Правительство готовит посадочную полосу для дискаунтеров

Федеральная антимонопольная служба разработала и представила в правительство ряд мер, которые позволят развить авиаперевозки в России и снизить цены на авиабилеты.

В частности, ФАС предлагает улучшить конкурентную среду для возврата на рынок бюджетных авиакомпаний. Одно из основных предложений - отменить таможенные пошлины на воздушные суда Boeing-737 и A320 в моноклассовой комплектации салона.

«Отмена таможенных пошлин на воздушные суда при ввозе воздушных судов иностранного производства, не имеющих отечественных аналогов, в частности, на воздушные суда в моноклассовой комплектации салона (180 и 190 кресел соответственно), поскольку модель низкобюджетных перевозок успешно работает только с определенным типом воздушных судов - это А320 или Boeing-737 в моноклассовой комплектации», - говорится в материалах, опубликованных на сайте ФАС.

Также для авиадискаунтеров предлагается сделать исключение из сертификационных требований к минимальному количеству воздушных судов, которое сейчас составляет не менее 8 самолетов с количеством пассажирских мест более 55. Для авиакомпаний, выполняющих чартерные перевозки, планируется разрешить иметь не менее трех воздушных судов.

Также в материалах предлагается пересмотреть минимальные нормы бесплатного провоза багажа, предоставить пассажиру возможность отказаться от включения в тариф питания и напитков в полете.

ФАС также изменила свою позицию относительно «невозвратных» авиабилетов. Ранее ведомство было против их введения, однако в настоящее время ФАС предлагает применять невозвратные билеты без ограничений на международных и на внутренних маршрутах, обслуживаемых не менее чем тремя перевозчиками. На монопольных маршрутах ФАС предлагает устанавливать ограничения для невозвратных билетов: их стоимость должна быть как минимум на 25% ниже самого дешевого возвратного билета.

Глава ФАС Игорь Артемьев сообщал ранее, что правительство обсуждает возможность приглашения иностранных бюджетных авиаперевозчиков на российский рынок, в том числе для осуществления внутренних перевозок.

Соответствующие меры, по мнению ФАС, стали необходимы из-за низкого уровня конкуренции на рынке авиаперевозок в России. Анализ антимонопольного ведомства показал, что стагнация местных перевозок приобретает устойчивый характер. Объемы перевозок в местном сообщении на протяжении десяти лет немногим превышают полтора миллиона человек, положительная динамика практически отсутствует, при этом удельный вес данного сегмента рынка сокращается.

Анализ, выполненный ФАС России по всей маршрутной сети, показывает, что условия конкуренции лучше развиты на магистральных линиях, на которых присутствует три и более авиакомпании. Значительно хуже ситуация на региональных и местных авиалиниях, где перевозки осуществляют 1-2 авиакомпании. Такие маршруты составляют не менее 90% всей маршрутной сети. При этом на монопольные маршруты приходится порядка 25% пассажиропотока.