Новый цикл программ на радиостанции «Эхо Москвы»

 

Программа «Побег» на радиостанции «Эхо Москвы» предназначена для тех, кто любит путешествовать, и кто любит путешествовать как-нибудь особенно. Она предназначена для тех, кому не охота провести весь отпуск на пляжном лежаке или кто считает недостаточным посетить какие-то очевидные достопримечательности. Ведущий – Сергей Пархоменко. Гости – представители туроператоров АТОР. Передача выходит в ночь со среды на четверг в полночь.

Хотите принять участие в проекте? Пишите efremova@atorus.ru

Побег из Парижа

Ведущие: Александр Шаталов, Сергей Пархоменко | Время выхода в эфир: в ночь со среды на четверг, после полуночи

 С. ПАРХОМЕНКО: Добрый вечер, точнее, доброй ночи. И это не программа «Суть событий», хотя, тем не менее, это Сергей Пархоменко в эфире «Эха Москвы». Это новая программа, в некотором роде экспериментальная. Надеюсь, что она теперь станет постоянной для «Эха» в это время или в какое-то другое, но пока, во всяком случае, в это. Программа будет называться «Побег», и она будет посвящена разным удовольствиям и впечатлениям, которые мы с вами можем получить, передвигаясь с места на место, а именно путешествиям, туризму и прочему, прочему, прочему. Сразу скажу, что у нас, как обычно, работает наша система СМС: 7(985)9704545. С помощью этого номера с любого мобильного телефона вы можете послать сообщение сюда, на экран передо мной, и я буду вам за это очень благодарен, потому что мне важно следить за тем, как вы относитесь к тому, что мы здесь будем говорить. Ну и телефон через некоторое время заработает – 363-36-59.

Прежде чем я представлю наших гостей и, собственно, мы перейдем к этой первой программе, я скажу несколько общих слов по поводу этого замысла в целом. Мы делаем эту программу в содружестве и при содействии организации, которая называется «АТОР» - Ассоциация туроператоров России. Это примерно 50, как я понимаю, довольно крупных туристических компаний, многие из которых вам хорошо известны, многие из которых здесь у нас частые гости на «Эхе Москвы». Вот, собственно, эта ассоциация и взялась помочь нам делать эту туристическую программу, не совсем обычную, не совсем, я надеюсь, привычную вам и чуть-чуть отличающуюся от тех программ, очень хороших, очень любопытных и информативных, которые вы слышите в нашем эфире регулярно. Мы тоже будем говорить о туризме, но не столько о туристической индустрии, не столько о профессионалах по туризму, сколько о любителях путешествий. Собственно, о нас с вами. Ну вот эта программа не просто для нас, но и о нас и от нас. И посвящена она будет вот чему: мы будем выбирать, хочу сразу предупредить, самые популярные, самые, не побоюсь этого слова, тривиальные, самые расхожие туристические направления. Ну, вы понимаете: Париж, Рим, Венеция, не знаю, Канарские острова, Черногория, Турция, Греция, Израиль. То, что приходит в голову сразу, как только кто-то задумывается о путешествии за границу. Пройдет какое-то время, я думаю, мы чуть-чуть освоимся и поговорим и на сложные темы. А сложные темы – это туризм наш, российский, он пока такой немножко экстремальный в некоторых случаях, но тоже это чрезвычайно интересно, полезно и увлекательно. Поговорим, наверное, с вами и про Санкт-Петербург, и про Сочи, и про Волгу, и про Байкал, и про все остальное. Так вот, мы будем говорить о популярных, тривиальных, еще раз скажу, туристических направлениях, но будем стараться найти в них нечто поверх обязательной программы. Ну мы понимаем, что вот приезжаешь куда-то, и совершенно очевидно, что вот есть там две, три точки, в богатом, с точки зрения впечатлений, месте их может быть и 20, и 30, но во всяком случае то, чем ты точно наполняешь свой первый день, свой второй день, своей третий день пребывания там. Ну некоторые обязательные программы, которые ты обязан исполнить. А дальше каждый предоставлен сам себе, и дальше все зависит от вашей собственной смелости, от вашей собственной сообразительности, от вашего любопытства, от вашего желания получить другие впечатления и испытать нечто такое, чего, может быть, никто не испытывал, попробовать нечто такое, чего, может быть, никто не пробовал.

Поэтому «Побег». Вот у нас каждый раз будет побег из… ну вот того места, куда вы приехали. Вот вы приехали, полежали там на пляже три дня или прошлись по очевидным туристическим точкам и бежать. Бежать за новыми впечатлениями, за новыми ощущениями, за необычными обстоятельствами, за тем, что вы станете рассказывать, приехав обратно домой. И что и означает, и составляет, может быть, самую суть вашего путешествия. Вот я привык тут говорить про суть событий, а теперь буду говорить про суть путешествий. Мы говорим сегодня… ну вы будете долго смеяться, но угадайте с одного раза. Про Париж мы сегодня говорим, разумеется. Ну было бы странно, если бы мы начали с чего-то другого. Понятно, что чуть только кому-нибудь приходит в голову куда-нибудь подальше поехать… ну куда? В Париж надо съездить, разумеется. Это первая туристическая мечта, которая возникает у начинающего туриста. И мы тоже сегодня с этого и начнем. У меня в гостях люди, которые Париж знают очень хорошо, люди, для которых Париж – место родное во многом, хотя они наши с вами соотечественники. Это, во-первых, Елена Де Бошам, руководитель французского отдела туристической компании «КМП-групп». Добрый вечер, Елена.

Е. ДЕ БОШАМ: Добрый вечер.

С. ПАРХОМЕНКО: Вот Лена – профессионал у нас по этой части, и мы с ней будем говорить о профессиональных сторонах этого дела. А рядом с ней сидит Александр Шаталов. Доброй ночи, Саша.

А. ШАТАЛОВ: Приветствую.

С. ПАРХОМЕНКО: Александр Шаталов, вы, конечно, узнаете этот голос – телеведущий, автор программы «Графоман», которая много лет шла, и мы отлично с вами ее помним и любим. Сегодня его литературная программа продолжается на телеканале «Домашний». Он литературный критик, писатель, издатель, в общем, важное литературное лицо и большой ездок в Париж…

А. ШАТАЛОВ: Спасибо.

С. ПАРХОМЕНКО: Как я понял, читая, в частности, Сашин блог в интернете, в «Живом журнале». Я часто там вижу какие-то впечатления, иногда фотографии, эмоции и прочее. И поэтому, когда я выбирал своего гостя, в общем, я даже долго и не раздумывал, кто это должен был быть. Вот он у нас тут рядом, этот самый наш русский парижанин. Вот вступительные слова, которые я хотел произнести. Еще раз скажу, что я жду от вас СМС на номер 7(985)9704545. И телефон 363-36-59, я им воспользуюсь, я надеюсь, через некоторое время. Ну что, Лена, я бы хотел как-то, чтобы вы первой вступили в наш разговор вот с чем. Давайте мы все-таки пройдем по каким-то явным местам. Вот человек, который впервые приезжает в Париж, вот человек, мечта которого сбылась, вот человек, который давно собирался и наконец собрался. Вот он вылез из самолета. И что вы считаете тем в Париже, без чего Париж – не Париж, без чего поездка бессмысленна и без чего можно считать деньги пропавшими?

Е. ДЕ БОШАМ: Ну начнем с того, что каждый турист, я думаю… первое, что необходимо сделать каждому пожелавшему поехать в этот замечательный, великолепный город – это, в первую очередь, обзорная экскурсия по городу. Это облегчит затем задачу ориентироваться нашему туристу в будущем уже в своих пешеходных прогулках.

С. ПАРХОМЕНКО: А как это происходит? Пешком собирается какая-то компания?..

Е. ДЕ БОШАМ: Нет, ну почему же? Обзорная экскурсия по Парижу. Так как мы являемся туроператорами по Франции, уже 20 лет компания «КМП-группа» является туроператором по Франции, и мы 20 лет уже на рынке. И мы предлагаем нашим туристам организованные экскурсии как групповые, так и индивидуальные, в зависимости от интереса и желания наших туристов. Ну для тех туристов, кто первый раз поехал во Францию, первый раз находится в Париже, я думаю, что начать надо с обзорной экскурсии.

С. ПАРХОМЕНКО: Автобусом?

Е. ДЕ БОШАМ: Автобусной экскурсии.

С. ПАРХОМЕНКО: И это покупается на месте, или это нужно сразу договариваться еще здесь?

Е. ДЕ БОШАМ: Это можно и на месте купить. Но лучше всего, конечно, заранее распланировать свое первое путешествие в Париж, потому что это облегчит дальнейшее перемещение по городу.

С. ПАРХОМЕНКО: То есть покупая стандартный пакет – авиабилет, гостиницу, завтрак, страховку, человек может сразу набрать вот этих себе каких-то очевидных вещей?

Е. ДЕ БОШАМ: Да.

С. ПАРХОМЕНКО: Вот должен сказать, или, во всяком случае, ваши рекомендации заключаются в том, чтобы сказать: «Устройте мне автобусную экскурсию по Парижу». Пункт второй?

Е. ДЕ БОШАМ: Пункт второй – уже все зависит от желания.

А. ШАТАЛОВ: Лувр, конечно, я думаю.

Е. ДЕ БОШАМ: Конечно же, Лувр.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну, в общем, да…

Е. ДЕ БОШАМ: И я думаю, что обязательно, конечно же, пешеходная прогулка по Латинскому кварталу и, конечно же, посещение Нотр-Дам де Пари. И советую всем туристам, даже независимо от того, что большая очередь, подняться на просмотровую площадку Нотр-Дам де Пари, Собора Парижской Богоматери.

С. ПАРХОМЕНКО: Так. А не на Эйфелеву башню, которая выше?

Е. ДЕ БОШАМ: Эйфелева башня выше. Но, конечно же, на мой взгляд, романтичнее и интереснее вид с Собора Парижской Богоматери на историческую часть Парижа.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, разумеется, поскольку собор все-таки в самом центре, а башня все-таки немножечко на отшибе. Хотя я думаю, с нее тоже более или менее все видно. Так, дальше?

Е. ДЕ БОШАМ: Дальше… думаю, что можно…

С. ПАРХОМЕНКО: А какие-то человеческие потребности, типа «по шопингу» и «по ужину»?

Е. ДЕ БОШАМ: И «по ужину»? Думаю, что нашим туристам стоит посетить парижские бистро, потому что…

С. ПАРХОМЕНКО: Это же тоже в Москве покупается или там, в точке выезда?

Е. ДЕ БОШАМ: Мы можем посоветовать, куда пойти. На левом берегу Сены, потому что Париж делится на два берега – на левый и правый Сены… И, скажем так, самая парижская жизнь и удовольствия находятся на левом берегу Сены.

С. ПАРХОМЕНКО: И это и Университетский квартал, это Монмартр, собственно, где всякие… прошу прощения, Монпарнас, где всякая художественная литературная жизнь протекала на протяжении долгих десятилетий.

Е. ДЕ БОШАМ: Да. Ну и, конечно же, парижские бистро, где можно отведать замечательной французской кухни.

С. ПАРХОМЕНКО: Понятно. То есть ваши рекомендации, собственно, заключаются в том, чтобы все это планировать, уезжая?

Е. ДЕ БОШАМ: Заранее, да.

А. ШАТАЛОВ: А вы даете какую-то скидку, или, может быть, с помощью ваших гидов можно более экономично там обедать?

С. ПАРХОМЕНКО: Ну действительно, оптом дешевле? Как вы думаете, если сравнить, если человек собирает это все в Москве…

А. ШАТАЛОВ: А мы сейчас ее к стенке прижмем.

С. ПАРХОМЕНКО: Прижмем, прижмем, конечно. Сейчас она у нас ответит за все. Если человек покупает это все в Москве, или если он как-то формирует себе эту программу уже на месте, как вы полагаете?

Е. ДЕ БОШАМ: На месте будет достаточно сложно сориентироваться тому человеку, кто в первый раз едет в Париж. А наша задача как специалистов по туризму сориентировать здесь на месте и понять потребности нашего путешественника, что необходимо ему в первую очередь. И заполнить его пребывание, в зависимости от того, сколько дней он находится в городе и насколько дней он запланировал свою поездку, потому что поездки могут быть недельные и более короткие…

С. ПАРХОМЕНКО: Да, вот я хотел бы спросить. Здесь какие-то стандартные как бы продолжительности, да?

Е. ДЕ БОШАМ: Конечно. Есть стандартные продолжительности, но в любом случае мы, специалисты индивидуального туризма, не относимся к тем туроператорам, которые ограничивают туриста. Потому что у нас есть групповые программы, рассчитанные на 8 дней 7 ночей пребывания в Париже, включая поездки в окрестности, то, что мы называем «иль де фронс». И также мы можем предложить нашим туристам индивидуальные программы, составленные по желанию наших путешественников.

С. ПАРХОМЕНКО: Я вот что хотел у вас спросить сейчас. Я однажды, приехав в Венецию, а вовсе ни в какой не в Париж… был у меня в кармане хороший французский, кстати, путеводитель. И в этом путеводителе очень интересно была устроена информация именно по поводу Венеции, поскольку она такая невероятно богатая всякими достопримечательностями и событиями, и понятно, что очень просто там заблудиться. Устроено это было так. После всех описаний всех музеев или большинства церквей, соборов, каких-то достопримечательностей и прочего были такие списки: «Венеция в один день» - список того, вот что можно упихнуть в один день, «Венеция в три дня» - список того, что можно упихнуть в три дня, «Венеция в неделю» - список того, что можно упихнуть в неделю. Что вы бы сказали по поводу Парижа? Минимальный вот такой срок, в который, как вам кажется, вот можно познакомиться с городом, понять, что это такое, и, вернувшись, сказать «я в Париже был, Париж ваш я видел, все в нем понял»?

Е. ДЕ БОШАМ: Думаю, что в Париж многие возвращаются, и каждый раз…

С. ПАРХОМЕНКО: Это понятно. Минимум?

Е. ДЕ БОШАМ: Минимально – я думаю, что достаточно…

С. ПАРХОМЕНКО: Дней пять?

Е. ДЕ БОШАМ: Дней пять – шесть.

А. ШАТАЛОВ: Да ну, за три дня - вполне.

С. ПАРХОМЕНКО: Вот на эту обязательную программу?

А. ШАТАЛОВ: Да. А чего? Музеи все и так в интернете есть, посмотреть снаружи Лувр, подняться на Эйфелеву башню…

С. ПАРХОМЕНКО: Убедиться, что Джоконда действительно там висит. Собственно же, важен не ее размер, а важно понять, что вот она…

А. ШАТАЛОВ: Конечно. А если еще какая-то турфирма поможет и даст возможность без очереди попасть в музей, допустим, по групповым билетам, тогда фактически… А потом, вечером – пожалуйста, ночная жизнь, ночной клуб. Один раз достаточно. Обзорная экскурсия – 3 часа. То есть вполне в три дня можно все уместить. И даже уместить шопинг.

С. ПАРХОМЕНКО: Но высунуть нос надо куда-то из города, один раз из города – это куда, Лена?

Е. ДЕ БОШАМ: Конечно же, в первую очередь, это Версаль.

С. ПАРХОМЕНКО: Это что?..

Е. ДЕ БОШАМ: Это загородная резиденция короля-солнца, да. Находится она буквально в 20 км от Парижа.

С. ПАРХОМЕНКО: Сады и парки, то, се…

Е. ДЕ БОШАМ: Сады и парки, да, фонтаны летом.

С. ПАРХОМЕНКО: Да, и поразительная на самом деле сохранность. Вот мое самое сильное впечатление от Версаля знаете, какое? Я, приехав туда, отцепился от экскурсии и как-то там пошел чуть-чуть походить по этим комнатам, ну, где можно было, подошел к окну и из окна разглядывал парк. И вдруг как-то скосил глаза нечаянно на стекло, которое у меня перед носом. А на стекле написано: «Иосиф. 1901 г.». Нацарапано, ну, видимо, алмазом, что ли, кольцом по стеклу. Кто-то оставил здесь… по-русски, причем, написано: «Иосиф. 1901 г.». Это стекло с 1901 года там, оно не разбито, оно пережило две мировых войны, оно пережило… бог знает, что оно пережило. Оно на своем месте, и этот автограф по-прежнему там. Вот это какое-то живое дыхание истории, конечно, производит всегда большое впечатление. Ну что, понятно. С обязательной программой как-то, мне кажется, обошлись. Давайте все-таки поговорим или как-то во всяком случае упомянем какие-то, хоть я и просил вас не сыпать цифрами и очень вам благодарен, что вы среди ночи этого не делали, но все-таки что бы вы назвали минимальным бюджетом? Ну вот человек, который собирается в Париж. Что ему надо иметь в руках для этого?

Е. ДЕ БОШАМ: Если программа покупается в Москве, то те программы, которые мы предлагаем в рамках компании «КМП», минимальная стоимость программы от 600 евро на данный момент.

С. ПАРХОМЕНКО: Включая все – перелет, гостиницу…

Е. ДЕ БОШАМ: Перелет, гостиницу…

С. ПАРХОМЕНКО: Вот этот какой-то минимальный пакет удовольствий, о котором вы говорите…

Е. ДЕ БОШАМ: Минимальный пакет удовольствий. Единственное - не включена стоимость визы в эту стоимость.

С. ПАРХОМЕНКО: Это что такое? Это еще евро…

Е. ДЕ БОШАМ: Плюс 70 евро.

С. ПАРХОМЕНКО: 70 евро, да. Ну, в общем, 700 евро, да? Ну так получается…

Е. ДЕ БОШАМ: В среднем получается – да.

С. ПАРХОМЕНКО: И он будет за это жить и завтракать?

Е. ДЕ БОШАМ: Жить и завтракать.

С. ПАРХОМЕНКО: То есть еще кое-что надо, конечно, иметь на еду.

Е. ДЕ БОШАМ: Да. В среднем стоимость обеда, скажем так, комплексного меню, составляет порядка… в экономичный вариант - 20 – 25 евро - думаю, что можно уложиться достаточно спокойно, и вы получите максимум удовольствия при этом.

С. ПАРХОМЕНКО: Да, это на самом деле, кстати, довольно распространенная, как я понимаю, вещь – днем, когда идешь по городу, то буквально возле каждого питательного пункта, какого-нибудь ресторана, кафе, чего угодно, на асфальте прямо стоит такая… обычно выставляют такую небольшую выносную вывеску, и на ней написаны вот такие комплексы. На самом деле французы сами это очень любят, это не то, что называется «для бедных»…

Е. ДЕ БОШАМ: Да, это очень удобно.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну это просто вот, что называется, опять оптом дешевле: когда ты берешь закуску и горячее или горячее и десерт, иногда еще какой-нибудь маленький графинчик вина к этому полагается, и все это вместе, в общем, вполне приемлемые деньги. Но колбасу «Одесскую» с собой никто более или менее не везет и шпроты в масле.

Е. ДЕ БОШАМ: Я думаю, что уже закончился этот период.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, я бы сказал, что вот, знаете… разве что эта колбаса «Одесская» у вас с советского времени лежит как-то про запас, и она вам теперь из этого запаса постоянно достается…

А. ШАТАЛОВ: Как она пахла!

С. ПАРХОМЕНКО: Но в любом случае я должен вам сказать, вы знаете, предупреждая вопросы тех, кто скажет, что можно какую-нибудь еду с собой везти: вы знаете, там дешевле выйдет. Особенно если вы едете из Москвы, то, приехав туда, с ужасом убеждаешься, что Париж по сравнению с Москвой относительно недорогой город на самом деле.

Е. ДЕ БОШАМ: Да.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну, собственно, как и по нынешним временам уже почти любой город, за исключением Осло, Токио, каких-то там буквально двух, трех городов в мире. Вот, собственно, и все. Так что не крохоборствуйте. Ну вот, собственно, смотрите, мы с вами посчитали, что нужно иметь 700 евро здесь минимально на то, чтобы купить себе тур, визу. Ну и давайте считать…

А. ШАТАЛОВ: 300 евро еще, грубо говоря.

С. ПАРХОМЕНКО: На неделю – ну…

А. ШАТАЛОВ: Ну плюс еще 100 евро на подарки жене или мужу.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну, в общем, да, да, что-то вот такое. Да, я бы сказал, что около 1000 евро…

Е. ДЕ БОШАМ: 1000 евро – это достаточно.

С. ПАРХОМЕНКО: Это да, это такой жесткий экономичный минимальный бюджет. Но, в общем, мне кажется, что один раз в жизни вполне можно себе позволить. Правда?

Е. ДЕ БОШАМ: Конечно.

С. ПАРХОМЕНКО: Значит, это экономичный вариант. Шикарный вариант: вот вы решили произвести впечатление на свою будущую жену, вот вы как-то…

Е. ДЕ БОШАМ: Предел фантазий…

С. ПАРХОМЕНКО: Да, я понимаю, любой каприз за ваши деньги. Но что бы вы сказали… Ну я понимаю, что там бывают какие-то миллионерские изыски. Но вот такая действительно комфортабельная поездка, без излишеств… ну я не знаю, все равно экономическим классом в самолете, а не бизнесом, но гостиница несколько подороже…

Е. ДЕ БОШАМ: Несколько подороже…

С. ПАРХОМЕНКО: Ну не «две звезды», а четыре, скажем так. Этих удовольствий несколько побольше, может быть, поход в какой-нибудь шикарный ресторан, заранее заказанный. Что бы вы тогда сказали? На что вот эту тысячу надо умножить? На три?

Е. ДЕ БОШАМ: На три с половиной минимально.

С. ПАРХОМЕНКО: На двоих? На человека?

Е. ДЕ БОШАМ: На человека.

С. ПАРХОМЕНКО: А, ну да, мы же говорим еще, что это не на пару. Вот эта тысяча – это на одного человека. 3 тысячи евро – это вот красиво съездить в Париж.

Е. ДЕ БОШАМ: Да, и получить максимум удовольствий.

С. ПАРХОМЕНКО: На неделю, более или менее, и получить максимум удовольствий. Но вот все-таки еще эти удовольствия, запланированные здесь, отсюда, они из такого…

А. ШАТАЛОВ: На пару 7 тысяч.

С. ПАРХОМЕНКО: На пару 7 тысяч, да. Это, в общем…

А. ШАТАЛОВ: Зато жена будет верить тебе всегда. Поймет, что это хороший подарок.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну, некоторое время, некоторое время. Ну то есть это такой недорогой японский автомобиль, сказал бы я. Вот, собственно говоря, выбор… А хотя, впрочем, какие теперь японские автомобили после всего того, что с нами произошло? Подержанный, я имел в виду, с правым рулем, через Владивосток ввезенный. Нет-нет, вы чего-нибудь не подумайте. Понятно. Ну вот, смотрите, такие общие наблюдения, сказал бы я. Вот уже пошли какие-то здесь нам приветствия на СМС. Я напомню, что 9704545 – эта система СМС у нас по-прежнему работает. 7-985 – сначала, как обычно, код, и потом 9704545. Ну вот, продолжаем с вами. И, собственно, тут я обращаюсь уже в основном к Саше. Вот теперь переходим к человеку, который не по первому разу. Но, как я понимаю, совсем не обязательно 10 раз съездить в Париж для того, чтобы начать получать какие-то свои отдельные удовольствия.

А. ШАТАЛОВ: Я считаю, что вообще любая поездка подразумевает то, что получаешь удовольствия. Какие удовольствия и как ты получаешь, зависит от тебя. Правильно сказала Лена, что действительно все зависит от того, что ты хочешь от этой поездки. Ты можешь сделать ее дорогой, можешь сделать дешевой, можешь посмотреть, можешь не смотреть ничего. Вот я, кстати, когда мы сейчас говорили, вспомнил любопытный пример. Я как-то приехал в Париж вместе с компанией писателей замечательных, любимых мною друзей. И один из них был Николай Климонтович – такой известный прозаик, такой солидный. И вы знаете, все мы бегали куда-то, пешком там…

С. ПАРХОМЕНКО: Он такой русский мужичина – такой большой, бородатый, здоровенный.

А. ШАТАЛОВ: Ну не такой здоровенный, но такой думающий мужчина с бородкой.

С. ПАРХОМЕНКО: Я помню, да. Так, так так…

А. ШАТАЛОВ: И в чем была прелесть… Я понял, что это очень правильный подход к Парижу. Потому что мы все бегали куда-то – в Лувр, туда, смотреть, - а он выходил из отеля, садился в ближайшее кафе, брал сначала один графинчик красного, потом два графинчика красного, и вся жизнь…

С. ПАРХОМЕНКО: И весь Париж шел мимо него…

А. ШАТАЛОВ: Конечно.

С. ПАРХОМЕНКО: Не он шел мимо Парижа, а Париж шел мимо него. Есть такой способ.

А. ШАТАЛОВ: Совершенно разный подход к городу. И мне очень понравился этот подход.

С. ПАРХОМЕНКО: Есть такой способ. Я помню, что когда я тоже первый раз там появился, довольно много лет назад, я удивился странной манере парижских рестораторов стулья ставить. Они как-то стоят, как в кинотеатре – рядами. Ну вот открытая, скажем, веранда какого-нибудь кафе, даже в довольно прохладное время года ставят такие сверху газовые подогревалки, которые позволяют сидеть на улице даже… ну, если не при минусовой, но, в общем, при достаточно прохладной температуре. И стоят стулья рядами, как в кинотеатре, развернутые к тротуару. Как бы не лицом друг к другу люди сидят за столами, а вот они сидят такими шпалерами. Показалось мне это странным. Но потом я понял, что это действительно самое главное удовольствие – не есть, не пить, хотя это все тоже там, несомненно, нужно делать, а смотреть на жизнь, которая проходит мимо, на выражение лиц, на девушек…

А. ШАТАЛОВ: Любоваться, наблюдать… на девушек, да…

С. ПАРХОМЕНКО: …На то, во что люди одеты, смотреть на то, что они несут в руках, и так далее.

А. ШАТАЛОВ: Я считаю, одно из самых больших удовольствий в Париже… я уверен, что Елена со мной согласится. Можно даже не идти в этот Лувр, не идти в этот Орсе, а просто сесть… это, кстати, будет бюджетно…

С. ПАРХОМЕНКО: О, да.

А. ШАТАЛОВ: Сесть за чашечкой кофе и полдня провести на солнышке весной. Мне кажется, это хорошо. Но это на самом деле такое мелкое удовольствие, можно получать его совершенно по-разному. Я все города люблю прежде всего потому, что я обхожу их пешком, потому что я…

С. ПАРХОМЕНКО: Вот, это то, о чем я хотел сказать…

Е. ДЕ БОШАМ: Но Париж – это город, который действительно необходимо обходить пешком…

С. ПАРХОМЕНКО: Который постигается пешком, да, это правда. И расстояния, надо сказать, не очень ведь большие.

Е. ДЕ БОШАМ: Нет, Париж, в принципе, маленький город.

С. ПАРХОМЕНКО: В принципе, мне кажется, что весь Париж умещается внутри Садового кольца, вот так, по площади.

Е. ДЕ БОШАМ: Да, практически.

С. ПАРХОМЕНКО: Но во всяком случае мне доводилось, загуляв где-то и оказавшись где-то, когда метро уже закрыто, пройти почти весь город по диаметру. Я шел, я помню, с севера на юг от… даже там за Северным вокзалом до южной части этого самого левого берега, ну то есть почти до площади Италии, то есть это более или менее весь город…

А. ШАТАЛОВ: Сколько минут?

С. ПАРХОМЕНКО: Ну больше часа, но…

А. ШАТАЛОВ: Я от (неразб.) дошел до Републик за 15 минут.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну это тоже не очень далеко, ну и, наверное, очень быстрым шагом. Но вот весь город пересекается за час, и, в общем, ну, человек вполне какой-то средний и спортивной подготовки ничего особенного вполне может себе это позволить.

А. ШАТАЛОВ: Вот эти прогулки по городу Парижу, я не могу, например, сказать о Лондоне, может быть, нельзя так сказать…

С. ПАРХОМЕНКО: Есть города, по которым вообще нельзя ходить. Лос-Анджелес, например, по нему нельзя передвигаться без машины.

А. ШАТАЛОВ: А Париж немыслим без таких прогулок. И не случайно большинство французов не приглашают тебя в гости домой, они назначают тебе встречи именно в ресторане. Потому что ресторан – тоже публичное место. Город – продолжение твоей жизни, продолжение твоей квартиры, продолжение личного пространства.

С. ПАРХОМЕНКО: Причем ресторан, может быть, и совсем не обязательно какой-то шикарный…

А. ШАТАЛОВ: Абсолютно.

С. ПАРХОМЕНКО: Это может быть просто кафе.

А. ШАТАЛОВ: Главное – компания. Поэтому чем отличается Москва в негативную сторону - потому что мы не чувствуем улицу как продолжение нашего домашнего пространства. А во Франции это существует, и в Париже в первую очередь. И за счет этого, собственно говоря, не только мы, туристы, но и парижане, конечно, любят и ценят свой город. У меня, безусловно, есть любимые маршруты во Франции, и вот я как раз… я не помню, я, может быть, даже и никогда не поднимался на Собор Парижской Богоматери, потому что мне это как-то никогда в голову не приходило. Я обычно хочу по Периферик, вокруг Периферик. Периферик – это кольцевая дорога вокруг Парижа. И мне кажется, что вот мы, туристы, вытеснили французов из центра города именно туда, к окраинам. Именно там можно найти настоящую французскую жизнь…

С. ПАРХОМЕНКО: Ну все-таки в кварталах, которые к нему примыкают, не сам Периферик. Сам Периферик - это гигантская магистраль, по которой не очень-то и походишь.

А. ШАТАЛОВ: Вокруг Периферик. Там прекрасные такие районы, на мой взгляд, они такие… там туристов вообще не найдешь, турист – это как в Москве чернокожий, то есть редкий гость. Вот в этих районах мне приходилось и жить, и бывать, и у меня там много людей знакомых живет, вокруг этих мест, и как раз мне они ценны.

С. ПАРХОМЕНКО: Лена, примечание, которое хочу от вас получить: по части опасности, безопасности. Вот Саша заговорил про всякие там кварталы вокруг. Сразу вспоминается, что где-то чего-то какие-то машины жгут и так далее. На ваш взгляд, про что надо помнить, с точки зрения личной безопасности, что называется?

Е. ДЕ БОШАМ: Конечно, надо сохранять бдительность.

С. ПАРХОМЕНКО: То есть следить за карманами – это раз.

Е. ДЕ БОШАМ: Следить за карманами, держать сумочки, потому что действительно то, что называется по-французски (неразб.), то есть это карманные воры, это действительно есть, и от этого никуда не денешься.

С. ПАРХОМЕНКО: И ровно на туристов они и ориентированы?

Е. ДЕ БОШАМ: И, конечно, ориентированы…

С. ПАРХОМЕНКО: Обычно расхристанных, расстегнутых, голова куда-то вверх…

Е. ДЕ БОШАМ: Да. И, соответственно, надо сохранять бдительность и желательно оставлять все необходимые документы – паспорта, авиабилеты… ну, хорошо, что уже появились электронные билеты. Но обязательно паспорта и ценные вещи оставлять в гостинице в сейфах.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, в общем, везде есть, и в мало-мальски приличной гостинице есть либо сейф в номере…

А. ШАТАЛОВ: А у меня вопрос к Лене. Лен, какое самое большое удовольствие вы получили в Париже? Ну, эмоциональное удовольствие. Может быть, вы там с кем-то познакомились. Может быть, вечером где-то загуляли в кафе. Вот какое? Есть такое эмоциональное ощущение?

Е. ДЕ БОШАМ: Вы знаете, один раз мне один из моих друзей предложил прокатиться по Парижу на «Харлей-Дэвидсон».

С. ПАРХОМЕНКО: На мотоцикле, значит?

Е. ДЕ БОШАМ: На мотоцикле. И действительно совершенно другое ощущение, потому что совсем другое ощущение города. Когда вы ездите на машине по городу, у вас нет отношения… меняется абсолютно отношение ваше личное к городу Парижу. Потому что действительно мотоцикл такая вещь, которая позволяет проехать по таким местам, может быть, туда, куда вы не дойдете пешком, а на машине вы не получите такого удовольствия.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, машина все-таки отделяет от окружающего.

Е. ДЕ БОШАМ: Да.

С. ПАРХОМЕНКО: Вот пошли, между прочим, в большом количестве разные нам сообщения. «В Лувре, - пишет нам Евгений, - больше часа делать нечего. Утомительное заведение». Вообще я должен сказать, что я не знаю, как в последнее время, может быть, там что-то меняется, но я помню свои впечатления. Мне показалось, что как-то очень битком набито не людьми, а картинами, что как-то много, много, много, много развешано по стенкам, тесно, тесно, тесно, тесно, вот все показать, что у них там есть. Нет у вас такого ощущения?

А. ШАТАЛОВ: Вы знаете, я люблю в Лувре греческий зал, египетский зал. Они такие какие-то…

С. ПАРХОМЕНКО: Да, пустые, задумчивые.

А. ШАТАЛОВ: Народу там… почти никого нет. И сам ты там отдыхаешь.

С. ПАРХОМЕНКО: Вот уж точно побег: идти не к «Джоконде»…

А. ШАТАЛОВ: Скамеечки там пустые, там можно сесть, вот именно в этих залах, спокойно, подышать, отдохнуть.

С. ПАРХОМЕНКО: Еще про какой-нибудь музей скажите, Саша. Раз мы заговорили про музеи, галереи и так далее, что, на ваш взгляд, нужно там посетить?

А. ШАТАЛОВ: Ну обязательно, конечно, те, кто любит импрессионистов, они должны в музей Орсе сходить.

С. ПАРХОМЕНКО: О, да, да.

А. ШАТАЛОВ: Это крупнейший музей…

С. ПАРХОМЕНКО: Кроме того, надо все-таки сказать, что поразительное само сооружение, это бывший вокзал, переделенный в музей, абсолютно потрясающе.

А. ШАТАЛОВ: То, что надо делать с нашими, московскими, вокзалами – Белорусским вокзалом, потом еще с каким-нибудь…

С. ПАРХОМЕНКО: Ну Рижским. Вот есть пустой абсолютно Рижский вокзал. Я даже не знаю, там хоть одна электричка осталась, на этом Рижском вокзале? Давно не видал. Там, по-моему, какие-то мебельные магазины сплошные.

А. ШАТАЛОВ: Вот, вместо магазина кухни там можно было бы сделать прекрасный музей. Это наш совет нашему мэру Москвы такой коллективный.

С. ПАРХОМЕНКО: Еще?

А. ШАТАЛОВ: Обязательно надо побывать, естественно, в Бобуре…

С. ПАРХОМЕНКО: Это что такое?

А. ШАТАЛОВ: Центр Помпиду.

С. ПАРХОМЕНКО: А, ну да.

А. ШАТАЛОВ: Потому что центр Помпиду… ну, помимо того, что там современная коллекция собрана, современного искусства, там всегда бывают такие большие ретроспективы современных художников, самые уникальные. Я был на выставке Жана Кокто, уникальная экспозиция, сделана красиво. Ты можешь всего этого художника узнать как бы изнутри – с биографией, с живописью и так далее, и так далее. Это ретроспективы. И, конечно, те, кто действительно молод душой, должны побывать во Дворце Токио.

С. ПАРХОМЕНКО: Это я вообще не знаю, что такое.

А. ШАТАЛОВ: Дворец Токио – это «Палас Токио», находится на берегу Сены, недалеко от (неразб.). Это два крыла у этого Дворца Токио есть – выставочные экспозиции постоянные и выставочные экспозиции перманентные, где современные художники выставляются. Там можно…

С. ПАРХОМЕНКО: Это что-то новое, недавно построенное?

А. ШАТАЛОВ: Нет, не новое.

С. ПАРХОМЕНКО: Поразительно, никогда в жизни не был. 20 раз был в Париже, никогда в жизни не был…

А. ШАТАЛОВ: Причем там часто бывают презентации хорошие, можно там выпить бесплатно вина, если попадешь на презентацию.

Е. ДЕ БОШАМ: Выставки интересные проходят.

А. ШАТАЛОВ: Роскошные выставки. У меня была идиотская система, один раз там случай… Я пошел на современную выставку, там современные художники. И вижу, там мальчик маленький стоит около стенки и бьется головой о стенку. Ну я чего-то подошел и тоже ударился. Стенка оказалась бетонной, а мальчик оказался искусственным. У меня шишка потом вскочила. Это из сферы искусства. А на самом деле есть еще, конечно… Париж прекрасен маленькими музеями, в которых мало кто бывает. Например, замечательный есть музей Эдит Пиаф. Там надо записаться заранее, он два раза в неделю, по-моему, работает. Это частный музей, но там все связано с ней. Конечно, там есть музей Бальзака, музей Родена. Замечательный музей, кстати, в Лувре находится, декоративно-прикладного искусства, где проходят время от времени уникальные выставки именно туалетов, одежды, коллекции такие дизайнеров знаменитых. Есть Музей Моды - изумительный музей. Там, кстати, часто выставляются коллекции нашего с вами знакомого Саши Васильева. Он там свои коллекции тоже выставляет.

С. ПАРХОМЕНКО: Я был однажды затащен своим приятелем в Музей денег при Министерстве финансов.

А. ШАТАЛОВ: Это актуально сегодня.

С. ПАРХОМЕНКО: Да. Вот музей всяких монет, банкнот и прочего, прочего. Поразительная гигантская коллекция, огромная. Притом что я совершенно спокойно к этому отношусь, я никогда в жизни этого не коллекционировал, у меня ничего такого нет, я никакой не нумизмат. Но оторваться от этого невозможно.

А. ШАТАЛОВ: Деньги всегда привлекают.

С. ПАРХОМЕНКО: Да. Ну, конечно, в этом есть какая-то специальная прелесть, но еще и как от художественного объекта. Конечно, это совершенно удивительно и технологически, как это все развивалось постепенно.

А. ШАТАЛОВ: Парижские катакомбы знаменитые, в которые можно спуститься. По-моему, Париж по количеству музеев просто… ну, например, Музей города Париж…

Е. ДЕ БОШАМ: Карнавале.

А. ШАТАЛОВ: Да, Карнавале.

Е. ДЕ БОШАМ: Музей Карнавале, который находится на площади Вогезов.

С. ПАРХОМЕНКО: Вот спрашивают у нас настойчиво про детей.

А. ШАТАЛОВ: Что с ними делать?

С. ПАРХОМЕНКО: Нет, нет, не что с ними делать, где их взять. А по части Парижа. «Скажите, в семье двое взрослых с двумя детьми 6-ти и 11-ти лет. Во сколько обойдется поездка? И будет ли детям интересно? Или они не оценят Париж в таком возрасте?» - спрашивает у нас Роман. Что Лена скажет?

Е. ДЕ БОШАМ: Я думаю, что оценят, потому что… Если вы обратитесь за советом действительно к профессионалам, потому что действительно достаточно сложно, когда приезжают в Париж с детьми, многие едут с детьми только в Диснейленд.

С. ПАРХОМЕНКО: Да, первое, что приходит в голову.

Е. ДЕ БОШАМ: Первое, что приходит в голову.

С. ПАРХОМЕНКО: Но не идут в потрясающий совершенно музей технологический вот этот… Что это? Как он называется?

Е. ДЕ БОШАМ: Музей (неразб.) научный…

С. ПАРХОМЕНКО: Подождите, а вот там какие-то бывшие бойни или что-то такое…

А. ШАТАЛОВ: Парк Ля Вилетт.

С. ПАРХОМЕНКО: А, это Парк Ля Вилетт, да. Дайте скажу два слова, а то мы его так проскочим, а его проскакивать нельзя. Это музей всяких наук и технологий, отличающийся тем, что в нем все можно трогать руками. Я помню, что я совершенно остолбенел, в первый раз там появившись – вот полная противоположность привычной нам концепции музея. Вот, пожалуйста, все покрутить, повертеть, попробовать засунуть нос, поскрести ногтем. Вот все, что там выставлено. Он такой чрезвычайно интерактивный. И, конечно, это для ребенка будет совершенно поразительным опытом и впечатлением. Но в Диснейленд же все равно надо поехать. Правда?

Е. ДЕ БОШАМ: Конечно.

С. ПАРХОМЕНКО: Как бы это ни было банально, ехать надо.

Е. ДЕ БОШАМ: Есть замечательный Парк Астерикс.

С. ПАРХОМЕНКО: А, да. Это такой тематический, что называется…

Е. ДЕ БОШАМ: Тематический. Единственная проблема в том, что он закрыт зимой, потому что все аттракционы водные. Он открывается в апреле месяце и работает все лето. Также очень мало кто знает о существовании великолепного замка, который находится в 30 км от Парижа, - это замок (неразб.), это замок сказок Шарля Перро.

С. ПАРХОМЕНКО: Никогда не слышал.

Е. ДЕ БОШАМ: Это действительно великолепнейшее место, в самом замке находятся более 40 восковых фигур, и они представляют сказки Шарля Перро. То есть дети гуляют с родителями по этому замку и могут встретить и Кота в сапогах, и Спящую красавицу. Особенно интересно и здорово, если вы попадете на Пасху.

С. ПАРХОМЕНКО: Пасха католическая имеется в виду?

Е. ДЕ БОШАМ: Католическая.

С. ПАРХОМЕНКО: То есть это какой-нибудь обычно… Что это такое? Это за две недели до православной, начало марта чаще всего.

Е. ДЕ БОШАМ: Да, начало марта. И если вы действительно попали, вы находитесь в Париже, обязательно свозите детей туда. Потому что по традиции дети собирают шоколадные яйца в парке этого замка. И действительно зрелище великолепное.

А. ШАТАЛОВ: Собирают как, в каком смысле?

Е. ДЕ БОШАМ: Потому что это традиция французская. Если мы на Пасху красим…

С. ПАРХОМЕНКО: Там что, кто-то раскладывает, что ли, их?

Е. ДЕ БОШАМ: Да.

С. ПАРХОМЕНКО: То есть там по парку их кто-то рассеивает, а потом детей запускают их собирать. Поразительная история.

Е. ДЕ БОШАМ: Есть еще замечательный замок, который называется Замок Туари. Он тоже находится где-то порядка 45 км от Парижа. Тоже будет очень интересно не только взрослым, но и детям, потому что хозяин этого замка – любитель диких животных. И он решил в определенный момент американское сафари перенести под Париж. То есть вы перемещаетесь в собственном…

С. ПАРХОМЕНКО: Несчастные, холодно им. А, ну да, там на машине въезжают.

Е. ДЕ БОШАМ: Да.

С. ПАРХОМЕНКО: А, я это видел, не там, правда, а совсем на юге Франции. Ну да, это интересное очень развлечение.

А. ШАТАЛОВ: То есть для детей вообще там очень много всего, да.

С. ПАРХОМЕНКО: «Роскошные импрессионисты в музее Мармотан»... Это вам говорит о чем-нибудь?

Е. ДЕ БОШАМ: Да.

С. ПАРХОМЕНКО: «…Около 100 полотен, и никого народу», - Владимир. Ну вот, что-то такое еще…

Е. ДЕ БОШАМ: Есть еще замечательный музей, мало кто знает о нем, находится этот музей на бульваре Осман – это музей Жакмар-Андре. Интересен он прежде всего тем, что это особняк. Действительно это дом, в котором жили люди, и сохранилась замечательная мебель. То есть вы, когда гуляете по бульвару Осман, не можете себе представить, что там находится великолепнейший особняк с огромнейшим парком. И плюс этого музея в том, что есть путеводитель на русском языке – аудиогид.

С. ПАРХОМЕНКО: А сейчас много где есть на самом деле.

Е. ДЕ БОШАМ: В Лувре нет аудиогида на русском языке.

С. ПАРХОМЕНКО: Ой, как странно. Вообще все чаще и чаще среди там первых пяти языков есть обязательно русский и тоже. Наряду с японским, который везде появился, и русский тоже. Про деньги мы с вами все-таки обязаны ответить тем, кто спросил про поездку вчетвером. Ну да, мы сказали, что 3 тысячи на человека как отдать. Значит, два раза по 3 тысячи – это 6. И на ребенка что мы считаем? Половину?

Е. ДЕ БОШАМ: Половину. То есть еще раз 3 тысячи, если это на двоих. Итого 9 тысяч на семью из 4-х человек.

А. ШАТАЛОВ: Но это не экономическая поездка.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну понятно, получается, что не экономическая. А вот, между прочим, задают вопрос про «снять квартиру». Интересный поворот сюжета, особенно если вы вчетвером, или если вы какой-нибудь компанией…

Е. ДЕ БОШАМ: Есть варианты… мы сдаем в аренду квартиры, и также мы работаем еще с апартаментами.

С. ПАРХОМЕНКО: А как это выглядит технически? Ну там же нет, у этой квартиры, рецепции, куда вы приходите… Вот приехал, вырвался из самолета. Дальше что?

Е. ДЕ БОШАМ: Вы можете заказать индивидуальный трансфер…

С. ПАРХОМЕНКО: То есть вас везут прямо туда?

Е. ДЕ БОШАМ: Вас везут непосредственно к той квартире…

С. ПАРХОМЕНКО: И там ждет человек с ключом или что-нибудь вроде этого?

Е. ДЕ БОШАМ: Вас ждет человек с ключом, который показывает, как включается горячая вода, где включается электричество. Выдает ключи, плюс еще дает коды от дверей, потому что…

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, да, там в любой подъезд код.

Е. ДЕ БОШАМ: В любой подъезд обязательно вход с кодом.

С. ПАРХОМЕНКО: И это сильно дешевле, чем гостиница, получается?

Е. ДЕ БОШАМ: Это удобнее для тех туристов, кто ездит с детьми.

С. ПАРХОМЕНКО: А, ну, например, собственно, там можно чего-нибудь приготовить.

Е. ДЕ БОШАМ: Конечно.

С. ПАРХОМЕНКО: Там можно позавтракать…

А. ШАТАЛОВ: А это дешевле все-таки?

С. ПАРХОМЕНКО: Ну, конечно, это будет дешевле, если готовить самому. Если пойти в магазин, купить йогурт и творог…

Е. ДЕ БОШАМ: Если мы говорим о стоимости квартир, то квартира так называемая «студия» - это однокомнатная квартира - в среднем получается порядка 100 евро.

С. ПАРХОМЕНКО: В день?

Е. ДЕ БОШАМ: В день.

С. ПАРХОМЕНКО: На четверых? Ну, там кое-как можно. Вчетвером тесно, конечно, но втроем максимум. Допустим, двое взрослых и ребенок.

Е. ДЕ БОШАМ: Допустим, двухкомнатная квартира может стоить 150 евро.

С. ПАРХОМЕНКО: И это уже на четверых точно, и это уже, конечно, сильно дешевле, чем два двойных номера в гостинице. Это, по меньшей мере, вдвое, да…

А. ШАТАЛОВ: Мы сбиваем цену.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну хорошо, ладно. У нас все-таки задача не поднять цену, а задача как-то помочь людям сориентироваться в этом во всем.

А. ШАТАЛОВ: Мне кажется, это очень хорошая услуга, которую Ленина фирма представляет, потому что Париж узнать не через гостиницу, а через непосредственно житье, бытование в этом городе с помощью…

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, утром проснуться, высунуться из окна, почувствовать себя местным жителем…

А. ШАТАЛОВ: Конечно.

С. ПАРХОМЕНКО: Понятно, хорошо. Знаете, про что мы с вами не поговорили? Я думаю…

А. ШАТАЛОВ: Я еще хочу сказать.

С. ПАРХОМЕНКО: А, давай, давай.

А. ШАТАЛОВ: Во-первых, я все-таки должен сказать радиослушателям, что я специально для вдохновения показал Сереже и Лене, я не взял сюда карту. Вот видите…

С. ПАРХОМЕНКО: Да, вот она, да, такая ломкая…

А. ШАТАЛОВ: Такая старая карта Парижа, чтобы примерно окунуться с помощью этой карты вовнутрь этого города. Ну вот, у меня есть такая, например, любовь. Я считаю, что обязательно, когда ты едешь в Париж, ты должен приехать туда в пятницу. Потому что в пятницу ты приехал, заночевал, утром проснулся, не пошел в музей Лувр, не пошел в музей Орсе, на пошел на «блошиный рынок». Блошиные рынки – это особенность этого города, примерно после войны 40-х годов они начали существовать в Париже…

С. ПАРХОМЕНКО: Да, да, да! Молодец…

А. ШАТАЛОВ: И они работают рано утром в субботу и воскресенье.

С. ПАРХОМЕНКО: Их всего три, да?

А. ШАТАЛОВ: Их больше даже.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну вот больших, они на окраинах города…

А. ШАТАЛОВ: Вы знаете, это минут 15 надо проехать на метро или можно пешочком даже дойти. Но надо идти где-то к 9 – максимум к 10 утра, потому что если нормальный «блошиный рынок», то он уже где-то к часу закрывается. Но именно такая прогулка утром до этого «блошиного рынка», где ты покупаешь совсем не нужные тебе вещи и возвращаешься с этими ненужными вещами-находками, как в лес пошел за грибами, домой – это составляет…

С. ПАРХОМЕНКО: Какие-то старые штучки, какие-то древние пластинки, какую-то фуражку от какого-то офицера Первой мировой войны…

А. ШАТАЛОВ: Я уверен, что наверняка Лена туда ходила неоднократно.

С. ПАРХОМЕНКО: Всякий нормальный человек, приехавший второй или третий раз в Париж, обязательно на «блошиный рынок» пойдет, да. Это очень правильное на самом деле замечание.

А. ШАТАЛОВ: Есть разные. Например, есть замечательный экономический такой рынок в районе Порт-де-Монтрё, вот там продаются (извините, Сережа, конечно) тряпки. Да? Дешевые-дешевые тряпки. Но среди них финтажные вещи. И вот моя подруга Наташа Медведева, певица такая, бывшая жена Эдуарда Лимонова, она мне рассказывала: «Саша, когда ты поедешь в Монтё (а я ездил туда в экономические времена), возьми меня с собой, потому у нас все модели обязательно туда ходят (а она моделью была когда-то)». И там находят себе какие-то юбочки, какие-то кофточки, которые действительно потом… они там, на «блошиных рынках», покупаются и продаются в магазинах совсем по другой цене.

С. ПАРХОМЕНКО: Очень правильный вопрос пришел. Точнее, не вопрос, а прямо такое указание: «Скажите пару слов о метро», - говорит нам Андрей. Очень правильно, важная часть города.

Е. ДЕ БОШАМ: Да, действительно очень удобная…

С. ПАРХОМЕНКО: Очень частая прежде всего, да. Главное отличие, скажем, от московского - что станции в пять раз чаще. Вот с любого угла в Париже, в центре или даже не совсем в центре… вот выходишь на угол двух улиц, поворачиваешься налево и видишь одну станцию метро, поворачиваешься направо – видишь другую. Вот с любой точки видно как минимум две станции метро.

А. ШАТАЛОВ: Это как обезьяна: направо или налево?

С. ПАРХОМЕНКО: Нет, я к тому, что действительно чрезвычайно практично это там устроено, что станции очень частые и идти никогда далеко не нужно. Заскочил, выскочил…

А. ШАТАЛОВ: В принципе, комфортное недорогое метро, можно покупать билеты…

Е. ДЕ БОШАМ: Если семья, то выгоднее покупать… если вы прилетаете в понедельник или в воскресенье...

С. ПАРХОМЕНКО: На неделю.

Е. ДЕ БОШАМ: На неделю. Не забудьте, возьмите с собой фотографии и купите так называемую «карт оранж», это оранжевый билет, это такой проездной…

С. ПАРХОМЕНКО: Это недельный билет, который стоит, по-моему, как четыре или пять поездок, а можно кататься целую неделю. Ну, за неделю дважды в день вы будете ездить – это где-то 14 – 15 раз вы им воспользуетесь. То есть получается три раза…

А. ШАТАЛОВ: Я должен вас огорчить, сейчас этого нет в Париже.

С. ПАРХОМЕНКО: Как это? Куда «карт оранж» делась?

А. ШАТАЛОВ: Есть такие электронные, которые делают не на каждой станции метро, как раньше было - «карт оранж» на каждой станции метро. Специально ты предоставляешь документы…

С. ПАРХОМЕНКО: А теперь что?

А. ШАТАЛОВ: Вот я себе делал недавно рядом с вокзалом Сан Лазар, потом еще на (неразб.) есть такие киоски, и ты туда приходишь, даешь фотографию, показываешь свое удостоверение, и тебе делают такую пластиковую карточку постоянную, которую ты заряжаешь многоразово. То есть это не так уж легко стало, как было раньше.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну, может быть, это, собственно, купить чуть сложнее. Но что это большая экономия, это по-прежнему так. Да? Ты покупаешь одну поездку, или ты покупаешь…

А. ШАТАЛОВ: Конечно, экономия есть… Для этого нужна такая замечательная Лена, которая с вами туда сходит.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну не знаю, не знаю…

Е. ДЕ БОМАШ: Есть еще наш парижский офис, который находится…

С. ПАРХОМЕНКО: Который с вами туда сходит. Ну да, ну на самом деле действительно…

А. ШАТАЛОВ: Но это очень экономно.

С. ПАРХОМЕНКО: Собственно, совет заключается в том, что касается парижского метро, что не надо его бояться, что разобраться в нем можно. И оно позволяет легко передвигаться по городу.

А. ШАТАЛОВ: Я тебе расскажу одну историю. Не такая долгая история. У меня есть подруга очень хорошая – Алена Галич, дочка знаменитого поэта Александра Галича. Вот она долгое время не могла выехать за границу, она приехала во Францию на могилу к своему отцу. Он похоронен недалеко от Парижа на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. И вот спустилась в метро и проехала станцию. И она хотела вернуться обратно. По-французски она не говорит, по-английски она тоже не говорит. Она пошла и вернулась обратно на эту же станцию, потому что метро там устроено немножко по-другому. Если у нас, в Москве, пешеходная зона посередине, а справа и слева идет метро, то там пешеходная зона находится…

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, там в середине ездят как бы поезда, а по краям – перроны.

А. ШАТАЛОВ: Поэтому надо понять элементарную вещь – как сделать переход справа налево. И вот для этой женщины… она встала и заплакала, потому что она не могла выйти. Но нашелся какой-то сердобольный мужчина, который взял ее за руку и перевел с одной стороны на другую. То есть есть маленький нюанс, который отличает французское метро…

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, конечно, хорошо бы кто-то принцип объяснил в первый момент.

А. ШАТАЛОВ: Ну да, Лена, все такая девушка, вы все знаете, вы там жили, в Париже…

С. ПАРХОМЕНКО: В первый момент, конечно, кто-то принцип должен объяснить действительно, что поезда устроены не так, а наоборот, что перроны по сторонам, а не в середине, и что нужно там следить за указателями.

Е. ДЕ БОШАМ: Что станции в метро не объявляют…

С. ПАРХОМЕНКО: Да, надо следить за надписями на стенках, когда въезжаешь на станцию.

Е. ДЕ БОШАМ: Ну надписи настолько большие, что…

С. ПАРХОМЕНКО: Понятно…

А. ШАТАЛОВ: Есть такая линия метро – Леночка, напомните, вторая, что ли? – которая идет по городу, не под землей, а…

Е. ДЕ БОШАМ: Она идет от Монпарнаса…

С. ПАРХОМЕНКО: Она такая висячая, на столбах таких.

А. ШАТАЛОВ: Очень красивая эта линия метро, поэтому на ней можно проделать такую экскурсию, просто смотреть за меняющимся пейзажем через окна метро – одно из моих больших удовольствий.

С. ПАРХОМЕНКО: Давайте все-таки – у нас осталось 2 минуты – хотя бы перечислим какие-то не только духовные, но и физические удовольствия, которые можно там получить. Что есть в Париже? В смысле «не есть, существует», а что внутрь, Саша, или выпить?

А. ШАТАЛОВ: Во-первых, я бы сказал, что вино красное, нормальное вино в магазине стоит примерно 2, 3, 4 евро бутылка. То есть оно стоит в несколько раз дешевле, чем в Москве. Поэтому многие люди, которые приезжают во Францию, они предпочитают ставить вопрос по-другому: что пить в Париже? А пить можно все.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну да, а остальное – легкие закуски. Сыр…

А. ШАТАЛОВ: Конечно, надо есть сыр. Прекрасные рынки в каждом районе, большое удовольствие сходить на этот рынок и купить продукты.

С. ПАРХОМЕНКО: Это правда.

Е. ДЕ БОШАМ: Рынки выходного дня.

А. ШАТАЛОВ: Да, рынки выходного дня. Они разворачиваются в стабильных местах, но перманентно вы на эти рынки наткнетесь.

С. ПАРХОМЕНКО: В субботу утром…

А. ШАТАЛОВ: Да.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну, собственно, в субботу и воскресенье они работают чаще всего, два дня. Замечательно.

А. ШАТАЛОВ: Огромное удовольствие. А так я считаю, что Париж, конечно, должен открывать сам по себе – свое кафе, свое место. Смотрите, если в это кафе входят местные жители, то наверняка в этом кафе вам будет интересно. Ориентируйтесь больше на них, а не на туристов. И тогда, я думаю, вы Париж откроете совершенно другой, собственный.

С. ПАРХОМЕНКО: Избегайте белых матерчатых скатертей. Это чаще всего ловушка для туристов – что-нибудь дорогое и нелепое. А заходите в самые простые места, где столы застелены такими большими бумажными салфетками.

А. ШАТАЛОВ: Еще я хочу… Конечно, 2 минуты остается, очень мало. Я скажу быстро, что надо и можно было бы сходить, конечно, на замечательное кладбище Пер-Лашез. Не бойтесь этого страшного названия, «Пер-Лашез» у нас ассоциируется с коммунистами и революционерами. На самом деле роскошное место, роскошная экскурсия, которую вам предложит та же самая Лена, которая сидит рядом со мной.

С. ПАРХОМЕНКО: Ну вот, вот эта вот музычка означает, что у нас осталось буквально несколько секунд до конца отведенного нам времени. Спасибо вам большое. Жаль, что не звонили. Я вот смотрю, что пустые все наши линии, как-то не поверили люди, что можно нам дозвониться. Это была экспериментальная, стартовая – исторический момент! – программа не «Суть событий», а наоборот, «Побег» из…. У нас в гостях были Елена Де Бошам, руководитель французского отдела туристической компании «КМП-групп». Лена, спасибо большое за интересный профессиональный разговор.

Е. ДЕ БОШАМ: Спасибо вам.

С. ПАРХОМЕНКО: Александр Шаталов, литературный критик, писатель и издатель…

А. ШАТАЛОВ: Очень приятно.

С. ПАРХОМЕНКО: Большой любитель Парижа. Саша, спасибо большое за то, что потратил кусок ночи на нас. Программа «Побег» делается вместе с Ассоциацией туроператоров России. Надеюсь, что программа вас заинтересовала, и я очень жду на нашем сайте www.echo.msk.ru ваших предложений, ваших замечаний, ваших идей, куда нам ехать дальше, как нам развиваться. Может быть, нам разыгрывать здесь что-нибудь? Посмотрим. Пишите, я с огромным удовольствием буду читать и буду воплощать ваши замыслы. Спасибо. Сергей Пархоменко. Всего хорошего, до свидания.

Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/pobeg/571923-echo/