28 марта, четверг
 
 

Ждать ли отложенного спроса в туризме «после коронавируса»? Прогнозы туроператоров

Соцопросы в США показывают, что после ограничений и самоизоляции туризм может рассчитывать здесь на определенный отложенный спрос уже в 2020 году. Что говорят эксперты рынка по поводу перспектив отложенного спроса в выездном и внутреннем туризме в России?  

Новый опрос американского социологического центра Harris Poll показал, что турагенты в США могут ждать волны отложенного спроса после окончания эпидемии коронавируса в этой стране.

Более теплые месяцы, на которые придется спад эпидемии, полагают аналитики центра в комбинации с желанием вырваться из длительного «заточения» в карантинных условиях, могут вызвать волну трат на путешествия.

Согласно последнему опросу Harris Poll, почти четверть респондентов планирует отправиться в какое-либо путешествие как только ситуация нормализуется и бизнес внобвь возобновит работу, причем первыми в поездки устремятся представители молодого поколения Z.

Эти данные коррелируют и с опросом компании Upgraded Points. Согласно ему, 20% опрошенных в ближайшие 2-3 месфца планируют поездку куда-либо в отель, а более молодые путешественники более быстро вернутся к привычным путешествиям по стране и миру, чем старшее поколение.

Актуальны ли такие данные для российского рынка, и стоит ли туроператорам и турагентам готовится к волне отложенного спроса? Эксперты дают разные оценки.

«ЭКОНОМИКА ПРЕВАЛИРУЕТ НАД ЖЕЛАНИЯМИ»

Опросы, проведенные в США, не только не очень релевантны для российского рынка, но и для рынка самих США, так как отражают, фактически, лишь некую «веру» потребителей, которые в реальности на знают, что их ждет, – уверен исполнительный директор туроператора «Интурист» Сергей Толчин.

«Теория о всплеске отложенного спроса в туризме после коронавируса исходит из того, что покупательская способность останется прежней, инфраструктура и доступность предложения останутся прежними, и все будет зависит только от желания туриста. Но это не так. Мы видим, как крупнейшие экономики мира скатываются в рецессию. Процент безработных станет ощутимо больше, реальные доходы массовой туристической аудитории сократятся – вот реальность», – подчеркивает г-н Толчин.

По его словам, в России экономические трудности тоже стали реальностью, и у нас вопрос о спросе на путешествия «после коронавируса» фактически сведется к вопросу о том, у кого останутся деньги на эти путешествия. В том, что таких людей будет существенно меньше, чем в 2019 году, эксперт не сомневается.

В России вопрос о спросе на путешествия «после коронавируса» фактически сведется к вопросу о том, у кого останутся деньги на эти путешествия. И таких людей будет существенно меньше, чем в 2019 году

С г-ном Толчиным в целом согласен и осведомленный источник редакции, близкий к отрасли туристических авиаперевозок. По его словам, в вопросе восстановления туристического спроса ухудшающаяся (и очевидно, долгосрочно) экономическая ситуация будет превалировать над абстрактными желаниями туристов попутешествовать «после карантина».

«Множество людей потеряют работу, у многих будут сокращены зарплаты, многие потратят свои накопления на более насущные вещи. Путешествия – то, на чем люди будут экономить в первую очередь. О «взрыве отложенного спроса» я бы не говорил.  Все будет восстанавливаться очень долго. Даже в оптимистичном сценарии, если летом начнут открываться границы, по прогнозам наших аналитиков, первым будет постепенно и медленно восстанавливаться сектор деловых путешествий. Затем пойдет волна личных поездок – воссоединение с семьей, учеба, и пр. Туризм же, по нашим оценкам, сможет начать восстанавливаться только с IV квартала 2019 года. Что касается внутреннего туризма, то даже если российские курорты откроют с 1 июня, спад турпотока в этом году будет более чем на 50% по сравнению с 2019 годом, в выездном туризме – еще больше», – говорит источник.

Крупные туроператоры по внутреннему туризму пока склонны считать потери, а не надеяться на «компенсационную» волну отложенного спроса.

«Мы ожидаем потери 3 месяцев, это 25-30 % годовой выручки. Даже если российские курорты откроются 1 июня, люди не сразу поедут. Опасение людных мест останется, это сейчас видно по Китаю. На страх наложатся и такие факторы, как  нарастающий коллапс экономики, безработица, падение доходов», – говорит Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин».

По его мнению, падение объемов внутреннего рынка на 25% по сравнению с 2019 годом будет «хорошим результатом». Рассуждая о том, кто может поехать на российские курорты первыми после стабилизации ситуации, г-н Ромашкин выделяет  молодые пары и семьи без детей, а также аудиторию «около 50», семьи со взрослыми детьми.

СПРОС В ВЫЕЗДНОМ ТУРИЗМЕ БУДЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ НАБОРА ОТКРЫТЫХ СТРАН

Другие представители туроператоров, соглашаясь в целом с тезисом о том, что «в первой волне» поедут те, у кого останутся средства, склонны акцентировать основное внимание на факторе выбора направления.

«Говорить об отложенном спросе после коронавируса в России, и тем более, со стороны какой аудитории такой спрос возможен, пока рано – для этого недостаточно данных. Но уже ясно, что очень многое будет зависеть от набора стран, которые будут готовы открыть свои границы для россиян и в какие именно сроки. А также от политики допуска туристов в страну: уже понятно, что «таиландский» вариант со «справками об отсутствии вируса» никак не простимулирует спрос, даже если авиасообщение откроют. Если же говорить чисто теоретически, то первая волна туристов после снятия ограничений действительно будет скорее «молодой», так как люди старшего поколения вряд ли куда-то поедут до зимы 2020 года», – рассуждает Артур Мурадян, генеральный директор туроператора SpaceTravel.

Спрос «после коронавируса» будет очень сильно зависеть от того, какие направления будут открыты первыми, и насколько затянется открытие остальных. При ограничении возможностей, предложение будет диктовать спрос

Схожую позицию озвучил и коллега г-на Мурадяна – генеральный директор туроператора «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов.

«Спрос «после коронавируса» будет очень сильно зависеть от того, какие направления будут открыты первыми, и насколько затянется открытие остальных. При ограничении возможностей, предложение будет диктовать спрос. Условно, если откроется Черноморское побережье, то туда прежде всего поедут семьи и люди старшего поколения. То же самое будет, если откроется, предположим, не вся Турция, а только Анталья, которую турецкие власти превратят в закрытый курорт. Ну, а если рассматривать вариант, когда откроется для поездок весь мир (то есть «всё будет как раньше»), то российская молодёжь рванёт путешествовать по Западной Европе, Гоа и Таиланду», - полагает г-н Кобищанов.

Спрос на выездных направлениях после стабилизации будет расти медленно, считает и генеральный директор туроператора «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди.

Напомним, по его детальному прогнозу, даже если ситуация в России и Греции с вирусом стабилизируется в конце мая, только к третьей декаде июня туристы осторожно потянутся на это направление.

КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫИГРАЮТ ПРИ ОПТИМИСТИЧНОМ СЦЕНАРИИ?

Руководители туроператоров ANEX Tour и TUI Россия более оптимистично, чем их коллеги по цеху, оценивают вероятность достаточно хорошего отложенного спроса после стабилизации обстановки с COVID-19.

Так, Яна Муромова, заместитель генерального директора туроператора ANEX Tour, склонна полагать, что отложенный спрос «после коронавируса» будет ощутим.

«В первые три месяца после снятия ограничений поедут все, кто будет располагать финансами, уже вне зависимости от возраста. Из первоочередных направлений, где отложенный спрос будет наиболее ощутим, по нашим оценкам, можно будет выделить Турцию и Европу», – считает г-жа Муромова.

Если эпидемиологическая обстановка стабилизируется в ближайшее время, есть шанс, что в летнем сезоне спрос восстановится, – полагает Тарас Демура, генеральный директор туроператора TUI Россия.

По его мнению, прогнозы о том, насколько отложенный спрос будет ослаблен негативными явлениями в экономике, делать еще рано – все зависит от того, насколько затянется текущая ситуация, как именно отразится на доходах населения.

«При благоприятном стечении обстоятельств, летом мы ждем обращения туристов, которые весной взяли паузу, чтобы дождаться нормализации обстановки.  Первыми в оптимистичном сценарии «проснутся» семейные туристы и активная молодежь. Летом семьи захотят поехать к морю, чтобы укрепить иммунитет. А молодежь, истосковавшаяся по поездкам, будет рада любой возможности сменить обстановку», – считает Тарас Демура.

В TUI прогнозируют, что  после периода вынужденной самоизоляции стоит ждать интереса туристов прежде всего к краткосрочным поездкам по России, турам выходного дня с интересной программой, которые доступны по цене

В TUI прогнозируют, что  после периода вынужденной самоизоляции стоит ждать интереса туристов прежде всего к краткосрочным поездкам по России, турам выходного дня с интересной программой, которые доступны по цене, и при этом позволяют получить полный спектр впечатлений.

«В оптимистичном сценарии, если стабилизация наступит до окончания летнего сезона, после открытия границ и отмены ограничений на бронирования и авиаперелеты, в первую очередь станут востребованы пляжные направления, как в России, так и за рубежом: это Краснодарский край, страны Средиземноморья. Но в первую очередь, это будет Россия. Потому что, прежде чем вновь открыть внешние границы, должна быть благоприятная обстановка внутри страны», – резюмирует руководитель TUI Россия.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.см

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР