В Россию рвется иностранный лоукост

Две иностранные бюджетные авиакомпании хотят оперировать на российском рынке. Одна из них, возможно, венгерский Wizz Air.

Во вторник «Российская Газета» со ссылкой на источник в Минтрансе сообщила о том, что две иностранные авиакомпании лоукост планируют осуществлять свои рейсы по России. Названия этих авиакомпаний, так же как и даты начала полетов, не сообщаются. Известно лишь, что одна из них «родом» из Южной Азии, а вторая – из Европы.

Другой источник, знакомый с ситуацией в отрасли, сообщил Вестнику АТОР, что одним из претендентов на российский рынок является венгерская авиакомпания Wizz Air. О втором соискателе пока ничего не известно. Никаких сроков выхода авиакомпании, так же как и механизме ее юридического появления в России, нет. «На данный момент это только инициатива. Как она будет реализована, не понятно», - пояснил источник.

В целом возможность оперирования в стране иностранных авиакомпаний существует. Для этого им нужно создать у нас юрлицо. Иностранные авиакомпании хотели бы вывозить россиян за рубеж, но по нашему законодательству сделать это сразу при выходе на рынок невозможно. Дело в том, что для получения доступа из России за рубеж перевозчик должен два года отработать на внутренних рейсах, а они доходными не являются. Это явно демонстрирует опыт нашего лоукостера «Авианова», который свои два года по России не долетал, завершив деятельность банкротством.

Эксперты отмечают, что наиболее оперируемыми внутренними российскими направлениями являются Москва–Питер, рейсы до Сочи и других курортов. Однако все они уже перенасыщены предложением, поэтому заработать на них лоукостеру будет непросто.

Есть и направления, где летает только одна авиакомпания, которая самостоятельно устанавливает ценовую политику. Так, например, стоимость перевозки из Москвы до Саратова иногда соразмерна тарифу до Нью-Йорка. Здесь сейчас летают только «Саратовские авиалинии». Участники рынка отмечают, что такая ситуация складывается из-за отсутствия рентабельности перелетов по таким маршрутам: нет большого потока, нет желающих предлагать новые рейсы. Поэтому не исключено, что для иностранных лоукостеров эти направления также окажутся малопривлекательными.

По оценкам экспертов, на данный момент условия для сегмента лоукост-перевозок в России практически нет. Как отмечал заместитель гендиректора «Авиановы» Константин Тетерин, в нашей стране совершенно не развита сеть второстепенных аэропортов: в Европе они располагаются дальше от центра, но обслуживание в них дешевле.

Кроме того, в России пока нет невозвратных авиабилетов – неотъемлемого элемента лоукост-перевозки. Соответствующие поправки уже были внесены в июне Минтрансом. Законопроект уже обсуждался с Минэкономразвития и Минздравсоцразвития, Роспотребнадзором и авиакомпаниями. В Минтрансе ожидают, что поправки будут приняты уже к концу этого года.