«Техническое состояние самолета важнее его возраста» - эксперты

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий эксплуатацию самолетов старше 20 лет. Поводом к этой инициативе стало крушение Боинга 737 авиакомпании «Татарстан» в Казани. Правда, эксперты считают, что закон не пройдет.

«Одной из основных проблем в гражданской авиации Росси является исключительно высокий возраст воздушных судов. Согласно официальным данным, по состоянию на 2011 год он составлял около 21 года. Сложившееся положение вызывает серьезное беспокойство пассажиров», - говорится в пояснительной записке к законопроекту. Далее приводится в пример зарубежный рынок, где средний возраст парка большинства крупнейших мировых авиакомпаний составляет, приблизительно, от 6 до 17 лет, а в некоторых случаях и ниже.

Предлагаемый законопроект ограничивает сроки эксплуатации гражданских воздушных судов, используемых для предоставления услуг по осуществлению перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, а также выполнению авиационных работ: не более 20 лет с момента их выпуска. Другие категории - в частности, государственная и экспериментальная авиация, а также авиация общего назначения - законопроектом не затрагиваются.

Реализация законопроекта потребует соответствующего обновления парка воздушных судов отечественных авиакомпаний, считают инициаторы проекта. На это потребуется значительное время, поэтому предлагаемые изменения вступают в силу с 2017 года.

Эксперты не выражают уверенности в жизнеспособности законопроекта. «От того, что завтра мы запретим 18-летние или 19-летние самолеты, поверьте, лучше не будет, надо понимать, что если самолет или транспортное средство не самортизировано и вы его списываете, то оно должно списываться с прибылью, а мы знаем сегодня, что у пассажирских компаний прибыли почти не бывает», - цитирует «РИА Новости» Председателя комитета Госдумы по транспорту Евгения Москвичева. По его мнению, возраст транспортных средств не влияет на их техническое состояние.

А вот в Росавиация выступила за введение ограничений на возраст самолетов. В ведомстве, правда, отметили, что авиакомпании должны быть заранее оповещены об этой мере. «Когда-то у Генри Форда спросили, какой автомобиль лучше, он ответил - новый. Поэтому, когда речь идет об ограничении эксплуатации воздушных судов, я бы разделил это на несколько частей. Первое - это то, что касается пассажирских перевозок, второе - это то, что ограничительные меры должны быть опубликованы заранее и переданы в авиакомпании задолго до вступления этой нормы в действие», - приводит «Интерфакс» слова главы ведомства Александра Нерадько. Он напомнил, что в 2002 году ИКАО вводила ограничения на полеты шумных воздушных судов в пространство Европейского союза. Перевозчики были оповещены о предстоящем введении этой меры за 25 лет до вступления ограничений.

Молодой флот как утопия

Опрошенные «Вестником АТОР» эксперты соглашаются, что идея «омоложения» российского флота является благоприятной – «лучше быть здоровым и богатым, чем старым и больным». Однако в современных реалиях она совершенно утопична. Сейчас большие закупки новых самолетов может позволить себе только «Аэрофлот», который имеет государственную финансовую «подушку». Флот этой авиакомпании также можно назвать самым молодым в России (если не в мире). Средний возраст самолетов (рассчитывается с учетом самых старых и самых молодых самолетов во флоте) Аэрофлота составляет 5,2 лет. Относительно молодой флот у авиакомпании S7 – средний возраст самолетов составляет около 9 лет.

Таким образом, в случае принятия нового ограничения, многим российским авиакомпаниям придется в экстренном порядке искать замену немолодым самолетам. При условии, что авиаторам не дадут, например, 25 лет на приведение авиапарка в соответствие с новыми правилами.

По экспертным оценкам, стоимость нового самолета составляет около 50-70 млн долларов. Большинство российских авиакомпаний не располагает такими средствами. Кроме того, найти новые самолеты в таком количестве будет атруднительно: сейчас авиакомпании подписывают фьючерсы на 2018 год и далее. Российское авиастроение, к сожалению, пока не отвечает всем потребностям развивающегося российского авиарынка. Последняя наша новинка  Sukhoi  SuperJet 100 имеет дальность полета всего около двух тысяч километров. 12 февраля 2013 года состоялся первый полет модификации  Sukhoi  SuperJet 100 Long  Range  с увеличенной до 4578 км максимальной дальностью полета. Максимальная вместимость самолета составляет всего 108 кресел, что делает его недостаточно экономически выгодным для авиакомпаний.

Ну и, наконец, возраст далеко не всегда определяет состояние самолетов, уверяют эксперты. Наиболее важный показатель – техническое обслуживание самолета. Каждая из деталей транспортного средства имеет свой период амортизации, но при должном обслуживании самолет может прослужить намного больше 20 лет. Например, по некоторым данным, средний возраст флота авиакомпании  Lufthansa  составляет более 12 лет, а в Америке все еще летают  Boeing 727, которые с 60-х по 80-е годы являлись одними из самых популярных авиалайнеров в мире. «Катастрофа «Татарстана» - это частный случай. И причина вовсе не в возрасте самолета», - уверен один из экспертов, пожелавший остаться неназванным.