14 октября, понедельник
 
 

Зачем ехать в круиз по Енисею: раскрываем детали уникального проекта

В летней навигации 2020 года речной круизный туроператор «ВодоходЪ», лидирующий  в России по количеству единиц флота и перевезенных пассажиров, запускает уникальные для российского рынка круизы по Енисею. Об этом проекте мы беседуем с Ришатом Багаутдиновым, генеральным директором компании.

- Ришат, как и когда возникла идея отправить теплоход «Максим Горький» на Енисей?

- Два года назад. Общаясь с нашими иностранными и российскими партнерами, мы постоянно слышали запрос на продвижение в сторону Сибири. Плато Путорана, Красноярск, знаменитый заповедник «Столбы», малые народности севера с их обычаями и обрядами, удивительная природа – там действительно есть, что посмотреть.

Но для многих Сибирь ассоциируется в первую очередь с Енисеем, на котором на сегодняшний день нет ни одного круизного теплохода, поэтому мы решили передислоцировать «Максим Горький» именно туда. Этот теплоход идеален с точки зрения продукта премиум-формата: он и был небольшой вместимости, которую мы еще сознательно уменьшили, увеличив площадь кают, и создали эксклюзивный, нишевый продукт.

Отмечу, что на Енисее работают только два грузопассажирских теплохода, но они выполняют именно транспортную функцию. А у «Водохода» достаточно опыта и ресурсов для того, чтобы сформировать уникальное предложение, новые программы, прийти туда, где мы будем первыми, и создать для своих туристов действительно особенный круиз

- Как вы составляли маршрут енисейского круиза?

- Перед нами стояла задача исследовать все основные точки притяжения, которые существуют в Красноярском крае.

Протяженность маршрута – более 2000 км, по этой причине было очень сложно найти человека, который бы знал все в подробностях обо всех интересующих нас точках. Пришлось самим погружаться в вопрос, изучать географию, историю края, общаться с людьми, которые хорошо владеют локальной информацией.

- Были сложности? Как их удалось решить?

- Были. Например, после того, как мы проанализировали маршрут, выяснилось, что не во всех местах, где можно было бы организовать интересную стоянку, есть причальная инфраструктура. По этой причине мы решили оборудовать теплоход специальными лодками типа «Зодиак» для высадки туристов в примечательных местах.

Вторая сложность заключается в том, что на Енисее лед вскрывается позже, чем на реках европейской территории России, поэтому нам пришлось адаптировать расписание круизов под график ледохода и под работу Богучанской ГЭС.

В-третьих, на Енисее непростые судоходные условия, высокая скоростью течения (до 18 км/ч) и наличие порогов. Ну и наконец, местами связь доступна только через спутник.

- Маршрут на Енисее уже проверен самими специалистами «Водохода»?

- Да, в начале сентября мы вшестером, отправились проверять маршрут. У нас был план, программа, расписанная по минутам, но также были «белые пятна» по ходу следования, места, которые нужно было изучить для туризма.

Енисей – протяженная река, иногда расстояние между точками на маршруте получалось очень большое, и нам надо было найти промежуточные стоянки. Так, например, на маршруте появился Верхнеимбатск.

- Каковы ваши личные впечатления от увиденного?

- Путешествие получилось очень разнообразное, полное контрастов, неожиданных находок и впечатлений. То, что мы увидели, невозможно описать двумя словами.

Огромные просторы тайги, мощь реки, удивительные люди, различные этносы, староверы, сибирские казаки, старинные обряды, национальная кухня, рыбалка, общение с природой и, конечно же, великая история со всеми ее светлыми и трагическими моментами.

Я думаю, что по информативной насыщенности и многообразию на сегодняшний день не существует ни одного аналогичного круизного тура, а некоторые доказанные исторические факты для многих могут стать просто сенсацией.

В Бахте мы встречались с местными охотниками и промысловиками, а потом заезжали к староверам: было ощущение, что попали в прошлое, где нет телевизоров, телефонов, больниц, а деньги и политика никого не интересуют.

Как я уже упоминал, мы практически случайно открыли замечательную стоянку в Верхнеимбатске – решили причалить, размять ноги после длинного перехода. Во время прогулки по деревне местный глава посоветовал нам посетить этно-базу. Мы были удивлены увиденным, и из этого неожиданного визита получилась первоклассная экскурсия для наших туристов. Но это сюрприз.

В Туруханске познакомились с местным краеведом-коллекционером, и больше нас поразило не его собрание экспонатов, а то, с каким увлечением он рассказывал о своем крае и людях.

В Ермаково, где прервалось строительство самой северной железной дороги заключенными ГУЛАГа, все еще можно увидеть свидетельства эпохи репрессий - тепловоз, заброшенную колею, сторожевые вышки, разрушенный лагерь.

На стареньком вездеходе через болота мы отправились в чащу, чтобы посмотреть на остатки бараков лагеря для заключенных. На половине пути вездеход сломался, и мы пробирались через лес пешком. Из-за того, что все заросло деревьями, сложно было представить полную картину лагеря, но было впечатление, что люди куда-то торопились, побросали все и ушли.

- Мы знаем, что маршрут пересекает полярный круг. Какие пункты в Заполярье посетили вы и что посетят туристы?

- На самом деле полярный круг теплоход пересекает целых три раза: так получается, потому что на границе полярной зоны Енисей образует петли.

Нас ждал и обряд посвящения в полярники. Раньше человека обвязывали канатом, окунали в Енисей, затем давали выпить полстакана соленой воды и полстакана водки. С нами поступили более гуманно и просто – облили из шланга холодной енисейской водой, но все остальное мы выполнили согласно традиции. Думаю, что и некоторые туристы согласятся пройти такое испытание

Первый пункт в Заполярье – Игарка, где находится музей вечной мерзлоты, некоторым экспонатам которого – более 50 000 лет.  

Наше путешествие завершилось в Дудинке.За эти полтора дня, что мы там находились, познакомились с представителями всех пяти этносов, населяющих Таймыро-Долганский автономный округ – от некоторых народностей осталось всего 200 человек. Побывали в чумах, где нас познакомили с обрядами и традициями, угостили местной кухней. 

- Наверняка многих, кто хотел бы отправиться в круиз по Енисею, интересует ли вопрос – нужна ли какая-то специальная подготовка к такому путешествию?

- Не стоит забывать, что этот круиз, по сути, - экспедиция. Со всеми присущими ей особенностями.

Во-первых, придется много ходитьнужна не только специальная трекинговая обувь, но и хорошая физическая форма.

Во-вторых, надо быть готовым и к условиям тайги. Конечно, мы будем обеспечивать туристов специальными защитными костюмами и репеллентами от насекомых, а на борту будет работать медицинский кабинет, оснащенный всем необходимым с учетом специфики региона. Выход на берег и вход на теплоход будет осуществляться только через специальную «чистую зону».

В-третьих, необходимо настроиться на полный «цифровой детокс», так как на большей части маршрута не будет интернета и далеко не везде есть мобильная связь.

В-четвертых, в программе будет рыбалка, и мы предвидим, что будет сложно вовремя вернуть туристов обратно на борт теплохода, чтобы не сдвинулось расписание.

К слову, я еще в Бахте спросил у местного парня, какие виды рыб там водятся, чтобы знать, какую брать блесну. Но он ответил, что енисейской рыбе все равно, какая приманка, она большая, агрессивная и клюет на все подряд!

- Каким туристам прежде всего будет интересен енисейский маршрут? 

- Настоящим исследователям. Тем, кто хочет увидеть не парадную, а подлинную, сибирскую Россию, удивительную дикую природу и сибиряков.

В отличие от рейсов «Москва – Санкт-Петербург», где вся инфраструктура уже адаптирована под туризм, в Сибири все по-другому. По этому маршруту хорошо организованных туристических групп практически нет.

Мы же обеспечим гостей привычным комфортом, но при этом проведем их действительно заповедными тропами и покажем уникальные вещи. Даже погода тут совершенно особенная: на протяжении всего пути меня не покидало ощущение, что каждый день мы из одного мира попадали в другой.

Картинка меняется, как в калейдоскопе: мы выходили из Красноярска – было +25С, пришли в Дудинку – стало +5С, а когда улетали, уже пошел дождь со снегом. Еще ни разу за 10 дней путешествия я не получал столько впечатлений и исторических знаний.

В енисейский круиз нужно поехать, чтобы увидеть то, что в жизни никогда не видел. Чтобы испытать трепет от прикосновения к тайнам Сибири. Чтобы потом еще много раз во сне проходить этот маршрут по Енисею.

- Сибирь – это еще и местная необычная гастрономия. Во время вашего путешествия, что вы попробовали первый раз и что больше всего понравилось? Что рекомендуете будущим туристам?

- Местная рыба. Там огромный ассортимент великолепной, вкусной, необычной рыбы. Нам удалось отведать многое: нельма, муксун, окунь, енисейская уха на костре. Лично мне больше всего понравился тугунок – маленькая рыбка, которую засаливают, либо коптят.

Знакомство с местной гастрономией началось на ужине в Красноярске, где нас угощали сугудаем, а я впервые узнал, что папоротник может быть не только съедобным, но и вкусным. Еще я никогда не видел такого множества наливок – 15-20 разновидностей: на орехах, шишках, ягодах, на всем, чем богата тайга. Варенье из сосновых шишек оказалось очень необычным и вкусным.  

Мы убедились, что существует «сибирская кухня» - самобытная, разнообразная, необычная и очень вкусная – «кухня» в полном смысле этого слова. И не важно, кем и где приготовлена пища: рыбаками на костре прямо на берегу реки или шеф-поваром в ресторане, - все равно получается блюдо с неповторимым узнаваемым сибирским вкусом.

- Какое вы можете дать напутствие будущим туристам в круизе по Енисею?

- Главное для будущих участников экспедиции - это настрой на интересное путешествие, готовность к сильным эмоциям, гастрономическим и природным открытиям.

Видимо, у енисейской Сибири настолько мощная энергетика, что после завершения тура его яркие образы будут постоянно будоражить вашу память. Готовьтесь.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР