Авиаотрасль заработает больше, чем ожидалось

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) пересмотрела финансовый прогноз мировой авиационной отрасли на 2012 год: общая прибыль авиакомпаний составит 4,1 млрд долларов США, что на 1,1 млрд выше прогноза, сделанного в июне этого года.

По обновленному прогнозу, рентабельность отрасли снизится с 1,4% в 2011 году до 0,6% (увеличение по сравнению с предыдущим прогнозом в 0,5%). В 2013 году, по предварительным оценкам, ИАТА прогнозирует сдержанный рост прибыли до 7,5 млрд долларов США, хотя коэффициент рентабельности составит всего 1,1%.

«Государственный долговой кризис в Европе затягивается. Китай продолжает замедлять темпы развития экономики. Наметившееся улучшение количественных показателей в Японии и США потребует времени, прежде чем оно окажет положительное воздействие на рост экономики. Хотя некоторые из этих рисков незначительно уменьшились в последние месяцы, они продолжают негативно сказываться на индексе доверия бизнеса. Улучшение прогноза произошло благодаря повышению эффективности работы авиакомпаний в сложных условиях», - говорит Тони Тайлер, генеральный директор ИАТА.

В нынешнем цикле авиакомпаниям удается сохранить коэффициент загрузки и использования судов на высоком уровне. Это позволило улучшить доходность и более широко распределить постоянные расходы, считают в ИАТА. «Даже 6 лет назад получение прибыли при цене 110 долларов США за баррель нефти марки Brent было немыслимо. Отрасль смогла перестроиться, чтобы справиться с этой ситуацией, инвестируя в новый воздушный флот, внедряя более эффективные бизнес-процессы, эффективно управляя провозными емкостями и консолидируясь. Но, несмотря на все усилия, прибыльность отрасли по-прежнему балансирует на острие ножа с рентабельностью, не покрывающей стоимость капитала», - продолжает г-н Тайлер.

Рынок пассажирских перевозок демонстрирует хорошие показатели перед лицом слабого индекса доверия бизнеса в западных экономиках. Ожидается, что рост спроса в 2012 году составит 5,3%, что на 0,5% выше прогноза, сделанного в июне. В течение первых 8 месяцев 2012 года уровень спроса вырос на 1,4%, превысив темпы роста провозных емкостей. Эти более жесткие условия спроса и предложения и рост спроса привели к улучшению коэффициента пассажирской загрузки, который в среднем составил 79,3% в период с января по август 2012 года. Это подготовило почву для более сильного роста доходов, который по ожиданиям составит 2,5% (на 1% выше результата, спрогнозированного в июне).

Ожидается, что европейские авиакомпании понесут самые большие потери среди всех регионов, убыток отрасли составит 1,2 млрд долларов, что на 0,1 млрд хуже предыдущего прогноза. Пока правительства и Европейский центральный банк предпринимали меры для поддержки евро, возникли дополнительные политические трудности. Европейские перевозчики отметили умеренный рост объемов перевозок, но на премиальном туристическом рынке замечено ухудшение торговой конъюнктуры. В июле важный в премиальном туристическом сегменте Североатлантический регион продемонстрировал показатели на 2,4% ниже уровня прошлых лет, а рынок премиум путешествий внутри Европы сократился на 3,5%. Кроме того, регион страдает от высоких налогов, неэффективной инфраструктуры управления воздушным движением и обременительным государственным регулированием.

В 2013 году, по предварительным оценкам, ИАТА прогнозирует увеличение прибыли отрасли до 7,5 млрд долларов, так как экономические прогнозы указывают на несколько более сильный экономический рост и более низкие цены на нефть. Это лучше, чем результат, ожидаемый в 2012 году, но с рентабельностью всего в 1,1% авиационная отрасль по-прежнему остается далеко позади других отраслей с точки зрения доходности капитала. Это скромное улучшение основано на прогнозе роста мирового ВВП на 2,5% (по сравнению с 2,1% в 2012 году). Это будет способствовать росту пассажиропотока на 4,5%. Доходность пассажирских перевозок останется на прежнем уровне. Небольшое снижение цен на нефть (105 долларов США за баррель марки Brent) станет еще одним фактором для повышения эффективности. Это позволит сохранить расходы отрасли на топливо на уровне 208 млрд долларов (так же как в 2012 году) даже несмотря на повышение объемов перевозок. Ожидается, что доходы вырастут на 24 млрд долларов и составят 660 млрд долларов. Хотя этот результат и ниже ожидаемого в 2012 году по сравнению с 2011 годом, который составил 39 млрд долларов, ожидается, что он приведет к повышению прибыльности благодаря стабилизации расходов, в первую очередь на топливо. 

В 2013 году результаты работы отдельных регионов также будут отличаться. Согласно прогнозам, североамериканские авиакомпании продолжат наращивать прибыль за счет жесткого контроля провозных емкостей. Перевозчики Азиатско-Тихоокеанского региона смогут добиться увеличения прибыли, если не за счет увеличения доходности рейсов, то за счет объемов грузовых перевозок. Ожидается, что европейские авиакомпании в 2013 станут единственным регионом в «минусе», несмотря на то, что убытки снизятся за счет замедления темпов роста объемов провозных емкостей и улучшения торговой конъюнктуры на рынке дальнемагистральных перевозок.