«Аэрофлот» выкупит долю Александра Лебедева

Сегодня, 26 января, состоится Совет директоров группы компаний ОАО «Аэрофлот». Один из основных вопросов повестки дня - приобретение у одного акционеров компании - Александра Лебедева,  25,8% акций нацперевозчика. Это самый большой пакет акций компании, если не считать государственной 50% доли.   

Александр Лебедев приобретал и консолидировал акции «Аэрофлота» в течение 2001-2003гг. Именно с того момента он - активный участник жизни нацперевозчика. Приобретение у Лебедева актива – вопрос решенный, комментируют источники в авиакомпании. Лебедеву почти за четверть «Аэрофлота» будет предложено около $300 млн.(по оценкам экспертов – это 2/3 от рыночной стоимости пакета). Однако, источники близкие к Национальной Резервной Компании (НРК), полагают, что цена не окончательная. В дальнейшем актив бизнесмена предполагается «повесить» на баланс самой авиакомпании. Потом его часть (10-12% акций) передать в «Ростехнологии». 

Сделка по приобретению активов «Аэрофлота» у г-на Лебедева проводится в рамках реализации программы, предложенной министром транспорта Игорем Левитиным на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в конце декабря. Согласно этой программе, государственные активы, находящиеся в управлении у «Ростехнологии» («Росавиа»), необходимо передать в «Аэрофлот». Взамен «Ростехнологии» получают 10-12% акций «Аэрофлота». С другой стороны «Ростехнологиям» предлагается частично обменять свои авиационные активы на незначительную долю в «Шереметьево». 

В «Ростехнологиях» особого энтузиазма на счет предложения Игоря Левитина не испытывают. «Мы полагаем, - комментирует источник в «Росавиа, - активы, которые могут быть внесены нами в «Аэрофлот» стоят гораздо больше, чем 10-12% нацперевозчика. В любом случае, мы будем настаивать, чтобы эта доля была увеличена».

 Несогласие с планом г-на Левитина вызвал к жизни другой вариант развития холдинга «Росавиа», а именно союз с авиакомпанией «Сибирь». В объединении «Росавиа – Сибирь», «Ростехнологии» будут более свободно себя чувствовать. Госкорпорация вместе с 25% доли «Сибири», может получить доминирующее положение в авиационном союзе. Судя по всему, за него ратует и Правительство Санкт-Петербурга. Ведь в этом случае, Питеру может достаться блокирующий пакет в ГТК «Россия» (крупнейший актив «Росавиа»), и авиакомпания будет продолжать развиваться самостоятельно как городской перевозчик. Этого тандем с «Аэрофлотом» гарантировать не может. К тому же, согласно первоначальным договоренностям, базироваться новая авиакомпания будет тоже в Санкт-Петербурге, что для бюджета города – положительный факт. К слову в союзе с «Сибирью» сам проект «Росавиа» не потеряет своего первоначального смысла – составить конкуренцию с «Аэрофлоту».

 «Впрочем, - добавляет источник в «Росавиа», - ничего нового в том, что для «Росавиа» были выбраны другие авиакомпании для партнерства, нет. С самого начала нами прорабатывались варианты сотрудничества с крупнейшими перевозчиками, в числе которых были и «Ютейр», и «Сибирь», и «Атлант-Союз». Однако данная стратегия и все варианты развития событий находились под грифом «строго секретно». Мы с самого начала не настаивали на создании отдельной авиакомпании. Всем игрокам было понятно, что отдельно активы «Росавиа», без сильного партнера развиваться не могут», уточняет эксперт. Просто, поскольку «Атлант-Союз» был основным перевозчиком пассажиров AiRUnion, на тот момент он был приоритетным партнером». Теперь в этом контексте называются «Аэрофлот» и «Сибирь».

 Хотя нельзя говорить, что в тандеме с «Сибирью» все безоблачно. У авиакомпании до сих пор серьезная кредиторская задолженность. По оценкам самих же представителей «Сибири», долги авиакомпании составляют порядка 8 млрд. рублей.

Отметим, что при этом точную цифру задолженности группы «Росавиа» назвать сложно. В июне прошлого года она составляла порядка 8,2 млрд руб. Основной долг был за авиакомпанией «Россия» - 5 млрд руб., далее следовала «Владивосток-Авиа» - 1,6 млрд. руб., «Оренбургские авиалинии» - 670 млн. руб. Однако представитель «Росавиа» уточняет, что управляющей компании все же удалось сократить долговое бремя, за счет денежных вливаний. В частности, в уставной капитал ФГУП ГТК «Россия» было внесено государством 3,9 млрд. рублей (на конец года долги авиакомпании составляли уже порядка 8 млрд.). То, что средства поступили, подтвердили и в авиакомпании «Россия». Для распределения средств перевозчик создал специальную комиссию.  Частично средства пойдут на реструктуризацию задолженности. Что касается «Сибири», то для столь крупной авиакомпании 8 млрд. - рабочая задолженность, уточнил один из экспертов. 

Все же, наблюдая за тем, как активно «Аэрофлот» принялся выкупать у Александра Лебедева его долю в авиакомпании, именно вариант, когда «Росавиа» будет объединен с «Аэрофлотом» - наиболее вероятен, полагают аналитики. Если представить ситуацию в развитии, то становится очевидны намерения государства - оставить несколько крупных игроков. По мнению аналитиков, работать придется в условиях, когда будут оптимизированы перевозочные мощности – сократится количество агентов, цены на перевозку повысятся.