впечатление.

Если туристов встречает хмурый, косноязычный, клиентонеориентированный и плохо подготовленный человек, то ни комфортабельная автобус, ни звездная гостиница, ни хороший ресторан не компенсирует того разочарования, которое почувствуют туристы, приехавшие к нам.

Но если молодой, корпоративно одетый, юноша или девушка с «горящими» глазами,  гордостью в голосе за свою малую Родину скажет: «Здравствуйте, я приветствую Вас на гостеприимной Самарской (Сызранской, Хвалынской, Балаковской и т.д.) земле! Сегодня мы с Вами увидим …» То тогда, не смотря на тяжелый перелет или переезд, плохую погоду (что тоже, к сожалению, бывает), заложется такой заряд позитива, что остальные шероховатости, даже если они будут, пройдут незаметно.

С трудом нашел Любовь Николаевну Малыхину, которая 25 лет проработала в Куйбышевском бюро путешествий и экскурсий. Учила меня в 1993 году в качестве директора курсов.

Встретились, поговорили о сложившейся ситуации и решили, что за профессию обидно. Начали с того, что собрали хороших методистов, экскурсоводов с хорошим образованием и большим опытом, краеведов, «музейщиков» и решили все-таки возродить школу экскурсоводов. В октябре 2005 года набрали первые 15 человек. И вот, к этому году состоялся уже шестой выпуск. Ребята молодые, креативные, образованные, очень качественные как специалисты и с дипломами установленного образца. Проект делаем совместно с Самарским институтом открытого образования. Работая в творческих группах и методических секциях, подготовили целые циклы экскурсий:

Из цикла «Как рождаются вещи»:

-       Булочно-кондитерский комбинат и 9-й хлебозавод «Тепло и любовь Самарского хлеба»

-       На Сызранскую ГЭС, построенную в 1926 году.

Из цикла «Есть такая профессия Родину защищать» к 65-летию ВОВ:

-       Посещение элитных воинских частей, с элементами интерактива и обеда

-       «Здесь тыл был фронтом» с посещением бункера Сталина

Из цикла экскурсии-дегустации:

-       «К бабушке на оладушки» совместно с рестораном-музеем «Старая квартира»

-       На Сызранский рыбный комбинат

Из цикла интерактивных:

-       Подготовили квест-тур по исторической части Самары и в с. Ширяево

-       «В поисках золотого ключика» совместно с музеем А. Толстого

-       Вместе с областным ГИБДД, подготовили экскурсию «Путешествие в страну Светофорию», с целью профилактики детского травматизма на дорогах. После экскурсии, дети сдают экзамен и получают удостоверение пешехода. 

Несколько тематических «Тайны купеческой Самары», «Улочки Самарские», «Мы покоряем космос» к 50-летию полета Ю.А. Гагарина в космос.

 

Через несколько лет отлегло: стало ясно, что в Самаре теперь экскурсоводы хорошие есть и экскурсии подготовлены, а главное, запущен механизм. Профессиональное самолюбие удовлетворили, моральное удовольствие получили и что дальше? Ребят нужно работой обеспечить, да и проверить захотелось, на сколько мы конкурентоспособны  на рынке.

Начали с «речки». Пришли с руководителями круизных компаний с нашими предложениями и уже через 2-3 года 70% теплоходов стали обслуживать наши специалисты и этот показатель растет. Тут сработал рынок. Конкуренция, борьба за клиента, соотношение цены и качества решающий довод. Принцип подешевле за что-нибудь уже не проходит. «Обкатали» маршруты, самих экскурсоводов, технологию и вспомнили то, с чего начиналась вся эта история. С анализа ситуации в образовательных учреждениях. Прошлый год решили провести под девизом «Самое лучшее детям». Подготовились основательно. Разработали проект «Большая перемена», в состав которых, как основа вошло экскурсионное обслуживание. Издали каталоги, календари, страницу на сайте с поисковой системой, подготовили описание проекта, т.е. цели, задачи и спрогнозировали результат. Заключили контракт с транспортным компаниями по специальным ценам для школьников. И побежали по школам предлагать новый качественный экскурсионный продукт со слоганом: «Сделай отдых частью знаний». Результат разочаровал. Всего 10-15% руководителей оказались готовы к конструктивному разговору, не более 5% смогли принять какое-то решение. Остальная масса аморфная, безынициативная, не хочет брать на себя ответственность и вообще разбираться в этих проблемах. Да, какой-то процесс идет, дети на экскурсии ездят, родители и классные руководители занимаются. Своих забот хватает и задача такая, в общем-то, не стоит. Еще как стоит! «Сделай отдых частью знаний» - это не просто слоган, а именно задача. И задача очень важная, без этого, возвращаясь к началу разговора, нормальных граждан, патриотов и людей, которые будут беречь, развивать и создавать - вырастить не удастся. Не получится по определению. И знаниями математики и физики тут не обойдешься. Да и знаток такой, если хорошо учился, свалит в Москву, а то и дальше, где платят получше, да улицы почище. Для кого готовят математиков? Мы писали в городской департамент, и в министерство образования. Департамент туризма поддержал наше предложение и включил их в региональный закон о туризме статью об обязательной аккредитации экскурсоводов.

Решить проблему можно легко и безвозмездно, то есть даром: утвердить проект договора между оператором и учебным заведением о проведении экскурсий и все!

А в договоре указать, что экскурсии может проводить только организация, зарегистрированная как туристическая компания, и отвечающая конкретным критериям, т.е. это:

·       Оператор с финансовой гарантией, согласно закону «Об основах туристической деятельности РФ»

·       Стаж работы не менее 5 или 7 лет

·                   Наличие в штате экскурсоводов с дипломом и аккредитованных при департаменте туризма

·                   График экскурсий должен быть приложен к договору, а список экскурсий утвержден и контрольный текст предоставлен

·                   Транспорт должен быть специализированным и водитель должен пройти медицинский осмотр

·                   Наличие сайта  с перечнем экскурсий

·                   Требования можно доработать, но они должны быть жесткими, потому что это работа с детьми

Список уполномоченных компаний должен быть опубликован на сайте министерства образования и департамента по туризму.

А тем, кто начнет вопить (а вопить начнут), что «маленьких обижают», отвечать: «Господа! Экскурсоводы с дипломом, транспорт с лицензией, печать на договор, деньги в кассу, налоги в бюджет» - вот собственно и все. И главное не забывать, что «детям лучшее». Самое лучшее. Недопей, недоешь и не догуляй, но детям дай образование и главное воспитание. Мы стареем, они растут, наше будущее в их руках. Что сегодня вложил в них, то завтра на себя и почувствуем, уже чувствуем. И это мне активно не нравится. Вот такое настроение перед днем знаний. Каких знаний? О чем? Давайте наконец решим.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР