О проблемах с итальянскими визами

В  работе консульства Италии сложилась чрезвычайная ситуация. Под угрозой срыва оказался отдых сотен российских граждан. Каждый день сотни туристов и курьеров туроператоров до поздней ночи толпятся у дверей визового центра Италии  в надежде получить паспорта  хотя бы непосредственно накануне вылета в страну. Особенно тяжело приходится с документами региональных туристов – ведь их еще надо отправить по разным городам.

Нервничают люди, заблаговременно подавшие документы на дальние выезды в Италию, и планировавшие перед поездкой eщeи отдохнуть в странах безвизовых. У кого-то из-за отсутствия паспорта горит служебная командировка.  Психуют «частные туристы», готовые штурмовать визовый центр, как это было в прошлую пятницу.

В консульстве называют разные причины происходящего. Это и недостаточное количество работников, и увеличение турпотока, и даже внедрение новой компьютерной программы оформления документов, которая, по словам сотрудников, еще не прошла достаточного тестирования и тормозит работу. Мы попытались разобраться в этой неожиданно возникшей ситуации вместе с Александром Сорокиным, президентом PAC Group, который вчера встречался с новым директором московского представительства ЭНИТ г-ном Доменико Ди Сальво и советником Посольства Италии в России г-жой Самуэлой Изопи.

- Александр Георгиевич, скольким туристам не выдали вовремя визы?

- Ну, вы знаете, такой статистики нет ни у кого. У нас, как это не странно в такой ситуации, все относительно неплохо. 99% документов, пусть и в последний момент, мы все-таки получаем. Оспаривать отдельные недополученные очень сложно. У консульства всегда есть ответ – документы на особом контроле. А по правилам они могут держать их до 3-х месяцев. Но повторяю, таких случаев - единицы. Отдельное спасибо нашей визовой службе – благодаря их мастерству документы в регионы мы доставить сумели.

- А вы контактируете с генеральным консулом Италии в России г-ном Габриэлем Пападия? Как он объясняет то, что происходит сейчас с итальянскими визами?

- Естественно. Это моя непосредственная обязанность поддерживать деловые связи с консулами и сотрудниками посольства. Так было и при всех предыдущих консулах – и Маркеджани, и при его предшественниках, и при Нунциата. Мы же делаем общую работу, в результатах которой заинтересованы обе стороны. Взаимное общение позволяет превентивно избежать многих проблем для рынка, больше понять друг друга. И я искренне переживаю, когда что-то идет не так, как должно. А сейчас именно такая ситуация. Причины, как всегда, объективные и субъективные. Да, консульской службе сменили компьютерную систему. И, как это часто случается, программисты отрапортовали, что все о-кей, а на деле все, как обычно - сыро и не доделано. А расхлебывать приходится непосредственным исполнителям. Они мне в открытую жаловались, что скорость выдачи ответов компьютеров упала втрое! Вот и попробуйте поработать интенсивно.  Спросите, почему руководство посольства не вмешалось?! Так систему-то сверху спустили. Приходится все пересогласовывать, время терять. Бюрократия - страшная штука. Как это родное Отечество напоминает!

- Говорят, что консульству не хватает рабочих рук?

- Да, это так. Другое итальянское ведомство, которое отвечает за туризм, обещало дать дополнительных сотрудников. А их до сих пор нет. Почему?! Так ведь кризис политический в стране! Не успел один министр туризма в России побывать, соглашение подписать, а уж его и нет на посту. Сменили. Теперь у власти новый. Чиновничьи правила таковы, что при сменах руководящей команды министерства и ведомства не дееспособны в течение минимум полугода. Можете мне поверить, я еще в советские времена в чиновниках был, на собственном опыте знаю.

Хорошо хотя бы сейчас с ЭНИТом наконец-то разобрались. В Италии есть новый генеральный директор г-н Бабби. Активный и деловой. И, судя по всему, такого же и для Москвы подобрал. Молодого, инициативного, а главное желающего действовать. Но ему требуется время войти в курс дела. Как вы думаете, с чего г-н ди Сильва начал свое пребывание у нас? С визита в консульство. Впечатлений масса. Но и деловых предложений по выходу из кризиса тоже. Остается надеяться, что скоро консульство получит подкрепление прибудет.

Дефицит людей и убогая компьютерная система наложились еще и на 30% увеличение потока в апреле-мае. Вроде бы все этого и ждали, но почему-то пришел он неожиданно, - как зима у нас каждый год. Видите, как много объединяет наши страны! И как мы ежегодно снежные завалы побеждаем, так и итальянцы с визами совладают. Я в этом не сомневаюсь.

Я буквально ежедневно контактирую с сотрудниками посольства, и знаю, как много сейчас делается. Но ситуация зашла слишком далеко, чтобы ее можно было решить в раз. Ежедневно господин посол заслушивает отчеты о проделанной за день работе, о реальной ситуации. Зная его опыт генерального консула в Иране во время войны с Ираком, когда он обеспечивал эвакуацию своих многочисленных специалистов из зон боевых действий, не сомневаюсь, что при таком руководстве проблему решат.

- А какие субъективные причины Вы имели в виду?

- Из причин субъективных, я бы отметил недостаточную опытность консула в визовой работе. Кем должен быть, в первую очередь, руководитель, отвечающий за оформление виз? Управленцем! Логистом, администратором. Круглые сутки держать руку на пульсе, вмешиваться своевременно, а не ждать, что «само рассосется». Вот и не рассосалось. За сверхурочную работу с подчиненными рассчитываться не мешает. Только в существующих условиях не отгулами. Нет денег – добивайся, требуй. Но действуй, а не жди, когда кто-то за тебя это решит. Я понимаю, что кроме визового направления у консула куда больше других важных дел дипломатического характера. Но тогда посадите на эту работу профессионала в качестве заместителя. 

Я понимаю - огульно критиковать в такой ситуации, пытаясь найти «козла отпущения», не конструктивно. Обидно, но что произошло, то произошло. Г-н Пападия старается изо всех сил. Давайте попробуем им помочь. Давайте вместе искать наиболее оптимальные пути выхода из кризиса. Давайте еженедельно подавать в консульство списки клиентов с номерами дел, которые в обязательном порядке должны быть сделаны к такому-то числу. Давайте работать с агентствами, упорядочивая систему подачи документов. Кстати, по информации, полученной от посольства, итальянская сторона приняла решение резко увеличить количество выдаваемых многократных виз большой продолжительности. Так, как это делают их союзники по Шенгену.

- Стало быть, смотрите на ситуацию позитивно?

- Я вообще по жизни оптимист. А потом, если вспомнить, какое количество кризисных ситуаций с итальянским консульством мы пережили за 20 лет работы на этом направлении -  счету не поддается. И смею вас уверить, куда более страшных. Мы тогда все за выживание боролись. А теперь расслабились. Но, видать, рано. Остается только вздохнуть, и успокоить себя, что «за одного битого, двух не битых дают». Хотя, сколько же можно.