Билеты «Аэрофлота» дороже из-за неэффективных затрат

Счетная палата (СП) провела проверку деятельности авиакомпании «Аэрофлот». Высокая стоимость перевозок ОАО «Аэрофлот» по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном удобными слотами, обновленным парком воздушных судов, а также наличием большого объема неэффективных затрат.

Рост доходов «Аэрофлота» в 2011 году произошел в основном за счет роста объема пассажирских авиаперевозок на 24,2 %. Так,  доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3 % к уровню 2010 года и обеспечили 75,7 % общего объема доходов пассажирских перевозок. Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%.

Увеличение расходов в целом обусловлено этим же фактором. Суммарная взлетная масса судов авиакомпании выросла на 20,5%, а расходы на оплату труда – на 36,4%. Кроме того в 2011 году по сравнению с 2010 годом расходы на оказание консультационно-информационных услуг увеличились в 3,6 раза.

Тем не менее, при оценке финансовых вложений СП установила случаи принятия Советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами. Например, «Аэрофлот»  проводил торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры, стоимостью свыше 10,0 млн. рублей заключены без проведения торгов.

По оценке СП, в стоимости авиаперевозок «Аэрофлота» 53% расходов связаны с выполнением полета воздушного судна (в том числе 31,9% - горюче-смазочные материалы и 21,2% - аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, поставщики которого являются монополистами на территории Российской Федерации). Еще 26,6% стоимости билета составляет содержание в исправном состоянии воздушных судов, а 10,8% - обслуживание пассажиров и обработка грузов.  9,5% стоимости перевозки составляет организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы).

«Высокая стоимость перевозок ОАО «Аэрофлот» по сравнению с другими авиакомпаниями на рынке авиаперевозок обусловлена в основном выгодными слотами (время отправления и прибытия удобные для пассажиров), обновленным парком воздушных судов (надежные и безопасные летательные аппараты), а также наличием большого объема неэффективных затрат», - сообщили в СП.

Стоимость билетов «Аэрофлота» действительно выше, чем у других российских авиакомпаний. Для сравнения, билет «туда-обратно» из Москвы в Санкт-Петербург 11 мая в «Аэрофлоте» стоит 7,1 тысячу рублей, у «Трансаэро» и «Сибири» - около 6 тысяч рублей. Тем не менее, многих пассажиров высокий ценник этой авиакомпании не останавливает от покупки билета. «У «Аэрофлота» есть свои преимущества. Это и сеть маршрутов, и тип самолетов, и отдельный терминал в аэропорте. Поэтому у этой авиакомпании есть свой клиент, который целенаправленно покупает билеты только «Аэрофлота», - говорит руководитель Комитета по транспорту АТОР Дмитрий Горин.

На Коллегии СП были обсуждены мероприятия по снижению стоимости авиаперевозок по классам обслуживания пассажиров. Поддержаны мероприятия по развитию сегмента низкобюджетных авиаперевозок. Коллегия приняла решение направить представления в Минтранс России, в Росавиацию и ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», информационное письмо направляется в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, материалы проверки - в Службу экономической безопасности ФСБ России и МВД России, отчет по результатам проверки в палаты Федерального Собрания.