Можно ли работать с туроператором, который не внесен в реестр

«Большое спасибо за профессиональный и интересный семинар», - написали нам на прошлой неделе сотрудники одного из московских агентств, которые пришли на бесплатную консультацию юриста и финансового консультанта АТОР. Семинар впервые проходил в формате индивидуальных ответов на вопросы. В общей сложности за 5 часов юрист Светлана Заварзина и финансовый консультант Любовь Попова ответили и помогли представителям 25 агентств. Наиболее часто задаваемые вопросы см. здесь.

Следующий аналогичный семинар состоится в марте, во время выставки «Интурмаркет». Напоминаем, что вопросы юристу и финансовому консультанту можно также размещать на форуме или направлять по эл. адресу ator@atorus.ru.

Бухучет и налогообложение

1. Как учитываются расходы на рекламный тур при Упрощенной системе налогообложения?

Ответ : Как следует из статьи 10 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Информация о потребительских свойствах турпродукта (программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, средствах размещения, условиях питания и т. д.) является существенным условием договора о реализации турпродукта
Именно эту информацию в ходе рекламного тура представители фирмы могут получить информацию по данному вопросу из первых рук. Поэтому расходы на рекламный тур можно считать экономически обоснованными (ст. 252 Налогового кодекса РФ).
Упрощенцы вправе включить в налоговую базу только расходы, упомянутые в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Поездка в рекламный тур вашего сотрудника связана с производственной необходимостью, поэтому является экономически оправданной. Осталось выяснить, какой позиции списка соответствуют расходы. Сотрудник совершал служебную поездку, поэтому если вы оформите командировку, то будете вправе учесть стоимость его проезда и проживания согласно пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. На том же основании можно списать суточные и плату за оформление визы.
Есть и еще одно положительное решение данного вопроса.
Например, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая, 24 мая 2007 г. № А41-К2-3612/06 судьи пришли к выводу, что расходы по поездке в рекламный тур являются материальными, так как деятельность по продвижению и реализации турпродукта предполагает изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор соответствующей информации о соответствии стоимости услуг, указанных в путевке, их качеству. А материальные расходы при «упрощенке» признаются (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

2. Агентство применяет Упрощенную систему налогообложения «доход минус расход». С туроператором заключен договор Купли –продажи туристического продукта. По договору Купли продажи Агентство продает, ранее приобретенный тур ,Туристу. Как учесть расходы понесенные Агентством по приобретению тура у Туроператора?

Ответ: Чиновники неоднократно отмечали, что  турагенты-"упрощенцы" не вправе уменьшать полученные доходы на расходы по оплате покупной стоимости туристских путевок, используя формулировки пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в нем поименованы в качестве учитываемых в целях налогообложения расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации )
Однако судебная практика по данному вопросу положительная для Агентств. В качестве примера можно привести  Постановление Десятого арбитражного суда от 03.06.2009 N А41-К2-3044/07. В данном Постановлении судьи отметили : во-первых, что туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых клиенту за общую цену по договору. Таким образом,  природа турпродукта такова, что он одновременно сочетает в себе свойства вещи и обязательства. Во-вторых, турагентская деятельность предполагает реализацию юридическим лицом или предпринимателем конечному потребителю особого товара - турпродукта, который сначала приобретается у туроператора. Таким образом, судьи считают, что на основании пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ есть возможность учета при расчете единого налога расходов в виде покупной стоимости товаров (туристического продукта), приобретенных для дальнейшей реализации. Чтобы отсечь ссылки налоговиков к ст. 38 НК РФ, арбитры поясняют: товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). В силу п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
Однако, на наш взгляд, оптимальным решением данного вопроса для Агентства будет заключение с Туристом Агентского договора, по которому Агентство обязуется от своего имени и за счет Туриста подобрать и приобрести тур. В такой ситуации разумно определить вознаграждение Агентства как разницу между суммой полученной от Туриста и суммой, за которую Агентство сможет приобрести тур у Оператора. При этом вопрос о признании в составе расходов затрат на приобретение тура у Туроператора снимается сам собой.

Правовые аспекты деятельности турфирм

1. Может ли турагентство заключать напрямую договора с иностранными туроператорами?
     
Ответ: В соответствии со ст.4.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" на территории Российской Федерации реализацию туристского продукта, сформированного иностранным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем либо организацией, не являющейся юридическим лицом в соответствии с законодательством иностранного государства (т.е. иностранный туроператор), вправе осуществлять юридические лица, имеющие финансовое обеспечение, полученное в порядке и на условиях, которые предусмотрены    Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Требования, предъявляемые в соответствии с указанным Федеральным законом к осуществлению туроператорской деятельности, также применяются в отношении юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором.

  2. С чем связана перерегистрация Обществ с ограниченной ответственностью и как осуществляется перерегистрация?
    
 Ответ: Перерегистрация обществ с ограниченной ответственностью связана с введением в действие с 01 июля 2009 года Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с п.2-4  ст.5 указанного закона уставы обществ, созданных до дня вступления в силу указаного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции  указанного Федерального закона) не позднее 1 января 2010 года.

 3. Возможно ли заключать договор с туроператором, у которого имеется финансовое обеспечение, но он не внесен в реестр туроператоров?

 Ответ: В соответствии с п.1 ст.432 Гражданского Кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со ст.10  Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ
"Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных  указанным Федеральным законом, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.
К существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся в том числе полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора.
В соответствии со ст. 168 Гражданского Кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии со ст. 167  Гражданского Кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.  При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

4. Возможно ли двойное агентирование?
     
Ответ: В соответствии с п.2 ст.184 одновременное коммерческое представительство разных сторон в сделке допускается при условии согласия сторон сделки. При этом представитель обязан исполнять данные поручения сторон с заботливостью, обычной для этой предпринимательской деятельности.

5. Может ли быть в договоре выражена цена в у.е. или в валюте и как рассчитывается курс при оплате?


 Ответ:  В соответствии со ст.317 Гражданского Кодекса РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.