16 июня, воскресенье
 
 

Турпоток растет, рентабельность падает

О том, где отдыхали россияне, куда поедут в 2012 году, а также о том, что чаще всего вызывает неудовольствие наших туристов, рассказали представители Ассоциации туроператоров России (АТОР) на пресс-конференции, состоявшейся в среду.

В 2011 году будет поставлен очередной рекорд роста количества туристических поездок, уверены эксперты. Однако с ростом турпотока падает рентабельность по основным массовым направлениям выездного туризма. Внутренний и въездной туризм показывают сдержанный рост. Итоговый отчет АТОР составлен на основе данных Росстата и опроса туроператоров.

Выезжать стали больше, но прибыль уменьшается

По оценкам туроператоров, поток в Египет в 2011 году снизился примерно на 40% по сравнению с 2010 годом. «Причиной такого падения стала трехмесячная пауза в перелетах и нагнетание обстановки в СМИ», - пояснил в ходе пресс-конференции руководитель Аналитической службы АТОР Геннадий Боровиков. При этом он отметил, что, несмотря на снижение, Египет по-прежнему остается одним из наиболее популярных мест отдыха у россиян. В рейтинге новогодних бронирований он занимает первую строчку.

Тем не менее, революция в Египте серьезно повлияла на статистику других зарубежных пляжных направлений. Одним из заменителей этой страны стал Таиланд. По данным Росстата, поток в эту страну за первые 9 месяцев 2011 года вырос на 95%. Туроператоры на данный момент констатируют прирост организованных туристов на уровне 40%. Несколько скорректировать итоги года может статистика периода наводнения в Таиланде и последовавшего за ним изменения авиаперевозки – она была уменьшена на 15-20%. В результате, по итогам года прирост может составить около 50%. Однако, несмотря на высокий спрос, рентабельность у Таиланда постоянно падает: избыток перевозки, особенно на низкие даты, свидетельствует о том, что борьба на направлении ведется за количество, а не доходность.

Аналогичная картина наблюдается по Греции. По оценке Аналитической службы АТОР, это самое конкурентное летнее направление на российском туррынке. Борьбу здесь ведут несколько больших и средних туроператорских компаний. Вылилось все в серьезный демпинг: туры в страну летом продавались за 170 евро. По оценке Росстата, в этом году в Греции отдохнуло на 58% больше туристов, чем годом ранее. Туроператоры наблюдают прирост 50%. Правда, рентабельность у направления в этом году отрицательная.

В Испании, по оценке Росстата, в 2011 году побывало на 58,8% больше россиян, чем в 2010 году. У туроператоров количество отправленных туристов выросло в среднем на 50%. Прирост во многом объясняется возросшим объемом региональной перевозки. Привлекательность направления также повысилась благодаря лояльной визовой политике страны: испанцы выдают мультивизы, которые сейчас можно получить в 10 городах России. Тем не менее, рентабельность направления в этом году также низкая. Майорка продавалась «в ноль» или ниже себестоимости.

Активным спросом у россиян продолжает пользоваться Италия. Перевозка на этом направлении в 2011 году подросла примерно на 15-20%. На таком же уровне туроператоры констатируют прирост турпотока. По данным Росстата, количество туристов на итальянском направлении выросло на 28,6%.

Кипр в этом году тоже значительно подрос. Росстат зафиксировал увеличение турпотока на уровне 40,5%, туроператоры – 20%. Перевозка по направлению в этом году увеличилась на 15-20%. Ожидается, что в 2012 году прирост турпотока на уровне 30-40% продолжится.

Новым трендом этого года становятся ОАЭ. На данном направлении в своих оценках Росстат и туроператоры сходятся – плюс 32-35%. Такое единодушие можно объяснить тем, что самостоятельных туристов в ОАЭ практически не бывает. На приросте по направлению ОАЭ сказалось несколько факторов. Во-первых, бюджетный сегмент Эмират стал хорошей альтернативой для тех туристов, которые боятся ехать в Египет. Во-вторых, в этом году значительно вырос объем региональной перевозки в ОАЭ. Помимо этого, Эмираты ведут активную маркетинговую программу и выводят на рынок все новые продукты: продвигаются Рас-Альхайма, Фуджейра, Абу-Даби.

Неприятным сюрпризом для туроператоров стала зимняя Болгария. Если летом по этому направлению удалось выйти в плюс 20%, то зимой турпоток снизился на 15-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому прирост в 28,4% по итогам 9 месяцев, который обозначил в своем отчете Росстат, относится скорее к самостоятельным туристам и владельцам недвижимости в Болгарии. Из-за жесткой борьбы участников рынка туроператоры по Болгарии практически весь год несут убытки. Сказывается и ценовая политика авиаперевозчиков и ряда хотельеров, благодаря которым Болгария перестала быть бюджетной.

На рынке внутреннего и въездного туризма практически без перемен

Туроператоры отмечают, что путешествовать по России все еще может далеко не каждый житель нашей страны. Чаще всего тур по России стоит намного дороже, чем отдых за рубежом. Поэтому серьезных скачков рынок внутреннего туризма давно не показывает. Пожалуй, наибольший рост спроса в этом году показал Алтайский край (курорт Белокуриха), который интересен в первую очередь для оздоровительного туризма. Подрос интерес и к Санкт-Петербургу – плюс 20%. «Мы ожидаем, что в следующем году неплохие показатели покажет и Москва. Столица вот уже шесть месяцев является главным ньюсмейкером всевозможных СМИ», - отметила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

Количество отправленных туристов на курорты Краснодарского края у туроператоров выросло примерно на 15%. Аналогичный прирост показал Крым, путевки в который дешевле туров на ККК примерно на 20%. Рост турпотока в Сочи ждут в 2013 году, когда в городе закончится предолимпийская стройка. В Туапсе продажи уже несколько лет держатся на одном уровне. Отельная база развивается медленнее, чем в Анапе и Геленджике.

Рынок выездного туризма, по оценкам туроператоров, в 2011-м вырос примерно на 10%. Стоит отметить, что в этом году въездной турпоток после долгого периода впервые показывает неплохой рост. Правда, Россия все еще не настолько популярна у иностранцев, как хотелось бы туроператорам и властям.

Наиболее популярными маршрутами у иностранцев по-прежнему остаются Москва, Санкт-Петербург и Золотое Кольцо. При этом, как пояснил гендиректор «Райзебюро ВЕЛЬТ» Константин Радушкевич, чаще всего дольше трех дней интуристы в России не задерживаются. Поэтому 80% приезжих ограничиваются обычными обзорными экскурсиями к Кремлю и Храму Христа Спасителя, дополнительные практически никто не берет. Летом также популярны экскурсии на теплоходах. По словам Константина Радушкевича, возвратность у иностранных туристов составляет не более 5-10%.

Интересно, что в этом году частыми гостями России стали граждане Ирана. Их этим летом обслуживали практически все туроператоры, занимающиеся приемом иностранцев. При этом иранцы оказались самыми щедрыми туристами.

Значительно вырос въездной поток в Россию из азиатских стран – Китая (53%) и Кореи (15%). Отмена визового режима с Турцией поспособствовала притоку туристов из этой страны – плюс 43%.

Сезонные жалобы

С ростом количества выезжающих россиян растет и объем претензий, предъявляемых туристами к турфирмам. В этом году Правовая служба АТОР обработала на 100% больше жалоб, чем годом ранее. При этом растет количество жалоб к системам он-лайн бронирования отелей и авиабилетов. Это говорит о том, что на фоне общего роста количества путешественников в России также увеличивается объем самостоятельных туристов.

Интересно, что в жалобах, поступающих в АТОР, прослеживается четкая сезонность. Летом большинство туристов (45%) недовольны заменой отеля или номера. На втором месте (25%) идут претензии по поводу штрафов за отказ от забронированного тура. 17% туристов жалуются на отмену или задержку рейсов.

Зимой ситуация несколько меняется. 60% туристов жалуются на штрафы, которые выставляет оператор по отказу от тура. Вероятно, такая тенденция объясняется более высоким уровнем заболеваемости в зимний сезон. 22% туристов недовольны отменой или задержкой рейсов. 8% туристов никак не могут смириться с обязательностью оплаты новогоднего ужина, который включается в стоимость большинства отелей на праздничный период.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР