Владимир Воробьев: «Наша задача - создать легкий дефицит продукта»

Президент компании «Натали Турс» Владимир Воробьев рассказал «Вестнику АТОР» о перспективах развития ситуации на туристическом рынке, о планах туроператора на летний туристический сезон, а также о новых направлениях «Натали Турс».

- Позади новогодние праздники. Вопреки ожиданиям скептиков, громких банкротств и связанных с ними скандалов в этот период не было. Как вы считаете, причина в том, что туроператоры «подтянули» скрытые ресурсы или очищение рынка прошло заблаговременно – его покинули все, кто не смог бы пережить пик новогоднего сезона?

- Думаю, что мелкие и средние компании, которые не смогли бы «пережить» пик сезона покинули рынок заранее – до начала новогодних каникул. Они либо прекратили свою деятельность, либо свели ее максимально к нулю, и ушли с направлений массового отдыха. Тем не менее, и здесь были банкротства. Например, компания «Эрцог» и ряд других туроператоров, включая региональных. Возможно, это произошло не так громко, поэтому не вызвало серьезного резонанса.

Другое дело, что все ожидали возможных банкротств среди туроператоров крупнейшего эшелона. Но эти компании уже научились заранее прогнозировать свои денежные потоки и договариваться по ситуации. Ряд компаний заблаговременно избавились от некоторых своих активов, значительно сократили полетные программы и свои издержки. Поэтому отсутствие банкротств среди крупных туроператоров стало для меня достаточно прогнозируемым. Кроме того, под Новый год удалось продать «в плюс» некоторые направления, другие направления были проданы без серьезных убытков. Тем не менее, в этом году заработать на новогодние праздники как в предыдущие годы не удалось.

- Как вы считаете, отсутствие фактов «застрявших в аэропортах» туристов в период пика зимнего сезона сможет способствовать восстановлению доверия к туротрасли в целом?

- Думаю, это сыграло в плюс не столько имиджу туроператорского рынка, сколько рынка в целом, включая сегмент авиаперевозки. В преддверии новогодних каникул существовала напряженность относительно возможности исполнения обязательств авиакомпанией «ЮТэйр», возникали другие информационные поводы. Помощь авиакомпаниям со стороны государства, в том числе, способствовала тому, что туроператоры прошли новогодние каникулы без особых потрясений. 

- А каким вы видите дальнейшее развитие ситуации на рынке? Рынок ждут потрясения в течение оставшегося периода зимнего сезона?

- Я не думаю, что зимой следует ожидать каких-либо серьезных потрясений, т.к. сейчас идет достаточно объемная корректировка полетных программ. По нашей информации, по городам Урала и Сибири корректировка программ на конец января в сравнении с декабрем составила в зависимости от города от 50% до 90% в сторону уменьшения. То есть, летало 10 тысяч кресел в неделю, осталась тысяча. Недавно, например, прошла информация, что были сняты вылеты на Хургаду в Новосибирске. Конечно, процесс идет не так быстро, как хотелось бы, т.к. снимать рейсы значительно сложней, чем их ставить. В любом случае всегда есть продажи в глубину и прежде чем снять программу, авиакомпания должна решить, что делать с пассажирами. Тем не менее, оптимизация перевозки продолжается, и к февралю по многим направлениям эта оптимизация составит 50-80%.

Компания «Натали Турс», естественно, участвует в этом процессе. Наши объемы сокращаются. Если, например, в прошлом году у нас было порядка тысячи кресел в неделю на Бангкок из Москвы, то в этом году к февралю эти объемы сократились в четыре раза.

Все это очень благоприятно сказывается на рынке. Если в декабре туры в Бангкок накануне вылета можно было купить за 300 долларов, то сейчас практически все удается продавать или «в ноль», или с каким-то минимальным минусом. К сожалению, пока оптимизация прошла не настолько масштабно, чтобы направление вывести в плюс. Но там где не осталось большого количества рейсов, ситуация выглядит более благоприятно. Например, из Самары еще не так давно летало семь рейсов в ОАЭ. Сейчас осталось только два рейса в неделю авиакомпании  flyDubai, которые задействованы не только под перевозку туристов в Эмираты, но и в качестве стыковочных рейсов для ряда дальнемагистральных направлений. И сейчас – после оптимизации, это направление вышло в прибыльность. Такая же ситуация наблюдается по ряду других городов, где  Air  Arabia  и «Уральские авиалинии» приняли решение снять рейсы, а  flyDubai сократили объемы перевозки. То есть сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда Арабские Эмираты из регионов начали продаваться «в плюс».

- В летний сезон туроператоры заходят более осторожно? Можно ли уже сейчас сказать, какие направления будут убыточными, какие - будут востребованными и прибыльными?

- Пока под вопросом для меня три направления – Турция, Греция и Кипр. Здесь еще предстоит серьезная работа по поиску договоренностей и оптимизации. Турция и Кипр попали в эту категорию из-за того, что эти направления очень серьезно «завязаны» на российский рынок, и отельерам не удастся оперативно продать на другом рынке высвободившиеся емкости. Поэтому, не исключаю, что в летнем сезоне эти же емкости будут «вываливаться» на российский рынок в виде спецпредложений. Это будет дестабилизировать ситуацию.

Что касается Греции, то у многих туроператоров по этому направлению были долгосрочные контракты. В принципе, здесь можно переориентировать номера на другие рынки. И все туроператоры сейчас этим занимаются. Если процесс пройдет успешно, то можно будет надеяться, что нам удастся вывести направление в нормальное сбалансированное состояние.

С Испанией вообще нет никаких проблем. Это направление развивается и сейчас очень популярно на европейском рынке. Сюда едут туристы из Великобритании, Германии, Центральной Европы. Кроме того, с учетом проблем, связанных с мусульманскими радикалами, могут упасть потоки из Европы в такие страны, как Египет, Тунис. Я знаю, что даже бронирования по Турции из Европы идут с осторожностью. В результате, многие из этих туристов выбирают Испанию. Местные отельеры понимают ситуацию, и они стали сокращаться по российскому рынку. Если раньше жестко ставился вопрос о необходимости брать гарантии, сейчас так вопрос не стоит. Плюс ко всему, на настоящий момент нет игроков, заинтересованных в дестабилизации ситуации на рынке. Я уверен, что нам удастся выдать на рынок очень сбалансированные объемы перевозки.

- Как вы считаете, продолжится ли сокращение количества туроператоров на рынке в течение летнего сезона?

- Если оценивать ситуацию с формальной точки зрения, то понятно, что количество туроператоров точно будет сокращаться. По моему мнению, вместо нынешних двух тысяч туроператоров в сфере выездного туризма может остаться около трехсот. Мы знаем, что страховые компании все более осторожно относятся к туристическому рынку. Всё указывает на то, что количество выданных фингарантий в этом году будет ничтожно мало в сравнении с тем, сколько гарантий было получено туроператорами ранее. В этой ситуации действующие туроператоры, имеющие несколько юридических лиц, будут сокращать их количество. Такую оптимизацию мы уже наблюдаем – количество юрлиц может сократиться примерно в три раза. Все это с формальной стороны будет приводить к сокращению количества туроператоров в Едином реестре.

Если же рассматривать ситуацию с неформальной точки зрения, то здесь очень многое будет зависеть от того, в каком виде пройдут поправки в законодательство о туризме. Если будут введены очень жесткие правила поведения на рынке, то не исключена ситуация, когда этот рынок решат покинуть и успешные его игроки. Это нерентабельный, высоко-рисковый бизнес. Если ужесточение произойдет и со стороны законодательства, то собственники компаний могут принять решение, что им на этом рынке больше нечего делать.

В зависимости от этого будут выявляться положительные или отрицательные моменты для компаний, которые останутся. Если рынок подчистится, новые игроки не зайдут, а некоторые старые – его покинут, если оставшиеся туроператоры сумеют научиться договариваться и балансировать спрос и предложение, то, возможно, всё сложится крайне удачно – норма рентабельности вырастет, и туроператоры снова начнут зарабатывать.

- Недавно вы говорили, что в этом году вашей компании, чтобы пережить кризисные времена, достаточно обслужить порядка 100 тысяч туристов. Это почти в семь раз меньше, чем в прошлом году. Чем обусловлена эта цифра?

- Мы сократили ряд операционных издержек, отказались от части арендованных площадей, сократили персонал. Зарплата сотрудникам и арендная плата в регионах выплачивается в рублях, а его курс упал почти в два раза. Всё это поспособствовало тому, что все необходимые затраты компании сейчас укладываются примерно в пять миллионов долларов в год. Если предположить, что в нормальной ситуации на туристе можно зарабатывать около 50 долларов (примерно 4% от стоимости поездки), то достаточно отправить 100 тысяч туристов, чтобы покрыть эти издержки. Таким образом, даже если наши объемы упадут в семь раз (что, конечно, маловероятно), то это будет неубыточный бизнес. Конечно, никто не предполагает отправлять в семь раз меньше туристов, но полученные цифры вселяют оптимизм.

И я уверен, что в аналогичных условиях сейчас находятся все крупные туроператоры. Они оптимизировали свои расходы, подсократили персонал, и сейчас просто нужно вывести бизнес в положительную рентабельность.

