Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263637 пользователей
Перейти на главную страницу Написать письмо в АТОР Карта сайта $lang['icon_print']
Русская версия English version

У туроператоров есть вопросы к туристическому сбору в Санкт-Петербурге

11.04.2019

У туроператоров есть вопросы к туристическому сбору в Санкт-Петербурге

Туроператоры оценили последствия введения в Санкт-Петербурге гостиничного сбора для иностранных туристов. По их мнению, властям важно учесть сезонный фактор, а также не поставить легальный гостиничный бизнес в невыгодное положение по сравнению с сервисами краткосрочной аренды – ведь иностранцы будут платить не один, а два сбора. Есть и другие вопросы.

ЧТО ПРЕДЛОЖИЛ ПЕТЕРБУРГ И ПОДДЕРЖАЛ ПРЕЗИДЕНТ

В среду врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным предложил ввести в городе сбор для иностранных туристов в размере 100 рублей за сутки. По словам г-на Беглова, за год это позволит собрать порядка 1 млрд рублей, который планируется направлять на реставрацию зданий исторического наследия со сложной организацией фасада. Президент поддержал инициативу. Беглов по итогам встречи с Путиным сообщил о поручении Минфину и Минэкономразвития рассмотреть вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс для возможности ввести сбор с иностранных туристов.

По информации петербургского градоначальника, в Санкт-Петербурге почти 1400 зданий, представляющих историческое наследие, из которых 255 являются объектами со сложной организацией фасада. В течение пяти лет на их реставрацию будет направлено порядка 17 млрд рублей. Всего в Санкт-Петербурге в список объектов культурного наследия включено 1851 жилое здание – это 15% от всех многоквартирных домов-памятников в России.

Отметим, что исходя из всей имеющейся информации, речи о введении сборов с россиян-гостей Петербурга не ведется – сейчас инициатива обозначена как касающаяся только иностранцев.  

ПОЗИЦИЯ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Идея ввести в Петербурге гостиничный сбор нашла поддержку и в Минэкономразвития. В ведомстве считают, что рост туристического потока в Санкт-Петербург в ближайшие годы составит 25-30%, и для привлечения туристов необходимо улучшать инфраструктуру города, важным элементом которой является реставрация исторических зданий и памятников.

По словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина, в этой связи «предложение со стороны региона ввести туристический сбор», который будет «обеспечивать финансово этот процесс», является актуальным.

УЧЕСТЬ ФАКТОР СЕЗОННОСТИ

Туроператоры, оценивая идею петербургских властей о туристическом или, в нынешнем формате, «гостиничном» сборе, вспоминают, что идея ввести подобный налог с целью собрать средства для реставрации памятников звучит не в первый раз. С подобной инициативой выступали ранее экс-градоначальники Петербурга Валентина Матвиенко и Георгий Полтавченко. 

По мнению туроператоров, сама идея ввести туристический сбор – в русле международной практики: подобный налог действует во многих европейских городах, и иностранные туристы к нему привыкли. Однако заостряет внимание специалистов обоснование введения турсбора и неясности с его сезонностью. 

Как говорит заместитель генерального директора туроператора «Академсервис» Александр Курносов, обычно города вводят налог при большом количестве туристов и высокой загрузке отелей вне зависимости от сезона. Но для Санкт-Петербурга, который по официальным данным принял в 2018 году 3,9 млн. иностранных туристов (для сравнения, Амстердам принимает в год 18 млн. туристов, Венеция – более 30 млн.человек), как раз характерна ярко выраженная сезонность. Основной пик туристических прибытий приходится на период с мая по октябрь.

Основной пик туристических прибытий приходится на период с мая по октябрь: логичнее ввести турсбор именно в высокий сезон, чтобы стимулировать прибытие туристов в более низкий период и поддержать загрузку отелей, платящих налоги в местный бюджет

«Поэтому логичнее ввести турсбор именно в высокий сезон, чтобы стимулировать прибытие туристов в более низкий период и поддержать загрузку отелей, платящих налоги в местный бюджет», - говорит г-н Курносов.

«Однозначно налог надо вводить в высокий сезон. Если власти города поступят именно так, то Петербург покажет, что занимает в этом вопросе осознанную и экономически оправданную позицию», - соглашается с коллегой  генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

ПОЙМУТ ЛИ ИНОСТРАНЦЫ СУММУ НОВОГО СБОРА

Сумму в 100 рублей налога эксперты турбизнеса называют приемлемой для зарубежных гостей. «Введение сбора никак не повлияет на иностранцев. Размер чуть больше 1 евро, сумма вполне вменяемая», - заявили в пресс-службе национального туроператора АЛЕАН.

Схожей точки зрения придерживается и генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. По его мнению, сумма в 100 рублей не является катастрофичной для иностранного гостя в сопоставлении с общей суммой его поездки в Петербург. Например, путешествие на несколько дней из Берлина в Петербург обходится в 500-600 евро. 

Сумма в 100 рублей не является катастрофичной для иностранного гостя в сопоставлении с общей суммой его поездки в Петербург. Например, путешествие на несколько дней из Берлина в Петербург обходится в 500-600 евро.

По данным участников рынка, обычно иностранцы останавливаются в городе на Неве на 2-3 ночи. Значит, в перспективе они заплатят 200-300 рублей. Если умножить эту сумму на количество иностранных туристов, которые посетили Петербург в 2018 году, то город вполне может рассчитывать на заветный миллиард рублей.

ЕСТЬ ИМИДЖЕВЫЕ РИСКИ

Как подчеркивают туроператоры, в вопросе туристического налога для Петербурга имеет больше значения не столько экономический, сколько имиджевый фактор. Практически все эксперты назвали введение гостиничного сбора «плохой рекламой для Петербурга».

«Подобные налоги – знак туристам: вам тут не рады. Конечно, форматы и суммы везде разные, но у всех на слуху та же Венеция, которая за счет все новых налогов и ограничений пытается сдержать поток туристов», - размышляет Сергей Ромашкин.

Удивлены туроператоры и тем, что инициатива гостиничного сбора в Петербурге появилась на фоне стремления РФ облегчить въезд иностранным гражданам и сделать въездной туризм экспортно-ориентированной отраслью. По мнению участников рынка, эта идея «несколько уводит в сторону от нынешних объявленных целей по привлечению иностранных туристов».  

По факту, при проживании в официальных объектах размещения иностранные туристы будут платить в Петербурге два сбора: за регистрацию - по линии ФМС и новый туристический налог.

ОТЕЛИ ПЕТЕРБУРГА МОГУТ ПОСТРАДАТЬ ОТ НЕСПРАВЕДЛИВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Наблюдатели считают, что Петербург спешит с новым налогом, так как в 2020 году город примет матчи Евро-2020, а значит, получит большее число туристов, которые обычно приезжают в высокий сезон.

Сергей Ромашкин считает, что у Петербурга есть и другие способы заработать миллиард на фасады и не только. «Можно привлечь дополнительные 100 тысяч туристов. Доход от их пребывания в городе в виде их трат и налогов, которые с этого заплатят объекты инфраструктуры, составит тот же миллиард рублей», - отмечает руководитель «Дельфина».

Кирилл Соколов, исполнительный директор ГК «Невские сезоны», говорит и о том, что гостиничный сбор может навредить легальному гостиничному бизнесу. «При таком распространении аренды туристического жилья, владельцы которого зачастую вообще не платят никаких налогов, это будет лишним аргументом для туристов выбрать именно такие объекты размещения, а не отели, которые работают в соответствии с законодательством», - подчеркивает он.

При таком распространении аренды туристического жилья, владельцы которого зачастую вообще не платят никаких налогов, это будет лишним аргументом для туристов выбрать именно такие объекты размещения, а не легальные отели

При этом наблюдатели обращают внимание, что иностранные туристы при размещении в отелях платят и так называемый регистрационный сбор по линии ФМС, который взимается специальным оператором; с учетом суммы сервисного сбора этой компании в зависимости от сроков проживания зарубежные гости уже оставляют 200-300 рублей в гостиницах. Так что по факту, при проживании в официальных объектах размещения интуристы будут платить в Петербурге два сбора: за регистрацию и туристический налог.

ТАК ЛИ ВАЖНЫ ДЛЯ ТУРИСТОВ «ФАСАДЫ»?

Участники рынка называют спорным целевое назначение турналога на иностранцев: «на реставрацию фасадов». Туроператоры считают более важным направить эти средства на улучшение условий приема туристов в тех объектах показа, которые принимают основной иностранный турпоток: это, например, Эрмитаж и Екатерининский дворец, пропускная способность которых на пике сезона не выдерживает наплыва.

«Туристы, конечно, смотрят на фасады, и важно, чтобы исторические здания были красивыми. Но любой турист ценит в первую очередь комфорт, и он не хочет стоять в очереди несколько часов, чтобы попасть в Эрмитаж – вот с этим нужно что-то делать», - говорят наблюдатели.

Туроператоры считают более важным направить эти средства на улучшение условий приема туристов в тех объектах показа, которые принимают основной иностранный турпоток: это, например, Эрмитаж и Екатерининский дворец

Туроператоры говорят, что на данном этапе не очень понятна экономическая составляющая турсбора и механизм его администрирования. Вызывает вопросы сумма именно в 100 рублей, нет ясности с сезонностью взимания налога и с тем, почему сбор не дифференцируем в зависимости от категории объекта размещения.

Александр Курносов отмечает необходимость проработки  механизма администрирования гостиничного сбора. По его словам, нужно определить, будет ли допустимо включать этот налог в стоимость пакета для зарубежных гостей, формируемого туроператором, или интуристы будут оплачивать этот сбор сами при заселении.

Как считают участники рынка, если эксперимент по введению в Санкт-Петербурге гостиничного сбора признают удачным, подобный налог могут ввести и другие города и регионы, куда в значительных количествах едут иностранные туристы. Это Москва, Сочи и Казань, отдельные города Золотого Кольца (Владимир и Суздаль), а также Владивосток. Важно правильно отладить схему на примере Петербурга, чтобы обойти все «подводные камни».

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

Вернуться назад

Внимание!

    Coral Travel выбрал лучший голос турбизнеса

    Туроператор Coral Travel открыл рынку имена звезд федерального масштаба среди своих розничных партнеров. Они стали известны 13 мая в день финала первого в России музыкально-туристического конкурса I can Karaoke Battle, который прошел в Турции в отеле Amara Dolce Vita Luxury 5*.

    подробнее все события

Вебинары

АТОР 24

  • 16.05.2019 - Состоялся брифинг исп. директора АТОР Майи Ломидзе на тему: «Туристические итоги майских праздников и прогнозы на лето 2019» в пресс-центре информационного агентства «Национальная Служба Новостей»
  • 26.04.19 - Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе приняла участие в заседании Координационного совета по развитию туризма в РФ в Доме Правительства Российской Федерации
  • 11-13.04.19 - Исп. директор АТОР Майя Ломидзе приняла участие в качестве эксперта в Проектной сессии по разработке регионального проекта по развитию туризма ЯНАО в г. Салехарде

Опрос

    Какие страны у вас бронируют на майские праздники?
    архив
 
Регистрация на мероприятие