23 апреля, вторник
 
 

В России начнут продвигать детские туры в межсезонье

Проблемы детского туризма в очередной раз обсуждались на Московской неделе профессионалов турбизнеса MATIW-2013. Представители специальной комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму, созданной 1 августа 2013 года при Федеральном агентстве по туризму, собрались для того, чтобы определить – как вывести российский детский туризм из кризиса, в котором он находится уже более 20 лет. Эксперты из разных министерств и ведомств, а так же туристических компаний, предложили свои способы реанимации детского отдыха.

Не затратные выездные лагеря

Этим летом в оздоровительных лагерях и выездных лагерях в России отдохнуло менее 40% школьников. Для детей работало 48 тысяч учреждений отдыха и оздоровления  - что на 1600 меньше, чем в 2012 году. Об этом сообщил руководитель Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.

«Наши опросы показали, что многие родители готовы были бы отправить своих детей в оздоровительные лагеря, но не хватает средств. Средняя зарплата в регионах равна трем неделям пребывания ребенка в оздоровительном лагере», - рассказал Сергей Минделевич.

По мнению эксперта – нужно организовывать бюджетные детские поездки, которые будут дешевле, чем полноценная смена в оздоровительном лагере. Это детские выездные лагеря. «Развитие массового отдыха в природных условиях – это действительно выход из сложившейся ситуации. Затраты на организацию выездных детских лагерей в 2-3 раза ниже, а пользы для детей в плане оздоровления – намного больше», - считает Сергей Минделевич.

Еще в прошлом году группы, которые отдыхали в выездных лагерях на природе, в России можно было пересчитать по пальцам. Энтузиастов, которые занимались вывозом детей в такие лагеря, приравнивали к сумасшедшим. А в регионах турфирмы и клубы вообще решили отказаться от организации такого отдыха, так как соблюсти многочисленные требования различных инструкций, правил и т.п., было просто невозможно – многие из них были просто невыполнимыми. Теперь развивать походный туризм намного проще, после двухлетних «сражений» за отмену невнятных санитарных правил (СанПиНов), комиссии по детскому туризму удалось добиться внесения изменений в санитарные правила.

Эксперты считают, что только за счет массового детского туризма в выездных лагерях на природе можно увеличить количество выезжающих на отдых организованных групп на 50%. В этом сезоне только 6% школьников отдохнули в выездных лагерях. При необходимой поддержке значительный рост может произойти уже в 2014 году.

Разумная транспортная политика

Транспортная проблема наиболее остро сказывается на развитии детского туризма – считают эксперты. Железнодорожные перевозки в каникулярные даты – особая боль туроператоров. «У туроператоров связаны руки благодаря тому, что с 2010 года Федеральная пассажирская компания (ФПК) практически обязала все турфирмы работать через ОАО «РЖД тур», о чем уже неоднократно говорилось», - отмечает заместитель генерального директора  компании «Солвекс-тревел», руководитель Комитета по детскому туризму АТОР Людмила Сысойкина. – «Мы не можем взять целиком состав или прицепить вагон без согласования с ОАО «РЖД тур». Причем все билеты, особенно с высокий сезон компания продает с большой накруткой. Если обычно купе из Москвы в Великий Устюг стоит 1600 в одну сторону, то в зимние каникулы повышается в 2-2,5 раза. 12% - это самое малое, что просит монополист за свои услуги».

Операторы согласны, что наценка в высокий сезон вполне объяснима. Но для детских групп, по мнению экспертов, можно было бы сделать исключение.

«Списки детей «РЖД тур» просит строго за 45 дней, и никаких изменений вносить нельзя. А если кто-то из детей заболел? Турфирмы несут убытки», - отмечает Людмила Сысойкина.

В организации детских поездок много парадоксов.  Такое ощущение, что выпуская различные правила и рекомендации, чтобы якобы обезопасить детский туризм, чиновники делают его в принципе невозможным. Причем исполнительные структуры нередко принимают рекомендации за распоряжение и срывают работу турфирмам.

«У нас нередко бывали случаи, когда дорожный патруль ДПС останавливал автобус с детской группой и запрещал поездку, руководствуясь распоряжением о том, что нельзя перевозить детей в дождливую или туманную погоду. На самом деле существуют рекомендации Роспотребнадзора по поводу ограничения детских поездок в темное время суток и плохую погоду. На их основании инспектор ДПС не может запретить поездку, но об этом знают не все сотрудники турфирм, да и сами стражи дорожного порядка», - говорит Сысойкина.

Новый формат организации туров

В департаменте туризма и региональной политики  Министерства культуры РФ видят решение проблемы развития детского туризма в организации единого координирующего органа, а так же в пересмотре вообще формата детских поездок. Прежде всего – детских экскурсионных программ по регионам. «Все министерства, которым поручено  разработать комплекс мер по решению проблемы детского туризма, очень стараются, но все это бесполезный труд. Нужен единый межведомственный орган, который будет заниматься только туризмом. Проблема усугубляется тем, что в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» про организацию детских поездок ничего не сказано – это надо исправлять»,- говорит заместитель  директора Департамента  туризма и региональной политики Министерства культуры РФ Эльмира Хаймурзина.

Эксперт отмечает,  что не следует ждать каких-то новых госпрограмм касающихся детского туризма. Так можно вообще ничего не добиться.  Разумнее вносить изменения в уже существующие документы, и чем быстрее – тем лучше. «У нас есть Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы). Под этой базой нам всем и нужно работать. Для нас основная задача на сегодняшний момент – добиться, чтобы деньги на организацию детских поездок попали в бюджет 2014 года. Для этого нужен новый интересный формат организации таких туров, который гарантированно получит поддержку», - отмечает Хаймурзина.

Она так же отметила, что бессмысленно давить на коммерческие транспортные структуры и уговаривать их давать скидки в высокий сезон.  Надо использовать другие возможности – «раздвигать» сезон и пытаться активнее работать в низкие даты на коротких программах.

«Можно разработать познавательные поездки на три дня в межсезонье в разные города России, не только в Москву и Санкт-Петербург. Тогда мы получим и интересные туры, и хорошие льготы от транспортных компаний. С начала октября 2013 года мы уже запланировали ряд экономичных поездок в Санкт-Петербург для школьников из регионов, а в 2014-16 годах хотим сделать их регулярными», - отмечает Хаймурзина.

Эксперты отмечают, что такие поездки могут стать интересным межрегиональным проектом. Школьники из Москвы очень плохо знают города в регионах – можно показать им не только мегаполисы, но и возить их в менее популярные, но интересные исторические места.  А для групп из регионов помимо туров в две столицы, организовывать короткие недорогие поездки в ближайшие области.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР