Как учить туризму

Представители турфирм, региональных туристских администраций и образовательных учреждений встретились 13 декабря на конференции «Профессиональное образование в сфере туризма как условие повышения качества туристских услуг», чтобы попытаться приблизить методику подготовки кадров в туризме к требованиям работодателей. Особенно интересным было выступление декана одного из факультетов Российского Нового открытого Университета (РосНоУ) Натальи Морозовой.

Работа в удовольствие

Спрос на молодых специалистов сейчас как никогда высок, считают в HeadHunter (HH). Если, например, еще в 2009 году работодатель искал профи, готовых сразу включиться в работу, то в 2012 году количество вакансий для новичков выросло на 268%. «Работодатель понимает - если не нанимать молодые кадры, начнется гонка зарплат. Все будут перекупать специалистов друг у друга», - считает руководитель службы исследований Head Hunter Group Глеб Лебедев.

В среднем, в базе НН на каждую вакансию в сфере туриндустрии («менеджеры по туризму» и «гостиничный бизнес») претендуют три специалиста. Но при этом 38% соискателей считают, что проблем с поиском работы нет. Правда, со стороны работодателя эта ситуация выглядит иначе. Ему становится все труднее найти достойного специалиста.

Большинство соискателей в туризме имеют соответствующее профильное образование. Если в среднем по рынку России доля таких специалистов составляет 33%, то в туризме – 55%. Однако, уже начав работать, многие отмечают, что полученные в университетах знания им практически не пригодились. По данным НН, всего 24% работников туриндустрии чувствуют потребность в специализированном образовании. Правда, статистика НН предстала несколько в ином свете, как только выяснилось, что под «туриндустрией» этот кадровый портал подразумевает, главным образом, гостиницы. Соискателей должности турменеджера на НН значительно меньше. Иными словами,

Основным стимулом к поиску работы в туриндустрии сами соискатели (72% респондентов) называют интерес. «Эти данные можно сравнить с занятостью в автомобильной промышленности. Например, зарплаты в BMW могут быть меньше, чем в  других компаниях, но спрос на этого работодателя не падает. Людям просто в кайф!», - отметил Глеб Лебедев. Соискатели ассоциируют работу в туризме с постоянными путешествиями, общением с разными людьми, познанием новых стран и культур. Правда, нередко они заблуждаются, излишне романтизируя профессию.

От теории к практике

Многие выпускники с удивлением обнаруживают, что их представления о профессии – много путешествий и поездок да еще и зарплата «за поездки», - совершенно не соответствуют действительности. Вместо этого им предлагается сидеть в офисе, оформлять визы, бронировать туры, консультировать туристов (или других менеджеров), работать с продуктом, о котором в вузе они и не задумывались. Участники конференции считают, что причины такой большой разницы между представлениями и реальностью -  в образовательном процессе. В результате, российскому работодателю приходится довольствоваться «сообразительным» и обучаемым соискателем, а практическое обучение организовывать на месте.

Опрос туроператоров по въездному и внутреннему туризму, проведенный совместно РосНоу и АТОР, показал, что у выпускников нет навыков по работе с системами бронирования, а также какого-либо представления о современном состоянии отрасли. В связи с этим РосНоу совместно с АТОР запустил программу по улучшению практической части образовательного процесса. Декан факультета «Бизнес-технологий в туризме» РосНоу Наталья Морозова сообщила, что большинство операторов согласилось, так или иначе, участвовать в образовательном процессе. Представители компаний готовы читать лекции в университетах, а некоторые даже могут поделиться своими наработками для помощи в написании методических материалов.

«Мы разработали программу, которая позволила нам участь требования туроператоров. Элементы программы применяются как в рамках учебных дисциплин, так и факультативов. По просьбам туркомпаний мы проводим актуализацию материалов. В частности, появилась конкретика по современному состоянию туриндустрии», - рассказала Наталья Морозова. В рамках программы туроператоры провели ряд мастер-классов для студентов, принимают участие в подготовке совместного учебного материала (пособие в печатном и электронном виде). Студенты также прослушивают дисциплину по введению в профессию. «Мы рассказываем, какими специалистами можно быть, в каком состоянии сейчас находится рынок и каковы его перспективы», - пояснила Наталья Морозова.

Ректор «Московского Государственного Института Индустрии Туризма имени Ю.А.Сенкевича» Александр Яндовский также рассказал о сотрудничестве вуза с коммерческими компаниями. У института есть стратегическое соглашение с гостиницей «Космос», где студенты могут не только проходить практику, но и имеют перспективы трудоустройства. «Совместно с Торговой палатой Германии и сетью Inter Continental HG мы проводим программу подготовки кадров. Студенты четыре дня проходят практику в одном из отелей сети, а на пятый день прослушивают теоретический курс на английском языке», - рассказал Александр Яндовский.

В институте также создан совместный учебный центр, который занимается вопросами подготовками специалистов туриндустрии, в том числе на рабочих местах. «Взаимоотношение с работодателем помогает более качественно трудоустраивать выпускников. 82% наших выпускников трудоустраивается по специальности диплома. Это очень высокий показатель», - считает Александр Яндовский.

Имидж – всё!

Между тем, проблема подготовки кадров – не является основной преградой для развития туризма в России. Не менее трудно найти тех, кто хочет работать и учиться, считают эксперты. Основные трудности с этим испытывает индустрия гостеприимства, а особенно, российские отели. По мнению гендиректора «АККОРД менеджмент групп» Екатерины Гараниной, необходимо повышать престиж туристических профессий. «Составляющими престижа профессии являются такие элементы, как достойная зарплата и соцгарантии, возможность карьерного роста, отношение общества к профессии, условия труда», - пояснила Екатерина Гаранина.

Она уверена, что в каждом можно пробудить интерес к работе в индустрии гостеприимства. Для этого нужно ввести институт наставничества, устраивать встречи с известными людьми из профессии, проводить обучение на современном оборудовании. «Современным отелям нужны не просто горничные и повара. Нужны химики, технологи. Это очень важные и востребованные профессии», - считает Екатерина Гаранина. Она отметила, что современное оборудование установлено уже практически во всех школах. Правда, далеко не во всех отелях.

С ней согласилась Наталья Обыденнова, генеральный директор бизнес-отеля «Охотник». «Я закончила специализированный колледж, потом училась на факультете туризма и гостеприимства. В своей работе я прошла путь от горничной до директора отеля. Я точно знаю, что впечатление о России у иностранного туриста складывается всего в двух случаях: при пересечении границы и при входе в гостиницу. Поэтому я стремилась сделать всё, чтобы это впечатление было положительным. Я всегда понимала: то, что я делаю – важно», - поделилась своей историей успеха Наталья Обыденнова.

От слов к делу

Прошедшая в четверг конференция Ростуризма является уже третьей по счету. На этот раз участники рассчитывают на конструктив. «Система подготовки кадров для индустрии туризма в РФ самая молодая. Может, это и определяет критику в ее адрес. Но с критикой нужно заканчивать. Сегодняшнее собрание должно стать отправной точкой для консолидации усилий – администрации, вузов и туриндустрии. Нужно в 2013 году разработать концепцию взаимодействия этой триады – с учетом региональных особенностей, международного опыта», - отметил заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма МГУ Виктор Кружалин.

По итогам конференции был разработан проект «Концепции развития в РФ системы непрерывного профессионального образования в сфере туризма». В проекте учтены все замечания участников конференции, дополнительные замечания будут поступать в Ростуризм в течение еще двух недель. «Основные проблемы непрерывного профобразования связаны с кооперацией вузов и коммерческих структур. Мы рассчитываем, что работа поможет улучшению федеральных стандартов, чтобы мы могли приблизить подготовку кадров к проблемам отрасли. При этом мы должны гармонизировать свою систему образования. А это противоположно унификации и заимствованию», - уверен замглавы Ростуризма Евгений Писаревский.