Владимир Воробьев: «Испанские отельеры сокращают квоты российского рынка»

Испания была неизменным хитом летнего сезона на российском рынке на протяжении нескольких лет. Однако в этом году направление, как и многие другие европейские страны, отмечает спад российского турпотока. Президент компании «Натали Турс» Владимир Воробьев рассказал «Вестнику АТОР» об итогах летнего сезона по Испании, а также о тех изменениях, которые ждут направление в будущем.

- По предварительным оценкам испанских туристических властей, в этом летнем сезоне турпоток из России в страну сократился. Как бы вы могли охарактеризовать прошедший летний сезон по Испании?

- Я бы назвал ряд факторов, которые были свойственны летнему сезону в этом году. Во-первых, это естественное сокращение количества туристов. Например, по последним данным, объем перевозки в Барселону из аэропорта Кольцово (Екатеринбург) сократился на 20%, на Тенерифе – еще больше. Сокращение объемов было вызвано естественными причинами, связанными с курсами валют, общей экономической ситуацией в нашей стране. Второй момент – сократились региональные программы не только в Барселону, но и в другие регионы Испании – на Майорку, Тенерифе и т.д.

Однако, несмотря на общую тенденцию к сокращению турпотока, ряд крупных туроператоров в этом году поставили перед собой задачу увеличить свои объемы. Фактически, это увеличение происходило любой ценой, а значит, в течение всего летнего периода стоимость туров из регионов доходила до 200-300 евро с человека.

Еще один момент, который следует отметить – достаточно серьезный дефицит средств размещения на курорте Коста-Дорада (наиболее популярный курорт у россиян) привел к тому, что туроператоры, вышедшие на направление недавно, были вынуждены брать большое количество гарантий в отелях. В результате, наравне с сокращением объемов и демпингом, ситуация усугублялась избытком гарантийных отелей у некоторых компаний. Это дополнительно стимулировало демпинговые тенденции на рынке.

Если резюмировать, в целом сезон по Испании оказался провальным для большинства туроператоров, как по количеству туристов, так и по финансовым показателям.

- А каким был сезон для «Натали Турс»? Вам удалось минимизировать потери по одному из ключевых для компании направлений?

- Мы достаточно рано поняли ситуацию на рынке. Традиционно, мы имеем хорошие показатели по продаже туров в глубину, поэтому уже в феврале-марте стало очевидно, что сезон будет непростым. Мы решили «не упираться» и не гонять пустые самолеты и уже к марту скорректировали свои полетные программы. Мы отменили чартер из Нижнего Новгорода, сняли рейс из Томска и программы из Архангельска. Это три наиболее «тяжелых», с нашей точки зрения, города для Испании. В перспективе, это оказалось правильным шагом.

Кроме того, мы являемся старожилом на испанском рынке и контролируем достаточно большое количество эксклюзивных отелей. Поэтому доля гарантий в продукте «Натали Турс» даже на курорте Коста-Дорада значительно меньше, чем у конкурентов. Таким образом, нам за счет «переброски» гарантий на другие курорты, а также за счет более мягких условий контрактирования, удавалось избегать демпинга в связи с невыбранными гарантиями в отелях.

- «Натали Турс» работает не только в России, но и в Беларуси, Украине. Как проявили себя на испанском направлении эти рынки?

- В Беларуси в этом году мы отметили достаточно уникальную ситуацию – рост, как по объемам, так и по финансовым показателям. Белорусский рынок достаточно лимитирован по перевозке – рост сдерживается объемом авиапарка, поэтому здесь невысокая конкурентная среда. Мы взяли блоки на рейсах испанской авиакомпании  Vueling, что в совокупности с другими факторами позволило нм закрыть летний сезон по Испании из Беларуси с положительными результатами.

В Украине, конечно, объемы снизились в сравнении с прошлым годом. Рейсы полетели только из Киева, программы из Донецка и Харькова на Испанию были сняты. Но при этом с большинством авиакомпаний, а у нас была перевозка на  Vuelingи «МАУ», удалось договориться о достаточно мягких условиях работы. Таким образом, нам не пришлось заниматься демпингом, и, с финансовой точки зрения, мы получили крайне удовлетворительные результаты.

- По вашему мнению, каковы последствия спада российского турпотока для туриндустрии Испании?

- В целом, доля российского потока в Испании не является значительной и составляет всего несколько процентов. Однако есть курорты, которые ориентированы на российский рынок. Это Коста-Брава и Коста-Дорада, куда приходится порядка 60% от всего российского турпотока в Испанию. Конечно, эти курорты почувствовали не только снижение количества российских отдыхающих, но и, в большей степени, снижение качества российского туриста из-за демпинга на рынке и крайне низкого уровня цен на турпакеты. А ведь курорты во многом живут за счет тех затрат, которые туристы делают непосредственно на месте отдыха – покупка сувениров, питание в ресторанах, покупка экскурсий.

- Как видят эту ситуацию сами представители испанского турбизнеса?

- В последнее время мы много общаемся с испанскими партнерами в рамках проходящих в различных странах международных туристских выставок. Они рассказывают, что по окончании сезона некоторые российские компании так и не расплатились с отелями, и по некоторым группам отелей это достаточно серьезные суммы. Эта тема достаточно серьезно обсуждается. И как следствие, я не исключаю, что какие-то российские туроператоры со следующего года будут переводиться на предоплату.

Вторая тема, которая сейчас обсуждается – не надо ждать российского туриста. Все понимают, что россияне много тратят. Зачастую больше, чем туристы из Великобритании и Германии. Но работа с нашим направлением связана и с некоторыми рисками. Поэтому отели Коста-Брава и Коста-Дорада сейчас активно занимаются диверсификацией бизнеса, и старательно возвращают на курорты, например, английских туристов. Тем более что в Англии сейчас обострилась туроператорская конкуренция. В стране появилось много конкурентов традиционным крупнейшим компаниям Великобритании. Квоты под российский рынок будут сокращены.

Кроме того, для испанских отельеров не секрет, что со следующего года будут введены некоторые ограничения по визам. Все соискатели на Шенгенские визы должны будут посетить визовые центры с целью сдачи биометрических данных. Это станет очень серьезным фактором, который ограничит туристический поток из России в Европу. В Испании ожидают, что в результате этих нововведений российский турпоток сократится еще на 30-40%.

- Каким вы видите предстоящий летний сезон по Испании? Объемы будут продолжать сокращаться?

- Насколько я знаю, пока все осторожно относятся к следующему сезону. И это понятно – в ситуации предполагаемого падения объемов нужно вести себя крайне осторожно и сдержанно. Бизнес-риски по европейским направлениям на следующий год достаточно серьезны, поэтому мы ожидаем, что в следующем году большинство туроператоров будут вести себя крайне сдержанно.

С другой стороны, будет резко сокращаться количество региональных программ по Испании. В ситуации, когда будет невозможно получать Шенгенские визы во многих небольших российских городах, потоки, несомненно, сократятся. Здесь может сложиться ситуация, когда туристы не будут реагировать даже на крайне низкую цену, т.к. будет невозможно выехать из-за визовых ограничений.

- Как вы считаете, будет ли расширяться география путешествий наших туристов по Испании?

- Очень многое будет зависеть от общей экономической ситуации в России. Если экономика начнет восстанавливаться, рубль будет укрепляться, а общее количество выезжающих за рубеж - расти, то Испания, как одно из наиболее привлекательных с туристической точки зрения стран, будет пользоваться популярностью, а объемы турпотока начнут восстанавливаться. Куда именно поедут россияне, пока говорить сложно. Страна большая, а доля российского туризма значительна только в Каталонии. Если взять Балеарские острова, север Испании, Галисию, Страну Басков, в этих регионах россиян еще практически нет. Потенциал роста и развития направления есть, но для его реализации необходимо привести в порядок собственную экономику.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР