«Закон о рекламе» как средство борьбы с санаториями

Количество санаториев в России сокращается, а их распределение по стране совершенно неравномерно. И хотя спрос на санаторно-курортное лечение растет, после внесения изменений в «Закон о рекламе»,  санатории, равно как и их партнеры – туроператоры, лишаются любой возможности привлечь отдыхающих. Такие выводы были озвучены на «Интурмаркете» в ходе Круглого стола «Лечебно – оздоровительный туризм в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы».

Неутешительная статистика по российскому санаторно-оздоровительному сегменту была приведена в ходе круглого стола. Так, еще в 2000 году количество санаториев в России составляло 2409, а в 2012 — уже 1905. При этом количество отдыхающих в российских здравницах в 2000 году составляло 4 млн 919 тысяч, а в 2012 году их число увеличилось до 6 млн 174 тысяч. То есть спрос на оздоровительно-лечебные услуги растет, а мест, где можно получить такие услуги, становится меньше. Неравномерна и концентрация санаториев по стране – большинство сосредоточены в Кавминводах или Краснодарском крае. Понятно, что  для жителей Сибири и Дальнего Востока такая поездка стоит намного дороже, чем отдохнуть за границей.

По итогам круглого стола была разработана резолюция. В ней среди прочего рекомендуется - «внести уточнения в закон о рекламе о сохранении за санаторно-курортными учреждениями возможностей рекламы лечебно-оздоровительных услуг». Этот пункт касается недавней поправки в закон «О рекламе»:

«Дело в том, что недавно были внесены изменения в статью 24 закона, и сейчас она выглядит крайне противоречиво», - комментирует руководитель Правовой службы Ассоциации туроператоров (АТОР) Надежда Ефремова. С одной стороны в п.7 этой статьи говорится, что: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов». То есть, рекламировать медицинские услуги можно, но с оговоркой. Но в ст.8  указано: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях». То есть, фактически, сформулирован запрет на рекламу. Он касается, в том числе, рекламы санаториев в каталогах туроператоров.

Эти противоречия прокомментировал ФАС РФ, ссылаясь на Высший Арбитражный суд. В ведомствах разграничили понятия «медицинская услуга» и «медицинская деятельность». Исходя из этого разъяснения, медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение, медицинскую реабилитацию, имеющих самостоятельное законченное значение. Медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медэкспертиз, медосмотров и медосвидетельствований, санитарно-противоэпидемических мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией в медицинских целях. «Законом запрещена реклама медицинских услуг, то есть по закону, с учетом разъяснений ФАС, в рекламном сообщении можно указать, что медицинское учреждение осуществляет стоматологическую, психиатрическую, офтальмологическую деятельность, но нельзя перечислять конкретные услуги, которые оно оказывает в процессе осуществления этой деятельности», - говорит Надежда Ефремова.

Вместе с тем, любой исполнитель услуги (туроператор, турагентство и др.) по закону «О защите прав потребителей» обязан представить потребителю полную и достоверную информацию о реализуемом турпродукте. «Информирование – не реклама, и туристическая компания по-прежнему обязана указывать перечень услуг, реализуемых туристу, в договоре с ним», - считает г-жа Ефремова. Однако и санатории, и туристические  компании остались практически без возможностей привлечь туристов – ведь, прежде чем подписывать договор с подробной информацией о предоставляемых услугах, турист должен выбрать их, и, желательно, не по «сарафанному радио».

Чтобы получить хоть какую-то определенность, Правовая служба АТОР подготовила запрос в ФАС с просьбой прокомментировать поправки в закон «О рекламе» с учетом требований закона «О защите прав потребителей» и информирование потребителей услуг санаторно-курортных учреждений на сайтах туристических компаний и самих санаториев. Ответ ФАС будет опубликован после его получения.