Кто ответит за облако пепла

 

Ситуация с вылетами в Европу и обратно медленно движется в сторону нормализации. И по-прежнему актуальным остается вопрос - кто, кому в каком объеме должен возместить расходы на несостоявшееся или испорченное путешествие. Для того, чтобы избежать домыслов и кривотолков, Ассоциация Туроператоров еще раз возвращается к данному вопросу. 

Извержение исландского вулкана в разрезе туристического бизнеса трактовать можно только, как наступление форс-мажорных обстоятельств, так как ни один человек на земле не может повлиять или изменить сложившуюся ситуацию. Всем остается только ждать, когда стихия успокоится, открыв наконец-то воздушное пространство. 

Согласно Гражданскому Кодексу, стороны договора освобождаются от ответственности, если исполнение обязательств невозможно из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы. При оценке данных обстоятельств, сомнений в том, что это действительно форс-мажор, у компетентных структур не возникает. 

Однако, подчеркиваем, эта трактовка подходит только в том случае, если туристы заранее не расторгли договор и в дату начала тура явились в аэропорт. При этом, для них эта ситуация не является безнадежной – как только полеты будут разрешены на официальном уровне, исполнители их тура выполнят свои обязательства: авиаперевозчик доставит в пункт назначения, а туроператор поселит в гостиницы и предоставит иные услуги, входящие в турпакет. 

На основной вопрос, волнующий туристов, возместят ли им потерянные несколько дней тура, сейчас однозначно ответить сложно. По закону, поскольку даты тура изменились не по вине туроператора, возмещать стоимость потерянных ночей он не обязан. Однако, если его партнеры возвратят денежные средства за неиспользованное проживание, безусловно, туроператор вернет их туристу. 

Аналогичная ситуация и с туристами, желающими расторгнуть договор до начала поездки. Это право никто не оспаривает, однако выплаты будут произведены только за вычетом фактически понесенных расходов, если опять же, партнеры не примут решение вернуть часть или полную стоимость за наземное обслуживание. 

Оператор может предложить туристам перенести сроки тура или, возможно, даже изменить место пребывания. Здесь ситуация двоякая: если туроператор предлагает внести изменения в тур без доплат со стороны туриста, то отказ туриста от предложенного, практически автоматически освобождает туроператора от дальнейших компенсаций, так как в сложившейся ситуации будет считаться, что туроператор сделал все возможное для исполнения взятых на себя обязательств. Решение же о переносе/изменении тура, за которые необходимо осуществить доплату, турист принимает самостоятельно. В данном случае его решение не может препятствовать ему требовать от турфирмы возврата денежных средств за несостоявшийся тур, но как говорилось выше, возврат будет произведен за вычетом фактически понесенных туроператором затрат. 

Авиакомпания, также как и туроператор, после окончания обстоятельств, препятствующих вылету, обязана доставить туристов в страну проживания. При этом, сложившиеся обстоятельства позволяют авиакомпании доставить туриста не обязательно прямым рейсом в пункт назначения, указанный в авиабилете, но и транзитом через другие города. Возможна также ситуация, когда туриста возвращают домой паромом или железнодорожным транспортом, это не противоречит порядку действий авиакомпании при наступлении форс-мажорных обстоятельств, главное, чтобы всем желающим хватило места на альтернативном виде транспорта. 

Туристы, которые не желают лететь, могут отказаться от авиабилета и получить стоимость неиспользованной перевозки. Это предусмотрено правилами оказания услуг воздушного транспорта. При этом надо помнить, что отказавшись от перевозки, турист ищет и оплачивает новые билеты самостоятельно. 

В Правовую службу обращаются родственники туристов, невольно продливших свое пребывание за рубежом. Главный вопрос: кто оплатит им проживание и иные расходы, там, в Европе? Ответ будет однозначным, там за туристов принял ответственность авиаперевозчик, это регламентировано и российскими и иностранными законами о воздушной перевозке. В обязанности авиакомпании входит своевременно разместить, накормить и дать туристам возможность связаться с родственниками по телефону или иной доступной связи. Также хотим отметить, что туроператоры из России контролируют нахождение своих туристов за рубежом и в случаях, когда помощь авиакомпании признается несвоевременной или некачественной, готовы взять размещение туристов на себя. Независимо от того, кто дает туристам кров и пищу, туристы не несут никаких дополнительных затрат! В противном случае они имеют полное право обратиться с претензией к авиаперевозчику о возмещении своих затрат во время вынужденного нахождения за пределами России. 

И, самое главное, что хотелось сказать: российские туроператоры не первый раз сталкиваются с ситуациями, когда выезд туристов оказывается под угрозой срыва по независящим от туристических компаний причинам. И всегда руководство туроператоров находило возможности минимизировать затраты и сделать отдых туристов максимально приятным. Так что, от лица ведущих туроператоров России позволим себе заметить, что ни одна компания не бросила в беде наших туристов, все компании ведут работу с партнерами так, чтобы максимально снизить финансовые потери и дополнительные затраты туристов, решения о возмещении или переносе сроков тура будет приниматься отдельно по каждому туристу. 

Правовая служба АТОР готова ответить на каждое обращение и объяснить туристам действительную ситуацию. Можно оставить сообщение на форуме или прислать вопрос по адресу efremova@atorus.ru