16 июля, вторник
 
 

О новом законе в деталях

19 февраля Госдума приняла в третьем чтении поправки в туристский отраслевой закон. «Вестник АТОР» рассмотрел в деталях, по каким нормам будет жить туризм с 2017 года, когда поправки вступят в силу.

Новый документ практически идентичен тому, который был принят во втором чтении. Подробно его положения рассматривались в ряде публикаций на портале АТОР.

Одно из важнейших новшеств – законодатель отказался от идеи заставить турагента работать от имени и по поручению туроператора. В законе четко прописано, что «туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком». Тезис «от имени и по поручению» вошел в закон в усеченном виде «турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора». Пока не совсем понятно, каким образом будет выглядеть поручение туроператора. По словам руководителя правовой службы АТОР Надежды Ефремовой, агент и оператор по-прежнему смогут работать по агентскому договору. Но туроператор должен будет сформулировать агенту свое поручение. «Не исключено, что предлагаемая норма будет носить формальный характер, а поручения будут формулироваться в общем виде», – полагает Надежда Ефремова.

Несмотря на то, что одна из самых спорных норм в закон не попала, ее «следы» в документе остались. В частности, в тексте закона говорится: «При реализации турагентом туристского продукта турагент предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта». Очевидно, это положение «перекочевало» в принятый закон из версии документа, принятой в первом чтении – там и была принята спорная поправка о работе агента от имени и по поручению. Трудно предсказать, к каким последствиям приведет ее действие в новой редакции закона. Вероятно, агенты будут предъявлять копию доверенности при условии, что она есть, а они работают от имени туроператора.

Детальный разбор законопроекта выявил еще одну нестыковку. Документ предусматривает следующую дифференциацию размеров финансового обеспечения туроператоров:

«500 тыс. рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма;

3% (на 2016 год), с 2017 года – 5% общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма, но не менее, чем 50 млн рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором части второй статьи 114 настоящего Федерального закона».

Закон в новой редакции вступит в силу только с 1 января 2017 года, поэтому о 3% взносе в 2016 году говорить уже не приходится. Напомним, что проект дополнили нормой о сроке вступления в силу спешно. Вероятно, документ не успели «почистить».

Стоит также отметить, что не все нормы нового закона вступаю в силу в 2017 году. Статья «Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком» и нормы об «электронной путевке» начнут действовать только с 2018 года.

Важное нововведение касается деятельности «Турпомощи». Объединение туроператоров в сфере выездного туризма теперь будет вести не один, а два фонда – резервный (он заменит собой нынешний компенсационный, который используется на оплату экстренного возвращения на родину туристов обанкротившихся туроператоров) и фонд персональной ответственности (у каждого туроператора будет свой фонд, который используется в случае их банкротства по аналогии с выплатами страховых компаний). Закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

В связи с новой дифференциацией фонда объемы взносов в фонд, предназначенный для возвращения туристов на Родину, несколько сократятся, и фонд «Турпомощи» будет пополняться медленней. Напомним, что количество участников «Турпомощи» (это туроператоры по выездному туризму) также сокращается в связи с сокращением количества желающих путешествовать за границу из-за ослабевшего рубля. Сейчас на сайте «Турпомощи» указано, что в объединении состоит 995 членов. Это вдове меньше, чем два года назад. А значит, и общий объем взносов в фонд тоже сократился вдвое. При этом нагрузка на туроператоров не снижается – помимо резервного, им придется наполнять и фонд персональной ответственности, то есть нести новые затраты.

Часть норм нового закона касается турагентской деятельности. Во-первых, как указывалось выше, у турагента появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи». Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР