Во вторник, 15 января, в АТОР обратился турист, ставший жертвой обмана столичного агентства. Накануне его вылета на Мальдивы выяснилось, что агентство пропало, не забронировав ему оплаченный тур. Необычность ситуации заключается в том, что агентство, «кинувшее» туриста, являлось фирменным агентством туроператора «Санрайз Тур».
На первый взгляд история похожа на многие другие: за прошедший год рынок повидал немало банкротств агентств и оставшихся без отдыха и компенсаций туристов. Однако на этот раз события развивались несколько иначе и обнажили все слабые стороны туристического законодательства в отношении турагентов.
Действия туриста
Турист Михаил подошел к поиску вариантов будущего тура со всей обстоятельностью. Он просмотрел сайты туроператоров и выбрал наиболее подходящий по датам и финансам вариант поездки на Мальдивские острова у туроператора «Санрайз тур», которого считал профессиональным и надежным. Стоимость тура составила почти 154 тыс. рублей. Он связался с «Санрайзом» по указанному на сайте телефону и спросил, каким образом ему лучше забронировать тур. В «Санрайзе» Михаила отправили на сайт в раздел «фирменных офисов», чтобы он сам решил, в какой из офисов ему удобней подъехать. Михаил выбрал агентство «Прайм тревел». К слову, эта компания, находящаяся по адресу Дмитровское шоссе 25, и сейчас значится среди фирменных офисов на сайте «Санрайз».
Придя в офис «Прайм тревел», Михаил первым делом попросил у директора агентства Антона Титова договор с «Санрайзом». Ознакомившись с ним и убедившись, что эти две компании действительно являются партнерами, Михаил также (небывалый случай!) проверил договор агента на аренду помещения и паспорт директора. Удостоверившись в существовании всех необходимых документов и в их надлежащем состоянии, турист забронировал понравившийся тур и внес 100% оплату, предварительно согласовав условия договора о реализации турпродукта со своим юристом.
Самое слабое звено
Вылет должен был состояться 16 января. Однако 14 января, за два дня до вылета, туристу позвонили из туроператорской компании с ошеломляющим сообщением: «Прайм Тревел» исчез, не переведя за тур ни копейки. «Санрайз» предложил туристу заново оплатить поездку, уведомив, что в противном случае отдых не состоится. «Санрайз» также решил несколько запоздало просветить туриста о своих взаимоотношениях с этим агентством: оказывается, «Прайм Тревел» не являлся фирменным агентством оператора, за которое последний несет ответственность, а был всего лишь франчайзи.
Турист попытался связаться с Антоном Титовым, но его мобильный телефон оказался отключен. Офис компании также был пуст, телефон молчал. Очевидцы рассказали Михаилу, что сотрудники офиса вывезли все имущество еще в воскресенье.
У компании «Прайм тревел» есть еще два владельца: Сергей Леонидович Школьников и Александр Юрьевич Неделяев. С ними Михаил встретился уже в отделении полиции. Оба соучредителя заверили, что не имеют представления о местонахождении партнера. По их словам, им Титов тоже задолжал немалые суммы. В полиции туриста ничем не обнадежили: сбежавшего Титова найти трудно, поэтому посоветовали обратиться за консультацией в Правовую службу АТОР. О существовании других пострадавших пока ничего не известно.
Самому туристу уже очевидно, что отдых и деньги пропали. В «Санрайзе» пошли туристу на небольшую уступку, сделав ему скидку в 30 тыс. рублей, что в сложившейся ситуации больше похоже на насмешку. Михаил повторно оплачивать тур не намерен. Ведь, оформляя договор, турист все сделал правильно, не погнался за скидками, не бросился в первое попавшееся агентство, не подписывал «не глядя» документы. Однако все предпринятые им шаги не помогли ему отправиться в путешествие.
Связаться с Антоном Титовым АТОР не удалось, его номер заблокирован. В «Санрайзе» обещали предоставить комментарии в среду, 16 января. Вестник АТОР продолжает следить за развитием ситуации.