7 октября, понедельник
 
 

Почему не растет спрос на санаторные программы реабилитации после COVID-19

Каждый пятый российский санаторий уже предлагает программы реабилитации после коронавируса, однако спрос на такой продукт пока невысок. Причины этого представители здравниц и туроператоры обсудили в ходе онлайн-конференции, организованной Ассоциацией оздоровительного туризма и корпоративного здоровья (АОТ).

В ЧЕМ ПОЛЬЗА ПРОГРАММ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОСЛЕ КОВИДА

Как рассказали на онлайн-конференции представители санаторных учреждений, в основе программ по реабилитации после COVID-19, как правило, лежат базовые стандарты санаторно-курортного лечения болезней органов дыхания. Они подразумевают соблюдение диеты, режима и назначение лечения. Это могут быть аппаратные методы лечения, физиотерапия, свето-, фито- и ароматерапия, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, бальнеология. 

По наблюдению специалистов санаторно-курортной сферы, чаще всего люди, переболевшие коронавирусом, испытывают одышку при ходьбе и слабость, жалуются на быструю утомляемость, бессонницу и потливость, боли в суставах и онемение рук и ног.  

Обычно программы восстановления после COVID-19 рассчитаны на 14 дней. По отзывам представителей здравниц, результаты оздоровительных процедур у большинства пациентов были видны уже на 4-6 день прохождения курса: люди отмечали прилив сил, улучшение психоэмоционального состояния и сна, у них проходила одышка.

По оценке АОТ, уже около 20% санаториев России внедрили программы реабилитации для тех, кто перенес коронавирусную инфекцию. Такие оздоровительные курсы предлагают здравницы во многих регионах России. Например, в Крыму программы восстановления после коронавируса разработали более 40 санаториев, еще 10 здравниц работают в этом направлении. По словам министра курортов и туризма республики Вадима Волченко, стоимость таких программ, разработанных совместно с научно-исследовательскими институтами, составляет в среднем 3,5 тыс.р. в сутки на одного.

ПОЧЕМУ НЕ РАСТЕТ СПРОС

Несмотря на заявленную пользу постковидных программ, общее количество людей, которые ими воспользовалось, не так велико. У многих санаториев оно не превышает несколько десятков человек за несколько месяцев. Например, у сети санаториев «РЖД-ЗДОРОВЬЕ», одной из самых больших в стране, совокупно курс реабилитации после коронавируса прошло порядка 2500 человек.

Представители отрасли называют несколько причин невысокого спроса. Это относительно недавнее появление таких программ на рынке (с осени прошлого года), невозможность выехать в санаторий отдельным категориям граждан (лица в возрасте 65+), недостаток информации по эффективности программ.

Кроме того, нередко у людей нет времени на такую поездку (курс рассчитан на 14 дней). Не всегда эффективны традиционные каналы продаж санаториев: агентская сеть, колл-центры, центры бронирования. Мешают санаториям и конкуренты: немало медицинских центров и клиник эксплуатируют тренд на оздоровление и реабилитацию в условиях пандемии, предлагая свои программы.

ТУРИСТЫ ТОЖЕ НЕ СПЕШАТ БРОНИРОВАТЬ ТУРЫ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЛЕ КОРОНАВИРУСА

О том, что программы реабилитации после перенесенного COVID-19 пока не очень востребованы, сообщают и туроператоры. Так, туроператор «Дельфин», который открыл бронирование реабилитационных туров осенью 2020 г., суммарно отправил на такой отдых порядка 20 человек.

По словам генерального директора компании Сергея Ромашкина, из 350 санаториев, туры в которые продает «Дельфин», программы постковидной реабилитации реально предлагают не более 20-25 санаторных учреждений.

«Возможно, такого количества здравниц, предлагающих программы по реабилитации после коронавируса, и достаточно, так как спрос на них достаточно слабый», - отмечает г-н Ромашкин.

Как считает эксперт, столь невысокий спрос связан с несколькими факторами. Во-первых, такие программы «на переднем крае научного знания» сложны для продажи. По словам г-на Ромашкина, туристы с большим сомнением относятся к научной основе подобных программ, многие рассматривают это как маркетинговый ход.

Во-вторых, по большинству программ мало исчерпывающей информации, поэтому туристы не понимают, какие процедуры и какой эффект от их прохождения они получат. «Нередко люди видят хорошо знакомые им процедуры, упакованные под другим названием, и это не вызывает у них большого интереса», - подчеркнул он.

Другой важный момент, на который обратил внимание глава «Дельфина», это малая информированность россиян о том, что санаторные программы по реабилитации после COVID-19 вообще есть на рынке.

По словам Ромашкина, специалисты «Дельфина» проанализировали статистику запросов в поиске Яндекса за январь по указанной нишевой тематике.  Из 5 млн запросов о санаториях в целом только 25 тыс. запросов было связано с темой санаторной реабилитации после коронавирусной инфекции. «Полпроцента запросов по постковидным санаторным программам – это крайне малая величина, что, впрочем, объясняет скромные продажи такого продукта», - отметил г-н Ромашкин.

Как считает эксперт, на спрос влияет и психологический фактор восприятия таких программ туристами. По мнению Сергея Ромашкина, многие переболевшие коронавирусом туристы не считают «себя больными». Таким образом, эта «отрицающая» аудитория не является потенциальным покупателем соответствующих программ. «Если база тех, кто страдает от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней ЖКТ обновляется ежегодно, то история с ковидом будет сворачиваться, и таких больных будет все меньше, соответственно, и количество потенциальных потребителей восстановительных программ будет сокращаться», - уверен г-н Ромашкин.

НУЖНЫ НИШЕВЫЕ КАНАЛЫ ПРОДАЖ

По его оценкам, турбизнес вряд ли сможет решить задачу привлечения туристов в здравницы для постковидной реабилитации. «Это должна быть выстроенная системная логистика: поликлиника-стационар-санаторий. Уже в стационаре врачи могут определить целесообразность и сроки прохождения восстановительного курса.  Тема реабилитации после COVID-19 - нишевая и специфичная. Я не думаю, что бизнес в этом направлении сможет совершить какие-то прорывы, даже если мы все начнем говорить об этом туристам», - подчеркнул Сергей Ромашкин.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube!

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР