13 июня, четверг
 
 

Тарас Кобищанов: «Людям важно не просто вернуть деньги, а еще и осуществить свои планы на отдых»

История с банкротством компании «Аврора Интур» наделала много шума, несмотря на то, что компания повела себя ответственно и ушла с рынка цивилизованно и достойно. Туроператор объявил о невозможности выполнить обязательства по отправке за рубеж почти 600 своих туристов, рекомендовал им обратиться за возмещением ущерба в страховую компанию, а желающим совершить поездку, оплатив туры повторно, - в «Русский Экспресс». О том, почему именно в эту компанию, рассказывает генеральный директор «Русского Экспресса» Тарас Кобищанов.

- За последние три года, с начала кризиса, нами было интегрировано 4 туристических фирмы. Две из них фактически влились в состав «Русского Экспресса», еще две продолжают работать под своими торговыми марками. Однако переговоров с владельцами бизнесов, по той или иной причине желавших с ними расстаться, было проведено на порядок больше. Чаще всего встречи не заканчивались сделкой: либо компания была нам неинтересна, либо ожидания владельцев по ее стоимости - завышенными. С руководством «Авроры Интур» мы впервые встретились около полутора лет назад, но предложенные мной параметры покупки вторую сторону не устроили. На этом и расстались, хотя наши компании сотрудничали: например, «Аврора» брала у нас часть перевозки на Карловы Вары.

Несколько недель назад владельцы снова предложили встретиться и продать компанию на предложенных мной полтора года назад условиях. Однако за прошедшее время ситуация в «Авроре» осложнилась, и бизнес уже не стоил столько, сколько раньше. Наши сотрудники провели финансовый анализ, и по его итогам стало понятно, что окупить вложения будет крайне сложно, если вообще возможно. Об этом я прямо сказал владельцам. Однако в холдинге имелись вполне финансовоздоровые части: компания «РТК», занимающаяся внутренним туризмом и санаторно-курортным лечением в России; авиационно-транспортная компания, владеющая авиа- и ж/д кассами на Белорусской; а также дочерняя фирма в Сочи. Важно, что данные структуры не имели невыполненных обязательств перед клиентами. Их активы и были нами приобретены и интегрируются в состав холдинга «Русский Экспресс».

Что же касается оператора по зарубежному туризму «Аврора Интур», то здесь мы могли только оказать помощь с тем, чтобы пострадавшие клиенты все-таки совершили запланированные путешествия. Я абсолютно уверен в надежности страховой компании «Росно», которая выполняет свои обязательства по фингарантиям. Но людям важно не просто вернуть деньги, а еще и осуществить свои планы на отдых. Наши сотрудники на протяжении последних полутора недель договаривались с зарубежными партнерами и авиакомпаниями, оформляли документы клиентов, решали все вопросы, связанные с перебронированием туров. В подавляющем большинстве случаев нам удалось сохранить и места в отелях, и билеты на самолетах. К сожалению, решение владельцев «Авроры» было неожиданным, времени подготовиться к данному авралу не было, и приходилось действовать в режиме цейтнота. Ситуация осложнялась тем, что генеральный директор «Авроры» самоустранился от разрешения проблем его туристов, а руководитель зарубежного департамента, не выдержав стресса и сверхнагрузок, попала в больницу. Однако в итоге я доволен, как мы сработали, уверен, что новогодний и рождественский отдых клиентов оформившихся у нас агентств «Авроры» не будет сорван. Хочу за это выразить благодарность всем сотрудникам «Авроры» и «Русского Экспресса», кто работал в состоянии цейтнота и помогал пострадавшим туристам и агентствам! А Юле Кудряшовой, упомянутому руководителю зарубежного департамента «Авроры Интур», от всей души желаю скорейшего выздоровления!

- Фактически на туристическом рынке появился прецедент, при котором неспособный осуществить свои обязательства туроператор не просто закрывается, а вместе с одним из своих коллег по цеху пытается цивилизованно решить вопрос, чтобы клиенты пострадали в минимальной степени?

- Можно сказать и так.

- В чем вы видите причины финансового коллапса, постигшего «Аврору»?

- Думаю, что я не имею права говорить о проблемах данного оператора. Но в целом ситуация в туризме развивается по крайне неблагоприятному сценарию. В дополнение к общему экономическому кризису и связанному с ним падением платежеспособности клиентов, мы имеем внутреотраслевой кризис и кризис перепроизводства. Небольшому монопрофильному оператору бывает особенно сложно: если его направление оказалось под ударом, у него нет других продуктов, способных компенсировать падение; он в наибольшей степени подвержен сезонности и в межсезонье либо перед пиковыми датами, когда нужно переводить большие суммы партнерам, страдает от нехватки оборотных средств. Посмотрите, к примеру, на чешское направление: за последние 2 года с него ушли «ТрэвелГарант» (интегрированный в «Русский Экспресс»), старожил санаторно-курортного лечения «СКМ-тревэл» и вот теперь «Аврора Интур». Хотя есть и весьма успешные и благополучно себя чувствующие нишевики, крепко стоящие на ногах.

- Вернемся к ситуации с «Авророй Интур». При организации аналогичных туров «Русский Экспресс» сотрудничает с партнерами «Авроры»? Для вас это новые партнеры или вы уже работали с ними ранее?

- Мы постарались сделать максимум, чтобы туристы «Авроры» получили тот же сервис, на который они рассчитывали. Для этого подавляющее число туров нами было перебронировано через те же принимающие стороны, через которые их оформляла «Аврора». С большинством из них у нас уже имелись договоры, но пару новых контрактов пришлось заключить. «Русский Экспресс» аккредитован в консульствах Чехии, Словакии, Словении, Польши, Венгрии и Австрии – так что проблем с оформлением виз не возникло.

- «Аврора» активно продавала туры по Чехии, причем специализировалась не столько на экскурсионных турах, сколько на санаторно-курортном лечении. Расскажите о ваших планах по этому направлению? Намерены ли вы занять заметный сегмент рынка по Чехии?

- Думаю, что мы уже его заняли и планируем укрепляться здесь дальше. Последние два года восточноевропейское направление в нашей компании развивается вполне успешно. В период с января по ноябрь 2011 г. включительно, т.е. еще до событий с «Авророй», мы оформили более чем в 2 раза туристов больше, чем за весь 2010 г. Помимо Москвы, мы летаем в Прагу еще из 7 городов России. Напомню, кстати, что «Русский Экспресс» каждую зиму ставит несколько чартеров на словацкие Татры и польское Закопане, в этом году они также загружены под завязку.

Что же касается санаторно-курортного лечения, то мы сейчас изучаем возможность покупки одной специализирующейся на этом продукте компании. Организацию лечения за рубежом мы рассматриваем как весьма стабильное и перспективное направление, и рассчитываем укреплять здесь свои позиции.

- Еще одно заметное направление «Авроры» - Россия. Сотрудники этого отдела также переходят в «Русский Экспресс»? Будет ли направление «Россия» в «Русском Экспрессе» расширено? За счет каких программ? Какой сегмент рынка внутреннего туризма сможет занять «Русский Экспресс»?

- Внутренний туризм – очень непростой рынок. Процент туристов, самостоятельно организующих свои поездки, не прибегая к услугам турфирм, здесь еще выше, чем в зарубежном туризме. Однако, опираясь на нашу обширную агентскую сеть, мы планируем увеличить существовавший объем продаж «Авроры Интур» на курорты Краснодарского края, Абхазии и Кавказских минеральных вод. Будем развивать сотрудничество с пансионатами и санаториями Подмосковья. Планы у нас здесь весьма большие, но говорить об объемах и сегменте рынка я смогу только после окончания летнего сезона.

- Появятся ли у «Русского Экспресса» в ближайшем будущем новые направления? Какие, если да?

- Мы планомерно идем по пути многопрофильности. Нам важно, чтобы наши агентства были максимально ориентированы на продукт, создаваемый нашей компанией, чтобы они не искали по рынку, с кем отправить туриста, а сотрудничали именно с «Русским Экспрессом». Не забудем и о тех рисках, о которых я говорил выше: спад на одном направлении компенсируется подъемом на другом, и многопрофильному оператору легче переживать эти флюктуации. Так что наша компания продолжает развиваться по намеченной стратегии, осваивая новые направления. Какие – не буду забегать вперед, об этом мы объявим.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР