29 марта, пятница
 
 

Экспорт туристических услуг: итоги года и перспективы роста

Каким был 2018 год для сегмента въездного туризма? Какое влияние будет иметь чемпионат мира по футболу на рост иностранного турпотока? Какие въездные рынки нуждаются в стимулировании, и какие инструменты применять для роста экспорта туруслуг? Обо всем этом и других вопросах мы беседуем с вице-президентом АТОР Александром Курносовым, заместителем генерального директора туроператора «Академсервис».

Александр Курносов, вице-президент АТОР, заместитель генерального директора туроператора «Академсервис»

 

ОБ ИТОГАХ ГОДА ПО ВЪЕЗДНОМУ ТУРИЗМУ И ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ФУТБОЛУ

 Александр, как вы оцениваете итоги трех кварталов 2018 года для въездного туризма? Каких результатов ожидать по году в целом и какие тренды можно выделить? 

– О странах-лидерах во въездном туризме в целом по году уже можно судить по опубликованной в открытом доступе статистике Погранслужбы ФСБ России за три квартала 2018 года: четвертый квартал для въездного туризма традиционно является низким сезоном и ничего не может поменять.

Уже сейчас мы видим, что пессимистичные прогнозы, которые были у турбизнеса в начале года, связанные с оттоком классических туристов из-за чемпионата мира, не оправдались.

Число иностранных граждан, приехавших в Россию с целью туризма, в целом выросло на 20%, хотя, разумеется, многие из них были болельщиками. Но в целом понятно, что произошла определенная компенсация: отток классических туристов в июне и июле действительно наблюдался, но был замещен болельщиками и их семьями.

Что касается ключевых въездных рынков, то их картина в 2018 году предсказуема, и нового по сравнению с 2017 годом в ней мало.

Мы видим продолжающееся доминирование Китая во въездном турпотоке, и стабильное второе место Германии. Продолжается рост турпотока из Южной Кореи, стимулируемый упрощением оформления виз. По европейским странам особо значимой динамики нет, а вот США, несмотря на все геополитические сложности, показали неплохой результат.

Впрочем, это явление, на мой взгляд, объяснимо фактором чемпионата мира по футболу. В минусе оказался такой рынок, как Иран, – число иранских туристов сократилось в годовом выражении на 36%. И здесь тоже сыграл фактор чемпионата мира – но уже наоборот.

 Почему наблюдается такое разное влияние чемпионата на США и Иран?

– Граждан США, привлеченных мундиалем, приехало в Россию больше, чем в прошлом году. Из них примерно 70 000 болельщиков из Штатов побывало на ЧМ-2018. Но это в массе своей не были классические американские туристы. Поток увеличился кратковременно – и за счет граждан США латиноамериканского и азиатского происхождения. Для основной массы американцев из WASP-штатов европейский футбол, за редким исключением, не является интересным, а для этих групп – наоборот. 

Примерно 70 000 болельщиков из Штатов побывало на ЧМ-2018. Но это в массе своей не были классические американские туристы. Поток увеличился кратковременно – и за счет граждан США латиноамериканского и азиатского происхождения: футбол интересен именно им.

Что же касается иранцев, которые активно едут в Россию в три точки – Москва, Сочи и Санкт-Петербург – в основном с классическими туристическими целями и именно летом (так как в это время у них на родине невероятно жарко), то для них чемпионат оказался барьером.

Высокие цены, дефицит гостиничных номеров, ограничения по передвижению в городах ЧМ-2018 – все это заставило массу иранских туристов отложить в этом году свой летний визит в Россию, тем более что альтернатив у них много – Турция, Закавказье... Иранские же футбольные болельщики, которые приехали в Россию на чемпионат, не смогли скомпенсировать этот отток классического турпотока – их достаточно мало.

 В целом как можно охарактеризовать влияние этого спортивного события на въездной классический турпоток? Вернутся ли туристы, приехавшие на мундиаль, и если да, то прежде всего из каких стран? 

– Если в целом смотреть на влияние чемпионата на въездной туризм в Россию, то это влияние скорее краткосрочное.

Вообще говоря, долгосрочный и значимый позитивный эффект, выраженный в стабильном росте интереса к стране из-за крупного спортивного события, в мире пока не наблюдался. Ведь в каждом случае для каждой страны играет роль целая совокупность факторов, не только фактор события. Например, в Бразилии проведенный чемпионат не дал в последующие годы прироста турпотока – прежде всего из-за удаленности этого рынка от стран, обеспечивших основной приток болельщиков. В ЮАР был незначительный прирост, но большой вопрос – повлияло ли на это именно проведенное там футбольное первенство.

Вычленять влияние европейских футбольных чемпионатов на динамику их турпотока тоже занятие малоперспективное – очевидно, что на привлекательность этих направлений футбол влияет куда меньше, чем их культурно-историческое наследие или транспортная доступность.

Я бы не строил далеко идущих планов относительно бурного роста въездного турпотока в Россию в следующем году именно из-за мундиаля. Безусловно, чемпионат мира в России прошел на высоком уровне, интерес к стране вырос, но на эффект возвратности можно рассчитывать разве что по туристам из Европы.

Поэтому я бы не строил далеко идущих планов относительно бурного роста въездного турпотока в Россию в следующем году именно из-за мундиаля.

Безусловно, чемпионат мира в России прошел на высоком уровне, интерес к стране вырос, сработает наверняка «сарафанное радио». В то же время, на эффект возвратности можно рассчитывать разве что по туристам из Европы.

Для китайского туризма чемпионат не сыграет особой роли – положительная динамика турпотока из КНР в Россию диктуется общим ростом числа выезжающих за границу китайцев.

Вряд ли чемпионат сподвигнет и латиноамериканские рынки на какой-то массовый рост: для граждан этих стран Россия по-прежнему остается далекой экзотикой, здесь мало кто в принципе может себе позволить дорогостоящий перелет. Поэтому рост в процентах, несомненно, будет, но в абсолютных цифрах количество «постчемпионатных» туристов из этих стран будет не слишком значительным.

 А что видите вы как туроператор по въездному туризму, каковы результаты года у «Академсервиса» по приему иностранных туристов? Кто в лидерах, кто вырос больше всего?

– У «Академсервиса» картина совпадает со статистикой по России в целом, за исключением китайского рынка, с которым мы не работаем столь активно. Некоторый прирост в этом году – около 10% – показали объемы из стран Латинской Америки, Франция выросла выше, чем в среднем по рынку: на 15–17% в годовом выражении.

В ТОП-5 рынков у нашей компании вошли в этом году такие страны, как Германия, Франция, Италия, Тайвань и Южная Корея. Все они показали умеренный прирост к прошлому году, за исключением, как я уже говорил, Франции, которая продемонстрировала высокие показатели.

 

О ПРИОРИТЕТНЫХ РЫНКАХ ДЛЯ ЭКСПОРТА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

 Въездной туризм включен в нацпроект «Международная кооперация и экспорт». РЭЦ разработал рэнкинг стран, откуда следует в первую очередь стимулировать въезд. Насколько он соответствует вашим собственным оценкам?

– Безусловно, внимание Минэкономразвития и правительства в целом к въездному туризму – положительное явление, и мы готовы делиться своим опытом, предложениями для наращивания экспорта туруслуг. Что касается рэнкинга РЭЦ, то он интересен, хотя и вызывает ряд вопросов.

Они прежде всего касаются веса каждого из показателей, примененных для расчета. Например, я бы поспорил о большей, чем у Франции или США, значимости рынка Южной Кореи для въездного туризма в Россию. Да, темпы роста у Кореи выше, но ведь и расходы американских или французских туристов выше, чем у корейцев. Тот же вопрос с Китаем.

В любом случае это предмет для обсуждения и дискуссий, но я очень рад, что наконец вопросы стимулирования въездного туризма, с экономической базой, обсуждаются на правительственном уровне. Мы в свою очередь готовы участвовать в обсуждении этих вопросов.

 А вы, как специалист по въездному туризму, какие бы рынки поставили на первое место в вопросе поддержки?

– Я бы поставил на первое место развитые рынки. Такие как США, Израиль, Италия, Франция, Сингапур – страны с высокой частотой поездок и стабильно большим средним чеком турпоездки.  

Что касается Китая в контексте возможной приоритетной поддержки турпотока из этой страны, то китайский поток в Россию сегодня достаточно низкомаржинален, есть всем известные проблемы – «серые» гиды, рестораны, экскурсии, «серый» шопинг и даже гостиничный сектор.

Китайский поток в Россию сегодня  достаточно низкомаржинален, есть всем известные проблемы с «серым» туризмом. Стоит ли вкладывать средства в увеличение потока относительно «дешевых» (для государства) туристов, которые к тому же и так едут в Россию, – предмет для дискуссии.

Стоит ли вкладывать средства в увеличение потока относительно «дешевых» (для государства) туристов, которые к тому же и так едут в Россию, – предмет для дискуссии.

Впрочем, китайский рынок тоже развивается: меняются в лучшую сторону потребительские привычки части китайской туристической аудитории. Можно делать упор на элитные группы, например, на растущий сегмент китайских миллионеров – а их в КНР уже 25 миллионов человек. Но тогда для них нужны и соответствующие турпродукты, имидж и продвижение.

 

О СУБСИДИЯХ ЗА ИНОСТРАННЫХ ТУРИСТОВ И ПРОДВИЖЕНИИ РОССИИ ЗА РУБЕЖОМ

 Что бы вы, как туроператор с огромным опытом обслуживания иностранных туристов, предложили бы для стимулирования экспорта туристических услуг? Все обсуждают облегчение визового режима и возможные субсидии для туроператоров за привлечение туристов с ряда рынков.

– Безусловно, туристический рынок приветствовал бы облегчение визового режима для ключевых рынков. Для организованного туризма отмена виз – это тоже положительный фактор. Не стоит думать, что визовые послабления могут как-то подорвать организованный въездной туризм – успешный опыт работы туроператоров с безвизовыми направлениями, такими как Южная Корея, Китай или Израиль, доказывает, что турпакеты остаются приоритетом для очень значительной части интуристов в России, несмотря на отсутствие визовых барьеров. Для них играет роль и финансовая выгода пакетных турпродуктов, и их наполнение, и сервис.

Вопрос о субсидиях, на мой взгляд, требует прояснения деталей. Пока нет предложений по точному механизму субсидирования, обсуждать их, на мой взгляд, преждевременно. Но все же выскажу ряд соображений. Во-первых, очень важно определить целевое использование средств, которые пойдут на субсидии игрокам рынка.

На мой взгляд, прямое субсидирование туроператоров по въездному туризму по принципу «N долларов за N туристов из страны N» без дополнительных условий будет малоэффективным инструментом. Куда пойдут эти деньги? Если судить реалистично – то вряд ли эти инвестиции выльются в сколько-нибудь существенное снижение конечной цены турпродукта. И вряд ли пойдут на продвижение турпродукта за рубежом.

Скорее, это просто увеличит маржинальность бизнеса по приему иностранных туристов туроператора, получившего субсидию. Да, возможно, с учетом получения субсидий больше компаний пойдет в сферу инкаминга, увеличится конкуренция и в конечном счете удешевится продукт. Но это долгий путь. Эффект будет не через три и не через пять лет. Готово ли правительство многие годы бесперебойно поддерживать такой механизм? Не знаю.

Было бы эффективнее субсидировать конкретные, измеряемые и целевые вещи. Например, продвижение российского турпродукта. Мне кажется, что будет более  эффективно выделять бюджетные средства не на субсидии, а на софинансирование активностей туроператоров по продвижению туров в Россию. 

Поэтому, на мой взгляд, было бы эффективнее субсидировать конкретные, измеряемые и целевые вещи. Например, продвижение  российского  турпродукта. Мне кажется, что будет более эффективно выделять бюджетные средства не на субсидии, а на софинансирование пресс-туров для иностранных журналистов, фам-трипов для представителей зарубежных турагентств, софинансировать участие российских туроператоров в зарубежных выставках.

 А выставки еще нужны России и российским туроператорам как инструмент продвижения?

– Да, несмотря на стремительную цифровизацию мира, крупные международные выставки для въездного туризма – важный инструмент. И здесь сегодня нужны какие-то шаги нашего государства по кардинальному изменению самой концепции продвижения России на выставках.

Сегодня мы, к сожалению, не видим ни четких и прозрачных приоритетов, где и на каких выставках Россия должна продвигать себя, ни «единого выставочного пространства России». Сейчас оно раздроблено. Сколько раз мы наблюдали такую картину: Москва на одном стенде, Санкт-Петербург – на другом, туроператоры – на третьем.

Говорят, для этого есть причины: некие административные, бюджетные ограничения. Было бы хорошо, чтобы государство в лице курирующего туризм министерства обратило на это внимание и убрало бы такие барьеры, сделало бы выставочную деятельность осмысленной и эффективной.

Это еще одно пожелание бизнеса, одно из многих. В целом мы очень надеемся на плодотворный диалог АТОР и туроператоров по въездному туризму, с одной стороны, и Минэкономразвития – с другой, по всему кругу вопросов стимулирования экспорта туристических услуг.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР