АТОР и АРТА обсудили актуальные вопросы сотрудничества

19 июня в Архангельске  в рамках II Архангельского  международного туристского форума «Северный вектор развития туризма»  Ассоциация туроператоров России (АТОР) и НО «Архангельская региональная туристская ассоциация» (АРТА) провели круглый стол на тему  «Взаимодействие туркомпаний, работающих в Архангельской области в сфере выездного, въездного и внутреннего туризма, и Ассоциации туроператоров России по решению проблем российского и регионального рынков». Напомним, что в марте этого года два отраслевых объединения подписали  Меморандум о сотрудничестве. Круглый стол провели исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе и генеральный директор ООО «Визит», председатель правления «АРТА»  Александр Белецкий.

 В мероприятии приняли участие 34 человека: представители архангельского турбизнеса, руководство и специалисты отдела по развитию туризма
Агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области, представители муниципальных образований и турадминистраций других регионов России.

Первый вопрос, обсуждавшийся на круглом столе,  был посвящен ситуации на выездном агентском рынке, которую представители архангельского турбизнеса охарактеризовали, как «хаос».  Ежегодно на региональный рынок выходят десятки непрофессиональных агентств и столько же закрывается. Обновление рынка оценивается примерно в 30%. 

Мнение архангельского турбизнеса выразил член правления НО АРТА генеральный директор турбюро «Лаче» Радик Аднобаев: для агентского рынка необходимо ввести требования к квалификации руководства и сотрудников турагентств, а также к порогу вхождения в бизнес в виде депозита или страхования ответственности турагентств. Представители турбизнеса Архангельска считают, что наиболее эффективный способ приведения агентского рынка в порядок – это саморегулирование. 

Майя Ломидзе отметила, что АТОР готов  поддержать коллег из Архангельска и предложить ввести СРО для турагентств на законодательном уровне. Тем более, что проблемы агентского рынка актуальны для всех регионов. Также она добавила, что Закон о туристской деятельности в его нынешнем виде практически не затрагивает агентский рынок. Поэтому от всех туристских объединений требуется активное участие в разработке нового Закона о туризме, который будет принят в 2016 году.

Еще одна актуальная для Архангельска тема – скидки, которые непрофессиональные турагентства дают прямо «с порога» всем клиентам, поскольку это единственный способ для них привлечь клиентов.  По мнению профессионалов агентского рынка, именно такие скидки являются причиной разорения агентств, развращают  клиентов и разрушают рынок. 

«Позиция АТОР по этому вопросу однозначна, - отметила Майя Ломидзе. – Мы туристам рекомендуем: если агентство «с порога» дает вам скидку,  не покупайте тур в этом агентстве, ведь вы можете стать его последним клиентом». Майя Ломидзе также сообщила, что АТОР обращался с запросом о том, можно ли бороться со скидками законодательным путем, в ассоциацию юристов Евросоюза, работающих в туризме, а также в ФАС.

Оказалось, на сегодня проблему агентских скидок  законодательным путем решить невозможно. Один из путей – разъяснять самим туристам, что большая скидка может быть опасна, так как агентства, раздающие скидки, чтобы привлечь и удержать клиента, работают на грани рентабельности и могут разориться в любой момент. Позиция АТОР и АРТА по этой проблеме такова: агентства, раздающие большие скидки всем без разбора которые готовы «с порога» дать туристам большие скидки, являются ненадежными и непрофессиональными. Обе ассоциации договорились пропагандировать эту позицию всеми возможными способами.

Тему совершенствования законодательной базы в сфере туризма продолжила юрист турагентства «Визит» Наталья Белецкая. Она отметила, что для развития туризма в Архангельской области очень важна перевозка малыми судами и малой авиацией. Между тем сейчас для осуществления деятельности операторы малых водных и воздушных судов должны пройти массу бюрократических процедур. Причем их прохождение не гарантирует результата – разрешения использовать суда и самолеты в коммерческих целях.   Поэтому АТОР  и АРТА договорились совместно подготовить предложения по изменению нормативно-правовых документов, регламентирующих коммерческую перевозку на маломерных судах и на самолетах малой авиации.

На круглом столе активно обсуждалась новая концепция Закона о туристской деятельности, точнее, те пункты, которые должны войти в него, чтобы закон отражал реалии туристической индустрии. АТОР и АРТА пришли к единому мнению, что новый закон должен регламентировать не только деятельность туристических компаний на выездном рынке,  но, в равной мере – на внутреннем и въездном.  

Например, для того, чтобы легализовать работу сотен операторов по внутреннему туризму, которые на вполне законных основаниях работают без внесения в Единый реестр, может быть достаточным изменение определения «турпродукт»: АТОР и АРТА считают целесообразным, чтобы турпродукт включал любые две услуги, а не «перевозку и размещение», как это прописано в действующем законе. Также члены АРТА предложили ввести в Закон о туризме ряд понятий, касающихся средств размещения, с тем, чтобы можно было  развивать сельский, экологический, активный, охотничий и рыболовный туризм.

Члены АРТА отметили, что в закон о туризме необходимо включить страхование от «несовершения поездки» для туристов, путешествующих по России и СНГ. Архангельские коллеги отметили, что в отличие от туроператоров по выезду, они всегда полностью возвращают деньги туристам, отказавшимся от тура. Также надо рассмотреть возможность страхования для оперативного вывоза туристов с активных маршрутов в случае травм или возникновения угрозы их жизни и здоровью. Для туристов, выходящих в активные туры, было предложено ввести обязательную регистрацию в местном отделении МЧС.

А до тех пор, пока будут готовиться совместные предложения отраслевых объединений к законотворцам, участники круглого стола договорились о разработке эксклюзивных маршрутов по Архангельской области, который бы привлек в регион туристов из Москвы, Санкт-Петербурга и других удаленных регионов, а также о совместном продвижении этого маршрута.