Вновь о безопасности детей

Вчера, 24 марта, в рамках выставки «Интурмаркет» прошла первая конференция АТОР на тему «Проблемы обеспечения безопасности детей при организации детского отдыха в России и за рубежом». В ней приняли участие около 60 представителей туристических компаний со всей страны. 

Конференцию проводил глава Комитета АТОР по детскому и образовательному туризму Борис Самарянов. С докладами выступили: заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский, начальник отдела путешествий Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Анатолий Есиков, представители компаний «BSI Group», «Солвекс», Tez Tour, «Пирамида-Тур», «Петротурсервис».   Конференция была организована с целью консолидировать усилия и опыт всех участников встречи с тем, чтобы по возможности обеспечить к началу летнего сезона качественный и безопасный отдых детям и подросткам.   Участники говорили о множестве проблем, с которыми приходится сталкиваться операторам по детскому туризму. Борис Самарянов в своем выступлении обозначил три основных направления деятельности Комитета АТОР по детскому и образовательному туризму. Прежде всего, привлечение внимания к проблеме отсутствия в Едином реестре операторов многих компаний, занимающихся детскими и образовательными поездками. Известно также, что самостоятельной организацией турпоездок занимаются преподаватели школ и вузов. По оценкам экспертов, более 35% детских групповых туристических поездок формируется именно таким образом, т. е. людьми, которые не имеют необходимых профессиональных навыков, не располагают финансовой гарантией и по определению не могут обеспечить качественный и безопасный продукт. По словам Бориса Самарянова, благодаря активной информационной работе Комитета с момента его создания около 20 компаний легализовали свою деятельность и вошли в Реестр.   Еще одно направление работы Комитета – формирование единых стандартов для этого вида туризма. В числе подготовленных положений, на которые смогут ориентироваться туроператоры по детскому отдыху: утверждение сопровождающего состава, режим дня, требования к безопасности и охране территорий детских лагерей, транспортировке, к договорам с потребителями и др. В настоящее время все эти положения находятся на рассмотрении специальной рабочей группы в Госдуме.   Начальник отдела путешествий Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Анатолий Есиков детально проанализировал имеющуюся на данный момент нормативную базу организации детского отдыха. По его словам, нормативов так много и они настолько противоречат друг другу, а зачастую и федеральному законодательству, что не приходится говорить о развитии, например, путешествий детей внутри страны. Так, для открытия полноценного детского лагеря отдыха на территории России необходимо получить сертификат соответствия, который в свою очередь выдается после предоставления пакета из 22 документа от разных ведомств. Срок действия такого сертификата – 4 года. При этом надзорные органы проводят ежегодную проверку лагеря на соответствие сертификату. Совершенно очевидно, что при таких жестких требованиях желающих открыть собственный детский лагерь не очень много. При том, что такой продукт, безусловно, пользовался бы спросом. «На сегодняшний день существующая нормативная база является сдерживающим фактором для развития внутреннего туризма в целом, не говоря уже о детском туризме», - сказал г-н Есиков.   Вопросы и выступления представителей турфирм подтвердили, что проблем в этом виде туризма действительно хватает. Особенно много нареканий прозвучало в адрес РЖД, которые требуют список туристов за 45 дней до заезда, требуют в качестве обязательного сопровождающего группы медицинского работника и проч.   Участники конференции отметили, что определенная часть проблем вызвана низкой информированностью потребителей, которые часто не пытаются узнать, что именно кроется за красивыми рекламными фотографиями и слоганами или стараются сэкономить на отдыхе детей, доверяя его непрофессионалам. Хорошей иллюстрацией к тому, где рискуют операторы и туристы, стало выступление представителя компании «Пирамида Тур» Ларисы Шатуновой. Она зачитала письмо своего словацкого партнера, который, узнав о конференции, захотел хотя бы заочно принять в ней участие. Словацкая компания, принявшая более 200 тыс. детей из России, сформулировала три проблемных точки: неправильный выбор принимающего партнера (например, не имеющего опыта работы с детскими группами); неправильный выбор лагеря (по ее мнению, лагерь должен находиться в безопасной стране, в экологически чистом месте, трансфер должен составлять не более 150-200 км, на территории обязательно должен быть бассейн и спортивная площадка, кухня должна быть привычной для российского ребенка (молочные продукты, овощи, первые блюда и т.д.); и, наконец, потребитель должен проверять информацию, изложенную в рекламе детского отдыха. По сути, прозвучал рецепт организации более или менее безопасного отдыха для детей.