Реклама на сайте На сайте зарегистрировано 263796 пользователей
Перейти на главную страницу Написать письмо в АТОР Карта сайта $lang['icon_print']
Русская версия English version
Новости
Горячая темаВестник АТОРВниманиеИнтервьюНовости компанийАТОР 24Специальные выпуски «Вестника АТОР»Специальные выпуски

Изменится ли доходность китайского турпотока после пандемии?

14.10.2020

Изменится ли доходность китайского турпотока после пандемии?

Китай лидировал до пандемии коронавируса по объемам въездного турпотока в Россию. Однако доходность этого рынка вызывала вопросы у экспертов. На фоне прогнозов об увеличении доли индивидуальных туристов из Китая после введения электронных виз 1 января 2021 года попытались оценить финансовую сторону вопроса.   

Представители туристических компаний в различных сегментах рынка, с которыми удалось пообщаться «Вестнику АТОР» отмечают, что существует два совершенно разных по модели потребительского поведения потока китайских туристов – условно их можно назвать «групповыми» и «индивидуальными» туристами.

Ранее эксперты отмечали, что возможность оформить электронную визу с 1 января 2021 года не заинтересует большинство китайских туристов, приезжающих в Россию в составе групп. Однако электронная виза может привлечь в РФ больше индивидуальных и самостоятельных туристов из КНР. Принесет ли это финансовые выгоды России? Разберемся.

«БЮДЖЕТНЫЙ КИТАЙ»

Туристы, приезжающие из КНР, в большинстве своем покупают путевки очень дешево. В среднем, по данным туроператоров, поездка в Россию обходится для них в 50 тыс. р., включая проживание, размещение, экскурсионные программы.

Российские компании – торговые предприятия, представители туристических компаний практически не участвуют в их обслуживании. При этом, если говорить о туризме из КНР, то таких пакетных туристов приезжает в Россию большинство – по оценкам туроператоров, не менее 70%. Некоторые опрошенные эксперты считают, что платежеспособными являются не более 10% от общего количества групповых туристов.

По данным статистики компании «Правовой центр «Бизнес-решения», официального представителя компании China Life в России (страховку этой компании должен получать каждый китайский турист, въезжающий в Россию в рамках межправсоглашения о безвизовом обмене), в 2019 г. Россию по безвизовому каналу посетило 1,05 млн китайцев. Большинство из них были в Москве и Санкт-Петербурге - около 760 тыс. Остальные были на Дальнем Востоке, в Иркутской области (Байкал).

Таким образом, если верить оценкам туристических компаний о 70% доле низкобюджетного группового турпотока из КНР, по меньшей мере 735 тыс. китайских туристов приезжали в Россию именно в составе «дешевых» групп.

ЗАТРАТЫ МИМО КАССЫ

«Такие группы сопровождаются китайским турлидером, который водит их по строго определенным местам – магазинам, ресторанам, которые также принадлежат китайским гражданам или связанным с ними лицам. Право выбора туристам не предоставляется. Поэтому говорить о «предпочтениях» китайцев в этом случае не приходится», – рассказывает один из представителей рынка.

Эту информацию «Вестнику АТОР» подтверждает представитель сети магазинов ювелирных изделий.

«Китайские туристы посещают ювелирные магазины, в которые их привозят турлидеры. При этом эти магазины, которые находятся в самом центре Петербурга и Москвы, работают фактически только для этих групп. Однажды я зашел в один из таких магазинов, ко мне отнеслись крайне настороженно, повсюду за мной следовали охранники. Цены увидеть мне не удалось», – говорит собеседник.

Фактические траты таких туристов – это билеты в музеи и театр, которые в стоимость туров не включаются. Например, билет в музей Кремля (в дешевый тур входит только экскурсия на улице) стоит около 1 тыс. р. (в 2019 г. – 700 р.). Правда, турлидер может перепродавать билеты непосредственно туристам значительно дороже – 3-5 тыс. р. Но разница идет в карман организаторам тура. Все эти дополнительные платежи компенсируют дешевизну турпакета.

Таким образом, доход от таких туристов идет в российский бюджет только по ряду статей и он косвенный. Это, например, налоги от юрлиц (магазины для китайских туристов, принимающие туркомпании, которые являются российскими юрлицами, но бенефициарами которых выступают граждане Китая), налог на прибыль с гостиниц, покупка билетов в музеи (в основном, это только Кремль и Царское село). Обедают и ужинают такие туристы скромно (эксперты называют сумму до 1 тыс. р. в день на человека), а завтракают – в гостинице.

Участники рынка не берутся оценить затраты таких туристов в России. Известно, что они покупают сувениры, янтарь, конфеты, ювелирные украшения. Но стоимость этих товаров в специализированных магазинах «для китайцев» рынку неизвестна.

В РОССИЮ ЗА ЛЮКСОМ, КОНФЕТАМИ И ИКРОЙ

Лишь небольшая часть от общего объема  туристов приезжает в Россию из КНР в составе высокобюджетных групп или индивидуально. К слову, к высокобюджетным российские туроператоры также относят туристов из Гонконга и Тайваня. (в 2019 г. в Россию приехало 22,5 тыс. туристов из Гонконга и 14 тыс. туристов из Тайваня).

Большинство российских туристических компаний в своей работе сейчас ориентируются именно на этих, не столь многочисленных, но значительно более доходных туристов из КНР. Именно индивидуальные туристы из КНР вместе с гонконгцами являются лидерами по затратам в России среди других отдыхающих, считают туроператоры. Эти данные подтверждаются российской статистикой.

Как сообщили «Вестнику АТОР» в Минпромторге, в 2019 г. оборот товаров, реализованных с услугой tax free, составил 13,4 млрд р. Туристам было возмещено около 1,5 млрд. руб.

«География участников проекта tax free крайне широкая – 203 иностранных государства. Львиную долю покупателей составляют граждане КНР (64%), китайцам выдано чеков на сумму 8 млрд. руб., возмещено около 860 млн руб.», - сообщили в пресс-службе министерства. Затем с большим отрывом идут США (2,2%), Израиль (2%), Вьетнам (2%), Катар (1,6%).

По данным российской таможни, наиболее востребованы у китайских обеспеченных туристов предметы одежды, обувь, кожгалантерея, косметика, наручные часы, ювелирные украшения, икра и электроника.

В московском торговом доме ЦУМ и петербургском ДЛТ китайские туристы – также самая активная аудитория.

«В условиях докризисного турпотока традиционно доля китайских покупателей от общего числа клиентов составляла в среднем 12% в ЦУМе и 20% в ДЛТ. Среди всех иностранцев доля китайцев составляет около 50% в ЦУМе и 80% в ДЛТ. Также лидирующие позиции занимают туристы из стран Ближнего Востока (Катар, ОАЭ) и стран Ближнего Зарубежья», - рассказывают в пресс-службе ОАО «ТД ЦУМ».

За 2019 год прирост количества китайских клиентов в ЦУМе составил 100%, в ДЛТ – 75%.

В ЦУМе наибольшим спросом у китайских туристов пользуются парфюмерия и косметика, в частности товары брендов La Prairie, Cle de Peau Beaute, La Mer, Jo Malone, а также одежда, обувь, аксессуары Saint Laurent Paris, Louis Vuitton, Gucci, Dior, Valentino, Celine, Burberry и др. Самые популярные ювелирно-часовые бренды среди китайских клиентов – Rolex и Chopard.

«Мы каждый сезон анализируем бестселлеры среди китайской аудитории и увеличиваем объем закупок, а также расширяем размерный ряд, в обязательном порядке закупаем специальные коллекции брендов к Китайскому новому году», - отмечают в пресс-службе ЦУМа.

Среди прочего, китайские туристы любят покупать российские продукты питания и сувениры.

«Большой популярностью у китайцев пользуются российские конфеты – китайские туристы любят бренд «Аленка». Также в продуктовых магазинах берут иногда икру, водку, пакетированный чай, кофе. Некоторые туристы покупают зефир, пастилу. Объем затрат оценить сложно. Иногда это небольшая покупка, иногда – несколько тысяч рублей», - говорит Елена Бреус из Ассоциации гидов переводчиков Москвы.

Среди сувениров спросом пользуются матрешки (от 1 тыс. р.), Павлопосадские платки (ок. 3 тыс. р.), янтарь и т.д. Обеспеченные туристы из КНР, Гонконга и Тайваня любят посещать дорогие российские рестораны. Затраты на питание в день на каждого туриста могут превышать 5-7 тыс. р.

НЕВИДИМЫЕ ДЕНЬГИ

Интересно, что по данным ЦБ РФ, траты туристов из КНР в России в пересчете на одного человека составляют всего 350 долл. Подсчеты ЦБ основаны на данных турагенств о стоимости туров для иностранцев, расценок на проживание в отелях, возможных расходов на питание и других данных, объяснил регулятор. Затем сумма этих расходов умножается на число приезжающих иностранцев, которое фиксирует пограничная служба ФСБ.

Правда, корректность оценок ЦБ, произведенных по такой методике, вызывает сомнения у участников туристического рынка. Дело в том, что всё большее количество китайских туристов пользуется для оплаты «кошельками» WeChat Pay и Alipay, транзакции по которым непрозрачны для российского регулятора.

Роль китайских «кошельков» активно растет, хотя карты все еще в почете. По данным ЦУМ и ДЛТ, самый популярный способ оплаты среди китайских туристов в 2019 году – карты Union Pay (около 50% объема транзакций киатйских покупателей).

Транзакции через Alipay при этом составили 35%, через WeChat Pay – 15%.

«Платежи Alipay ЦУМ принимает с мая 2017 года, средний чек по Alipay за 2019 год в сравнении с 2018 годом (YTD) вырос на 7% в ЦУМе и на 14% в ДЛТ. По статистике пик продаж по Alipay в ЦУМе приходится на октябрь-ноябрь, в ДЛТ – на сентябрь-октябрь», - рассказывают в пресс-службе компании.

Учитывая такую тенденцию, реальный финансовый вклад китайских туристов в российскую экономику будет посчитать все более затруднительно. Тем более, что статистика подсчета самих туристов пока противоречива – большинство источников используют разную методику и дают разные результаты по итогам отчетного периода.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Вернуться назад

Внимание!

АТОР 24

Регистрация на мероприятие