23 апреля, вторник
 
 

Елена Скуратова: «Страховой полис – лучшая подушка безопасности для туристов»

Следующие друг за другом новости о тех или иных чрезвычайных происшествиях, случающихся с туристами за рубежом, заставляют задуматься о собственной безопасности. Именно поэтому, важность оформления страховых полисов перед поездкой уже не однократно упоминалась государственными органами. О возможностях страхования в туризме, о российской страховой культуре, а также о самых популярных видах страхования рассказала Управляющий директор по комплексному страхованию в туризме одной из крупнейших российских страховых компаний «Ренессанс страхование» Елена Скуратова.

- Что нужно в первую очередь понимать туристу при покупке страхового полиса?

- К покупке страхового полиса следует подойти взвешенно, так как именно страховка будет являться гарантией оплаты медицинских услуг за рубежом, а цены там несопоставимы с российскими. Желательно, чтобы это был полис известной и крупной компании, которая является экспертом именно в этом виде страхования, обладает достаточным опытом. Нужно обращать внимание на надежность страховщика, его финансовую стабильность, грамотную тарифную политику, и, конечно же, уровень клиентского сервиса.

Полис должен включать, как минимум, необходимый перечень рисков: экстренную медицинскую помощь, стоматологию, оплату лекарств, медицинскую транспортировку и репатриацию. Если турист планирует занятия активным отдыхом, или хотел бы получить компенсацию в результате несчастного случая, это должно быть дополнительно учтено в программе.

- После трагических событий в Египте и Турции, стали ли российские туристы относиться к страхованию более внимательно?

- В то время как туристы из Германии в спешном порядке покидали египетские пляжи, российские туристы собирались на отдых. Россиян в принципе трудно запугать, поэтому сложная политическая обстановка отразится только на бюджете этих стран. Россияне все равно поедут отдыхать, и в последнее время мы наблюдаем, что чаще стали выбирать дополнительную страховую защиту. Включение в полис дополнительных рисков, таких  как  отмена и задержка поездки, юридическая помощь, утрата багажа, обострение хронических заболеваний, риски, связанные с беременностью, а также страхование квартиры на время поездки, приводит к незначительному удорожанию полиса, но существенно облегчает жизнь. Наши партнеры, в том числе отмечают, что появляется такая потребность, и мы получаем запросы о том, чтобы подключить расширенные страховые продукты для туристов.

- Какова стоимость стандартного страхового полиса, который покупают выезжающие за рубеж туристы? Расширенное страхование обойдется туристам значительно дороже, чем стандартная страховка?

- Стоимость страхования зависит от страховой суммы и от набора рисков, который включен в программу. Если брать стандартный полис для выезда в страны Шенгенского соглашения с покрытием в 30 тыс евро, то стоимость этого полиса составляет 1 евро в день.  Расширенное страхование предполагает индивидуальный подход, тем не менее, стоимость полиса возрастет в пределах 5-10%.

- Почему же на покупку расширенного страхования решаются не многие?

- В свое время государственная поддержка и внимание к ОСАГО дали хороший результат ­-  люди осознали необходимость страхования автомобилей. К сожалению, необходимость позаботиться о страховании своей жизни и здоровья на отдыхе пока еще понятна не всем. При этом речь идет о полисах стоимостью до 500 рублей с лимитом ответственности страховщика 30 тысяч евро. Так что здесь вопрос не цены, а неразвитой страховой культуры, и надежды на русский «авось».

- В Европе страхование действует шире?

- Страховые программы, представленные на российском рынке, соответствуют международным стандартам. Более того, исключения из страхового покрытия в Европе и США намного жестче, чем у нас. Например, в некоторых странах, в отличие от российской практики страхования, от туриста требуется декларация о здоровье с подтверждением того, что поездка согласована с доктором. Не покрывается лечение, исследования в частных клиниках и госпиталях, при условии возможности проведения лечения и исследований в государственных клиниках. Исключается из страхования следствие поездки на мотоцикле, мопеде без шлема.

- Какие самые частые ЧП происходят с российскими туристами за рубежом?

- Все зависит от страны пребывания. Для стран массового отдыха: 33% страховых случаев связаны с заболеваниями простудного характера, 32% с травмами, ушибами и растяжениями, 26% с заболеваниями пищеварительной системы. В странах горнолыжного отдыха 53% страховых случаев приходится на простудные заболевания, а не на травмы, ушибы и растяжения, как думают многие. На эту категорию приходится лишь 17% обращений. 27% обращений связаны с переломами конечностей и позвоночника. За зимний горнолыжный сезон проведена 21 медицинская эвакуация на Родину с тяжелыми травмами при занятии горными видами спорта. В странах экзотического отдыха 51% страховых случаев приходится на заболевания простудного и инфекционного характера, 19% – травмы, ушибы, растяжения, 14% – заболевания пищеварительной системы. Далее по частоте обращений следуют обращения, связанных с последствиями солнечного излучения (аллергия, ожоги, тепловые удары), и случаи, связанные с хищением документов и денег. Больше всего происшествий с туристами происходит на массовых направлениях – Турция и Египет.

- Помимо стандартной медицинской страховки, какие еще программы компания «Ренессанс страхование» готова предложить путешественникам?

- Туристы меняются, и страховые компании обязаны успевать за этими трансформациями. Прошли те времена, когда наши граждане, приезжая за рубеж, вели себя крайне осторожно, почти никуда не выходили из отеля. Сейчас они, привыкшие путешествовать, арендуют машины, колесят по стране, самостоятельно смотрят достопримечательности. Когда человек вовлечен во взаимодействие с другими людьми, увеличивается количество факторов риска. В аэропортах открываются новые терминалы, и не всегда они работают четко, случаются сбои, теряется багаж, так что его страхование становится актуальной темой. У тех, кто едет зимой в жаркие страны, могут обостриться хронические заболевания; программы обязательного страхования не предусматривают выплат в этом случае. В общем, есть много поводов расширить страховой пакет. При этом общая стоимость страхования вырастет не более чем на 5-10%, это не дороже, чем стоимость чашки кофе в ожидании рейса.

Мы отметили, что по итогам прошлого лета, когда в России происходили частые пожары, популярностью стала пользоваться наша программа «На ключ». Программа позволяет на время поездки застраховать свою квартиру или свой дом.

- Насколько часто происходят страховые случаи по этой программе? И сколько она стоит?

- Если говорить про пожары, в среднем каждый день в Подмосковье сгорает 15 домов. 89% всех случаев, которые происходит в Москве в летний сезон - заливы. В это же время количество квартирных краж возрастает просто в разы. Программа «На ключ» на срок от 14 до 21 дня и обходится в 150-500 рублей при размере страхового покрытия от 300 тыс. рублей и выше.

- Какую еще помощь может оказать страховая компания путешественнику?

- К летнему туристическому сезону мы подготовили для своих клиентов новую опцию - «консьерж-сервис». Эта услуга представляет собой по сути проекцию передовых европейских тенденций на российский рынок. Клиент, позвонив по телефону, указанному в страховом полисе, сможет бесплатно получить информацию на русском языке, начиная от справки по городу, консультации по маршруту и заканчивая правовой поддержкой и предоставлением рекомендаций при совершении правонарушений и арестах. В путешествии могут произойти разные непредвиденные обстоятельства, но клиент всегда должен чувствовать себя комфортно и защищенно.

- В каких случаях можно воспользоваться опцией?

- Практически во всех сложных ситуациях, в которых может оказаться россиянин за рубежом. Начиная от проблемы, когда туриста не встретили в аэропорту, заканчивая информацией о том, где в стране можно безопасно пообедать. Обратиться за помощью можно также для получения юридической консультации. Мы видим, что такая услуга сейчас действительно востребована.

- Как это работает?

- Турист звонит по номеру телефона, который указан в страховом полисе и связывается с оператором круглосуточного диспетчерского сервиса, который предоставляет ему услугу. Услуга действует по всем странам мира и по всем регионам.

- А от невыезда россияне стали страховаться больше?

- Это страховка покупалась всегда. Дело в том, что большей популярностью у россиян пользуется страховка от невыезда в случае неполучения визы. Но это только часть проблемы. Многие забывают, что у них есть дети, которые могут неожиданно заболеть, а с больным ребенком никто никуда не поедет. Может произойти неприятная ситуация, например, с заливом квартиры. То есть объективные жизненные ситуации, из-за которых человек не сможет выехать, но это не связано с выдачей визы, также можно предусмотреть в страховой программе. Такая обширная страховая защита вызывает интерес у клиентов, но общей тенденции пока нет. Люди либо не знают, что есть такая возможность, либо не очень внимательно относятся к таким ситуациям.

- Как же учесть все риски, с которыми можно столкнуться при поездке за рубеж?

- Здесь свою роль должны играть туроператоры и турагентства. Конечно, туроператор со своей стороны, не может предусмотреть все риски: его задача обеспечить страхование рисков связанных с оказанием экстренной медицинской помощи с учетом того вида отдыха, который он предлагает. Уже на этой базе дополнительную работу должен проводить турагент. Человеку не нужно ничего искать на рынке, если у него есть профессиональный турагент, который предлагает варианты, учитывая индивидуальные интересы конкретного туриста. В этом направлении я вижу четкий тренд: помимо традиционного пакета, который включает в путевку туроператор, расширенное страхование, дополнительные опции предлагает турагент.

- Как вы считаете, как можно в будущем повысить страховую культуру нашего общества?

- Безусловно, это возможно с государственной поддержкой. Хорошо, что сейчас вопросы страхования туристов поднимают на самом высоком уровне. У нас развитая страна с рыночной экономикой, люди с огромным багажом знаний, читают Достоевского, доказывают немыслимые теоремы, но при этом слабо представляют, что такое управление личными финансами и страхование.  Эту ситуацию нужно менять. Уже сейчас страховые компании готовы проводить обучающие семинары и тренинги для турагентств и туроператоров с тем, чтобы в дальнейшем турагенты могли четко и корректно инструктировать туристов о необходимости того или иного страхового покрытия.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР