Подводные камни и главные достижения 2012 года

Руководитель Федерального агентства по туризму, Президент АТОР Александр Радьков в эксклюзивном интервью «Вестнику АТОР» рассказал преимуществах китайско-российских отношений, о сложностях в реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма и о вопросах безопасности российских туристов.

- Александр Васильевич, как вы оцениваете итоги уходящего года?

- Если говорить о росте въездных и внутренних турпотоков, то год можно назвать удачным. Количество приезжающих в Россию туристов в 2012 году выросло примерно на 10-15%, а по некоторым странам турпоток значительно опережает общий темп роста. В частности, благодаря многочисленным мероприятиям, которые проводились в рамках года России в Китае, удалось существенно повысить интерес китайцев к России, и рост турпотока составил около 40%. Мы также видим позитивную динамику по внутреннему туризму.

Тем не менее, год был тревожным и нервным с точки зрения большого количества банкротств на рынке. Год начался с банкротства «Ланты-Тур Вояж», далее были «Идеальный мир», «Черри Тур» и ряд других. У нас произошли изменения в законодательстве о туристской деятельности, которые во многом и существенно изменили модель поведения участников рынка. Особенно в кризисных ситуациях. Была создана новая структура «Общероссийское объединение туроператоров в сфере выездного туризма» (Ростурпомощь), которая призвана выполнять функцию возврата туристов на Родину в случае форс-мажорной ситуации.

Если же подводить итоги, можно сказать, что в целом для отрасли год был позитивным: наши туристы активно выезжают за рубеж, расширяется география по всем сегментам туризма. Но при этом 2012 год показал, что необходимо продолжать совершенствовать наше законодательство о туризме. Тех, несомненно, важных и серьезных механизмов, которые уже запущены, к сожалению, пока не достаточно. Рынок есть рынок. Мы не можем уберечься от банкротств. И это не специфика только российского рынка. Это беда мирового рынка, и во многих развитых европейских странах мы тоже видим череду крупных банкротств. Некоторые компании не справились с кризисом, другие не смогли построить правильную финансовую политику, а демпинг на российском рынке также не способствует укреплению позиций туроператоров. Этот год показал – необходимо серьезно сконцентрироваться на совершенствовании законодательства о туризме, нужно выработать еще более эффективные механизмы защиты прав туристов.

- Какие изменения в законодательстве необходимы сейчас?

- Во-первых, должна быть упорядочена схема взаимодействия «туроператор – агент – потребитель». Конечно, должны быть выработаны более совершенные механизмы финансовой ответственности туроператоров. Уже сейчас произошли существенные подвижки в этом вопросе, когда финансовая ответственность туроператора стала напрямую зависеть от его оборота. Но мы видим, что страховые компании не всегда оказывались готовы к таким изменениям на рынке. Не все из них готовы страховать такого рода риски. У нас случались и такие ситуации, когда страховые компании отказывались от выполнения своих обязательств по выплате страхового возмещения или были не в состоянии их выполнить. Эти механизмы должны совершенствоваться.

Сейчас идет активная работа по разработке правил оказания помощи объединением «Турпомощь». Проводится государственное, внутриведомственное согласование правил, подготовка нормативных актов. Эта модель будет впервые работать в российских реалиях, поэтому возникает очень много вопросов. Конечно, правоприменительная практика покажет все плюсы и минусы, но уже сейчас, на старте, важно предложить наиболее жизнеспособную и дееспособную модель.

- Какое событие 2012 года вы могли бы назвать главным для туриндустрии?

- Я бы не называл одно событие, а выделил несколько блоков. Первый блок – это развитие инфраструктуры туризма. Мы должны понимать, что основу устойчивого развития туризма дает, прежде всего, внутренний туризм. У нас работает федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма, в нее вступает всё больше регионов. При этом проекты становятся все более интересными, красивыми, способными стать реальными точками роста туризма в стране, визитными карточками туризма. У нас уже в декабре этого года был сдан первый объект по ФЦП в Рязанской области. Это знаменательное событие. В следующем году будет сдано еще несколько объектов. Я сконцентрировал внимание на инфраструктуре, потому что она развивается на принципах государственно-частного партнерства. Это системный подход к развитию инфраструктуры туризма в РФ.

Во второй блок я бы включил безопасность, защиту прав и интересов наших туристов. Рынку были предложены новые правила работы, которые направлены на защиту прав туристов. Это тоже важный аспект, который необходимо отметить в этом году. Были созданы меры, которые направлены на совершенствование системы финансовых гарантий, создана «Турпомощь» - орган, который будет оказывать содействие нашим согражданам, решать их проблемы за рубежом. Очень много было сделано для защиты прав туристов. Благодаря АТОР, были выработаны и апробированы многие модели оказания помощи туристам, взаимодействия туроператоров, страховщиков и авиаперевозчиков. Туристам был обеспечен отдых, они продолжили проживание в забронированных отелях, они даже не почувствовали банкротства своего туроператора. Этот удачный пилотный проект был реализован.

Третий блок – продвижение. Мы запустили очень много маркетинговых программ по продвижению России на внутреннем и зарубежных рынках. И эффект мы видим. Несмотря на то, что на основных направляющих европейских рынках сохраняется стагнация, а кризис в Еврозоне продолжается, въездной турпоток в Россию растет. Я уже не говорю о Китае. Конечно, потенциал китайского рынка далеко не исчерпан. В следующем году мы проводим год китайского туризма в России, но воспользуемся и этой возможностью для продвижения туристских возможностей России. Большинство туристов привлекает культурно-познавательная составляющая России, но нам важно развивать и оздоровительный, событийный, детский, молодежный, активный (в том числе, горнолыжный) виды туризма.

Ну и четвертый блок – наша активная позиция на международной арене. В этом году мы председательствовали в АТЭС, провели министерскую встречу по туризму. Нам удалось реализовать очень много инициатив в рамках Всемирной туристской организации. В частности, благодаря инициативе  Ростуризма, была создана рабочая группа по безопасности, которая занимается разработкой международной конвенции по безопасности путешественников. Она, в том числе, направлена и на разграничение ответственности бизнеса и государства. Часть положений конвенции вошла и в итоговую декларацию министров по туризму стран АТЭС, и в декларацию руководителей саммита АТЭС.

Все это – те вектора, работа по которым будет продолжаться и в следующем году.

- Что не удалось сделать в 2012 году?

- Реализация некоторых проектов обнаружила «подводные камни». Речь, в частности, идет о ФЦП. Мы все понимаем, что туризм – это, прежде всего, экономика. Он не может развиваться без привлечения внебюджетных средств. Но в результате с инвесторами возникли большие проблемы. Не все инвесторы готовы вкладываться в туризм в регионах, тогда как  в Москве и Санкт-Петербурге с этим проблем нет. Нужно понимать, что туризм с точки зрения финансирования –  окупаемый бизнес, но долгосрочный. Поэтому очень важно создавать благоприятные условия для инвесторов. Это и создание обеспечивающей инфраструктуры, и субсидирование кредитных ставок, доступность к дешевым кредитам, земельным участкам. В 2012 году обнажилась проблема недостатка качественных инвесторов, готовых довести проект до конца. У нас были примеры, когда инвесторы не выполняли своих обязательств.

Нам не удалось пока открыть свои представительства за рубежом на основных направляющих и принимающих рынках. Пока финансовые и юридические вопросы в этом аспекте не решены до конца. Потребность в таки представительствах, несомненно, есть. Например, в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе нет даже консульских точек. Представительства должны быть открыты и в Турции, Таиланде. Они будут, в том числе, нести функцию оказания содействия нашим туристам в сложных, специфических ситуациях.

При этом одной из основных функций таких представительств станет продвижение России как туристского направления, поэтому необходимо открывать представительства и в направляющих странах. В идеале, мы хотим, чтобы наши представительства работали и в Германии, Великобритании, Франции, Китае. Они должны обеспечивать связь с местными туроператорами, которые отправляют туристов в Россию.

- Что бы вы хотели пожелать представителям турбизнеса и туристам в новом 2013 году?

- Туристам хотелось бы пожелать больше впечатлений, чтобы путевки были доступны. Но и хотелось бы пожелать иногда ответственней относиться к своему отдыху, потому что периодически они сами создают проблемы вокруг себя.

Представителям турбизнеса я бы хотел пожелать больше туристов, развивать свой бизнес, расширять его, делать более качественный и конкурентоспособный продукт, зарабатывать деньги. Туроператорам я бы также пожелал быть более сговорчивыми друг с другом. Нужно решать вопрос демпинга, договариваться об условиях работы, не устраивать демпинговых войн, чтобы рынок был