Битва за блоки

 

25 и 26 февраля прошли первые реальные электронные торги «Аэрофлота», на которых были выставлены блоки мест по нескольким туристическим направлениям. Отсутствие предложения по блокам на рейсах в Прагу, Анталью, Рим и Ларнаку, которые были заявлены в первом официальном сообщении «Аэрофлота» о торгах, а также отсутствие внятного объяснения – по какой причине эти направлениях были сняты, заставило операторов предположить, что заявления национального перевозчика об открытости могут остаться декларацией.

В первый день торгов авиакомпания представила  на продажу Малагу, Гавану, Париж, Амстердам, Братиславу, Бухарест, Брюссель, Дюссельдорф и Барселону. На второй день перешли Лондон, Шарм-эль-Шейх, Хургада, Дубаи, Карловы Вары. В торгах приняли участие 27 туроператоров.

Как и ожидалось, спроса на направлениях, которые в основном загружаются бизнес-туристами, не было. Будапешт, Бухарест, Дюссельдорф и Брюссель не разыграны, торги по ним можно считать не состоявшимися. Кстати, по результатам первого дня торгов «Аэрофлот» сделал выводы. Изменилась компоновка на Лондон, а так же снизились стартовые цены на Шарм-эль-Шейх и Хургаду на $40 и составили $200.

В первый день торгов Париж и Амстердам ушли по стартовой цене - по 300 и 230 евро соответственно. Первый лот поделили между собой 3 туроператора – «Нева», «Ланта-тур», и «Инна-тур». Ставки  «Ланта-тур вояж», "Русский Экспресс", «Капитал Тура» стали лучшими по Амстердаму. Некоторые высказали предположение, что итоги по Парижу и Амстердаму - результат договоренностей между компаниями. Но если переговоры и были проведены директорами туроператоров, то едва ли такой расклад сил – их результат. Ведь проданными остались лишь 40% лотов. Вероятно, низкий спрос на Париж - результат высокой стартовой цены.

Гавана при стартовой цене в 580 евро ушла по 800 и по 805 евро в зависимости от компоновки лотов. Для сравнения в прошлом году через посредников туроператоры приобретали эти билеты по 760 евро. Но в увеличении цены нет ничего страшного – пакет по этому направлению подорожает примерно на 4%, кроме того, главная задача – вывести с рынка спекулянтов - была выполнена. По словам советника генерального директора «Аэрофлота» Андрея Полозова-Яблонского, туроператоры на этом направлении получили уверенность в завтрашнем дне. Ведь за счет дельты в цене, которая была у брокеров, у перекупщиков была возможность играть на понижение в сезон. Сейчас же вероятность демпинговых войн серьезно сократилась. К слову, и сами туроператоры с этим соглашаются. Например, в туроператоре ITC отмечают, что цена билетов на Гавану цена росла именно до того значения, пока перевозку выгодно было перепродавать, когда же цена пришла к знаменателю, после которой брать ее может лишь туроператор, рост остановился. «Когда посмотрели протоколы, выяснилось, что этот рост подхлестывали именно те, кто по большей части занимался перепродажей. Далее брокеры просто соскочили – приобретать билеты им стало не выгодно. Хотели, конечно, взять подешевле»,- говорят в ITC, - «но в любом случае мы теперь с билетами».

Схожая ситуация по Малаге. Но на этом направлении есть еще кое-какие особенности. «Аэрофлот» здесь разделил лоты по дням недели. Поэтому туроператоры сначала бились за субботу, которая при стартовой цене около 300 евро ушла с молотка за 393 евро. Далее переключились на пятницу – приобрели за 379 евро. Дисконтная среда ушла с торгов всего за 321.

Андрей Полозов-Яблонский полагает, что это направление доказывает, что не нужно комплектовать «вкусное с невкусным». То есть практика разделения лотов по дням недели, вероятно, будет принята в следующих торгах. С билетами «Аэрофлота» на Малагу идут в летний сезон Coral и «Натали турс». Всего участие в этих торгах принимали пять компаний. 

Пожалуй, наиболее драматичной была игра по Барселоне. На полях Интернета баталии по блокам на этом направлении шли целых шесть часов. Буквально брали друг друга на измор – отмечают наблюдатели. Самыми стойкими оказались Coral и ВКО. «Приз» достался победителям за 344 и 350 евро соответственно.

 Совершенно неожиданно рекорд Барселоны по длительности «битвы» побили Карловы Вары на второй день торгов. За лот на этот чешский курорт туроператоры бились семь с половиной часов. Цену на кресло взвинтили в два раза от стартовой – с 230 евро до 450 евро. Причем, по правилам «Аэрофлота», видеть, кто делает ставки, было невозможно.  Развязки ждали все игроки туррынка.

Как заметил генеральный директор «Русского экспресса» Тарас Кобищанов, итоги по Барселоне, Малаге и Гаване и Карловым Варам зависели от ряда факторов. Во-первых, выставлялось ограниченное количество мест, то есть был дефицит емкостей. Во-вторых, для "Аэрофлота" это были либо эксклюзивные направления, либо поделенные между двумя авиакомпаниями. То есть, если у туроператоров, например, по Карловым Варам не сложились взаимоотношения с «Чешскими авиалиниями», им ничего не оставалось, как биться до последнего. Иначе они просто останутся за бортом. По словам эксперта, подобное может отразиться на стоимости турпакета в Карловы Вары летом, но не значительно. Скорее всего, большинство туристов предпочтут лететь на «Чешских авиалиниях», пусть даже со стыковкой в Праге, чем платить за прямой перелет неоправданно высокую цену. 

Кстати, блоки на Прагу, Анталью, Рим и Ларнаку так и не были выставлены 26 февраля. На вопрос, – по какой причине это произошло, представители «Аэрофлота» сказали, что эти направления не были заявлены. «Их не было во время деловой игры 17 февраля, значит и не планировалось ставить их во время реальных торгов», - сообщили нам.