- А какое сокращение турпотока вы запланировали на летний сезон?

- Мы планируем сократить объемы настолько, чтобы не иметь убыточности на направлениях. Если говорить про вылеты из Москвы, то мы считаем, что по большинству европейских направлений туроператорам будет достаточно скорректировать общий объем вылетов на 30-40%. По регионам ситуация боле сложная – здесь объемы перевозки нужно сокращать в разы. Например, если по европейским направлениям произойдет сокращение в три раза, то направления можно вывести на положительную рентабельность и предотвратить демпинг. Сейчас все идет к тому, что мы договоримся, и сокращение будет. Сложнее будет с Турцией, т.к. отельеры будут периодически выбрасывать на рынок спецпредложения.

- Расскажите о планах «Натали Турс» на летний сезон. В этом году вы планируете открывать новые направления. Не считаете это рискованным?

- Да, у нас в планах есть открытие направлений. Но в данном случае мы планируем действовать не совсем так, как другие компании. Мы не собираемся пока заниматься внутренним туризмом – продавать туры в Сочи и открывать Крым, считая, что и без туроператоров конечный потребитель сможет найти возможность, как съездить отдохнуть в России. «Натали Турс» известен, в первую очередь, как туроператор по Европе, поэтому мы решили, что нам было бы интересно для пополнения европейского ассортимента открыть несколько популярных направлений, которых до сих пор у нас не было. Это Чехия, Венгрия, Швейцария, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

Выходя на новые направления, мы не хотим участвовать в демпинговых войнах, биться за объемы. У нас есть свой турист, и мы хотим, чтобы у него был более широкий выбор направлений. Поэтому мы договариваемся с регулярными авиаперевозчиками о мягких условиях сотрудничества (на элотментах, туроператорских тарифах). По нашим оценкам, через несколько месяцев мы выйдем на объемы от 30 до 50 человек в неделю по каждому из этих направлений. В целом, мы планируем отправить за год порядка 15 тысяч туристов по всем этим направлениям.

Кроме того, нам понравилось работать с экзотическими направлениями: Мальдивы, Сейшелы и т.д. Они не сильно обременяют операционную деятельность компании, но поступают неплохие бронирования с высокой маржинальностью. Поэтому мы расширяем перечень экзотических направлений. Мы добавили Шри-Ланку, Индонезию. Оба направления стали востребованными сразу после их появления на сайте. Ближе к лету мы добавим в ассортимент Филиппины. Это направление появится, в первую очередь, по просьбе нашего представительства в Хабаровске. Будут также предлагаться туры из Владивостока.

- То есть ваше предложение по Филиппинам займет нишу, освободившуюся после ухода «Авиачартера-ДВ»?

- Эта компания занималась чартерной перевозкой. У нас таких планов пока нет. «Натали Турс» предложит туры на Филиппины на рейсах регулярных перевозчиков со стыковками в Азии.

- Новые направления уже поступили в продажу?

- Большинство из них уже можно забронировать. Представлены туры в Чехию, Германию, на Бали, Шри-Ланку. Туры представлены с вылетами с середины февраля, и продажи уже пошли. Что касается летнего отдыха, то здесь мы стараемся максимально стимулировать продажу в глубину. Мы хотим как можно быстрее спрогнозировать нужные объемы для того, чтобы правильно сформировать полетные программы, а не стимулировать продажи тарифами last minute. Лучше доставлять рейсы, чем снимать их, поэтому максимально стимулируем ранние бронирования. Мы будем стараться в период основных продаж – за 2-3 недели до вылета, держать высокие тарифы, и к этому периоду реализовывать 70-80% емкостей.

Сейчас по всем направлениям у нас установлено три варианта цены. Во-первых, это базовый тариф, который является достаточно высоким. Продажи по нему уже открыты и будут действовать до последнего момента. А также есть две цены «Пронто». Это наши акции по раннему бронированию. Одна цена прекращает действовать за два месяца до вылета, вторая – за два месяца до вылета. Экономическая выгода по ценам раннего бронирования составляет 15-30%, в зависимости от того, участвует ли в этой акции отель или спецтариф дает только «Натали Турс».

- Продажи уже пошли?

- Да. И наиболее востребованы наши основные направления – Испания (Коста Брава, Коста Дорада, Тенерифе), Италия (Неаполитанская Ривьера, Лигурия), Кипр. Около 90% продаж по раннему бронированию приходится сейчас на начало июня.

Наша задача – создать в сезоне «Лето 2015» легкий дефицит продукта по нашему основному направлению - Испании. Конечно, туристы всегда смогут приобрести тур в дешевую «трешку» и в последний момент, но качественный продукт должен быть в легком дефиците. И думаю, что этот дефицит будет.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР