28 марта, четверг
 
 

«Булгарская» трагедия

Сегодня День национального траура по погибшим в результате крушения теплохода "Булгария".

В результате страшной трагедии, произошедшей 10 июля на Волге, из 208 пассажиров на борту круизного судна «Булгария» удалось спасти чуть больше половины. Из 148 "официальных" туристов в живых остались 50 человек, из 33 членов экипажа – 23. На судне также было 25 незарегистрированных пассажиров.

Как это часто бывает, только трагедия заставила обратить внимание на отрасль внутренних речных круизов внимание общественности и чиновников. О каких-либо общих превентивных мерах по поддержке отрасли, правда, речи пока не идет. Обсуждается лишь необходимость проверки всех транспортных средств, занимающихся перевозкой пассажиров. «Нам нужно провести тотальное обследование всех транспортных средств, которые занимаются перевозкой пассажиров», - заявил президент РФДмитрий Медведев в понедельник на совещании по катастрофе теплохода «Булгария». Он также отметил, что «это далеко не единственное судно, которое имеет такого рода проблемы» .«Конечно, гражданские суда, теплоходы, имеют довольно длительный срок эксплуатации, это даже не самолеты, но тем не менее, судя по информации, которой мы сегодня располагаем, состояние этого судна было ненадлежащим», - сказал президент.

С президентом согласны и представители отрасли речных круизов. Произошедшая трагедия свидетельствует о наличии серьезных проблем в организации речных круизов,  о которых неоднократно говорили эксперты АТОР. На сегодняшний день по рекам европейской части России ходит примерно 120 судов различного уровня комфортности. Из них 50 четырехпалубных теплохода построены 25-30 лет назад, остальные 70 2-3-х палубные суда построены 40-60 лет назад. Средняя вместимость 200 человек. При навигации продолжительностью 140 дней, средний объем рынка составляет 300-350 тыс. человек за сезон. «Российские теплоходы, обслуживающие сейчас всю отрасль внутренних речных круизов, строились еще во времена СССР, но не в России, а в Германии, Чехословакии. Эти верфи уже давно закрыты. В современной России ни один теплоход построен не был», - рассказал директор отдела маркетинга компании «Инфофлот» Андрей Михайловский.

Ежегодно все эти суда проходят освидетельствование Российским речным регистром, проводятся ремонтные работы, разборка и при необходимости замена элементов двигательно-рулевого комплекса. Замена агрегатов может производиться на 60-90%. Таким образом, даже 60-летнее судно может быть вполне приспособлено под круизы. Ответственность за обеспечение технической пригодности судна лежит на пароходной компании либо туроператоре-арендаторе - в зависимости от условий договора. Однако в результате постоянной реновации и ремонта судов, количество более или менее комфортабельных кают ежегодно сокращается. В итоге, при растущем спросе ежегодно количество мест, способных удовлетворить потребности туристов, сокращается. По средней оценке экспертов, в этом году прирост в этом сегменте рынка составил примерно 20%.

Сталкиваясь с дилеммой - «покупать новые корабли или обновлять старые», пароходные компании и туроператоры чаще всего склоняются ко второму варианту. Строительство судов в России невозможно из-за непомерно высокой себестоимости, значительно превышающей приобретение теплоходов за рубежом. Впрочем, купить иностранные суда наши операторы также не могут: с каждого корабля из Германии или Австрии необходимо уплатить в казну государства 5-процентную пошлину и 18% НДС от общей стоимости судна. Кстати, из-за границы корабли можно было бы приобретать сравнительно новые, построенные 5-7 лет назад. Однако, как отмечают эксперты, полное отсутствие государственной поддержки сводит все на «нет». «Немцы и французы строят свои теплоходы под кредитную ставку 0%, у нас ставка 12-14%», - пояснил генеральный директор компании «Русская пароходная компания на паях» Андрей Басов. Нельзя забывать и об объеме топлива, которое приобретается пароходными компаниями. На заправку одного теплохода уходит примерно 50 тонн топлива. Естественно, никаких скидок на поддержку этого сектора отрасли внутреннего туризма также не поступает.

При этом отдача от этого вида туризма довольно ощутимая. По приблизительным оценкам, за весь навигационный период отрасль приносит около 8 млрд. рублей. При этом рынок речных пассажирских круизов обладает так называемым мультипликационным эффектом: задействованы шлюзы и причалы многих российских городов, огромные человеческие ресурсы. Так, например, экономики таких небольших российских городов, как Кижи, Валаам, Углич строятся по большей части за счет обслуживания речных туристов-круизеров.

Между тем, эхо от трагедии на Волге ожидают и госструктуры и круизные туроператоры. «Катастрофа в Татарстане с «Булгарией» - это страшная трагедия, которая в том числе «отбрасывает» назад туристическую привлекательность нашей страны», - заявил председатель комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму Владимир Жидких в понедельник, 11 июля, в Томске. По данным российских туроператоров, отказы от туров пока единичны, но не исключено, что их будет больше.

Ассоциация туроператоров России  (АТОР) выражает соболезнование семьям и близким погибших в результате крушения круизного судна «Булгария». «Жизнь пассажиров «Булгарии» была застрахована по программе обязательного страхования на транспорте на сумму, соответствующую 120 МРОТ, что составляет 519 600 рублей, - сообщила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, - Однако никакая страховка не вернет погибших их семьям. АТОР выражает искренние и глубокие соболезнования всем близким  и родственникам пострадавших в трагедии».

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР