14 октября, понедельник
 
 

Сетевые агентства утверждают, что валовая выручка в 2011 году составила 51,8 млрд рублей

Аналитическая служба АТОР и ИД «КоммерсантЪ» предприняли попытку ранжировать участников розничных сетей туристического рынка: были опрошены крупнейшие сети российских агентств. Лидером стала компания Global Travel, за год продавшая путевки 744 тыс. туристов.

При составлении рейтинга сетевых турагентств применялся тот же метод, что и при ранжировании туроператоров. Агентствам предлагалась анкета, где было необходимо указать валовой доход за 2010 и 2011 года (ранжирование велось по этому показателю), количество проданных турпакетов. В сетях также указывали, сколько офисов работает под их брендом и информацию о том, как получить франшизу. Всего в рейтинге участвовали семь крупнейших агентских сетей.

Точки продаж растут, производительность падает

По показателю валовой выручки и количеству проданных туров первое место среди розничных сетей заняла компания Global Travel. За 2011 год офисы, работающие под этим брендом, обслужили около 74 тысяч туристов, получив валовую выручку более 20 млрд рублей. В прошлом году у Global Trade стало на 10% больше точек продаж, но они ситуацию не улучшили. В результате, количество клиентов в сети компании в компании снилось за год на 7, а валовая выручка на 4%.

Снижение валовой выручки при возросшем количестве точек продаж также отмечается в сети «Магазин горящих путевок» («МГП»). По итогам 2011 года компания выручила 11,75 млрд рублей. Это на 1% меньше, чем в 2010 году. Однако количество клиентов за год удалось увеличить на 6%. По мнению экспертов рынка, это говорит о том, что все больше туристов в 2011 году приобретали туры по «бросовым» ценам. Рост количества проданных пакетов в «МГП» в два раза ниже, чем темп пополнения точек продаж сети (+12%)

Наилучшие показатели по итогам 2011 года наблюдаются в розничных сетях, которые заняли нижние строчки рейтинга: «1001 тур» (шестое место), «Мастер отдыха» (седьмое место). Этим компаниям удалось увеличить свою валовую выручку на 80% и 74% соответственно. При этом компания «1001 тур» в 2011 году обслужила на 54% больше клиентов, чем годом ранее. У «Мастер отдыха» этот показатель вырос на 62%. Примечательно, что за 2011 год темпы роста количества точек продаж у этих сетей отставали от их продуктивности. Если у компании «1001 тур» розничная сеть выросла на 50%, то у «Мастер отдыха» всего на 4%.

В общей сложности, валовая выручка всех семи сетей агентств составила 51,8 млрд рублей (+4% в сравнении с 2010 годом). Количество туристов, которые покупали туры у агентств, работающих под этими брендами, достигло 1,9 млн (+3%). К слову, это почти 13,5% от всех проданных туров участников рейтинга операторов, включая данные по крупнейшим игрокам рынка, который были получены путем экспертной оценки. Количество присоединившихся к сетевым брендам агентств за год выросло на 14%.

Виноваты Египет, Тунис и демпинг

Директор по развитию Global Travel Сергей Самохвалов отметил, что итоги рейтинга для компании предсказуемы. В прошлом году действительно наблюдался некоторый спад продаж, обусловленный волнениями в Египте, Тунисе, прочими политическими и природными факторами. «Спрос по Египту очень просел, Тунис практически не продавался весь год. Этот год начался неплохо, но бронирования по Египту все еще не восстановились», - пояснил Сергей Самохвалов.

Он отметил еще один тренд последних лет: туристами стали те, кто раньше не мог себе это позволить из финансовых соображений. Бросовые цены по многим направлениям увеличили количество клиентов, но не принесли прибыли. Еще один фактор – отложенный спрос. Он добавил агентствам тех клиентов, которые откладывали туры из экономических соображений (не редко ждали удешевления) или из-за того, что не смогли отправиться отдыхать в Египет. «В наших агентствах всегда была хорошая глубина продаж, мы не ориентированы на горящие туры по низким ценам. Поэтому на нас этот фактор сказался мало, и в прошлом году мы немного просели», - отметил эксперт.

Большой интерес к сети у агентств Сергей Самохвалов объясняет лояльной политикой франчайзинга Global Travel. В частности, у сети нет требования по роялти, поэтому число агентств, работающих под брендом Global Travel меняется в течение года. «Многие агентства выходят работать только в сезон. Например, отрабатывают весну и лето, а затем закрываются до начала следующего сезона. Такой принцип работы больше всего свойственен региональным компаниям. Например, в прошлом году мы отметили большой прирост количества точек продаж на Урале и в Сибири. Но в этих регионах постоянно все меняется: агентства работают только в сезон. В Москве ситуация более стабильная», - рассказывает Сергей Самохвалов.

Агентства потянулись к брендам

Эксперты делают несколько выводов. Во-первых, рынок действительно постепенно растет. Конечно, не всегда за счет состоятельных туристов. Тем не менее, данные, полученные по оценке прироста клиентов всех участников рейтинга, примерно соответствуют тем, которые озвучивают по итогам года крупные операторы.

Второй вывод: все больше агентств стремятся войти в сети. «Очевидно, что в современных условиях многие агентства посчитали, что выживать под более раскрученным брендом будет легче. Об этом свидетельствует динамика прироста новых представительств сетей. Тем не менее, также видно, что далеко не все присоединившиеся агентства оправдали надежды компаний», - отметила гендиректор «Пегас Туристик» Анна Подгорная.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР