19 апреля, пятница
 
 

«Перераспределение туристических потоков – одна из главных задач после пандемии»

Перед онлайн-конференцией «Взгляд музеев и музейных комплексов на новую туристическую повестку и технологические тренды», которая пройдет 13 апреля, «Вестник АТОР» побеседовал с Сергеем Богатыревым, вице-президентом российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России).

Готовясь к восстановлению зарубежного турпотока в Россию Ассоциация «Мир без границ» при поддержке Международного совета музеев и Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров проводит онлайн-конференцию, посвященную взаимоотношениям музеев, туроператоров и гидов-экскурсоводов.

Онлайн-конференция «Взгляд музеев и музейных комплексов на новую туристическую повестку и технологические тренды» состоится 13 апреля 2021 года.

Для обсуждения соберутся Федеральная антимонопольная служба, Федеральное агентство по туризму, Министерство культуры России, ФГБУК «Государственный Эрмитаж», ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГМЗ «Царское село», ГБУК г. Москвы «ГМЗ «Царицыно», Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ФГБУК «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», Международный совет музеев, «Яндекс», «Инфотех» и др.

Сергей Богатырев, вице-президент российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России).

– Сергей, расскажите, пожалуйста, про планируемую конференцию, посвященную технологическим аспектам взаимодействия музеев с туристическим сообществом. В чем основная задача?

– Мы как общественная организация, основной из задач которой является помощь музеям и их взаимодействие со смежным сообществом, направляем все наши усилия на то, чтобы участникам индустрии было комфортно работать на рынке и вносить свой вклад в развитие экономики нашей страны.

Конференция пройдет в формате большого круглого стола (а скорее всего, их будет несколько) между представителями туркомпаний, музеями и гидами-переводчиками на предмет выстраивания правильных взаимоотношений и взаимной работы. Тем более что ситуация в сфере туризма сегодня изменилась, и мы вынуждены привыкать к новым правилам, которые в ближайшее время могут не измениться. Эта серия круглых столов посвящена решению задач развития, в том числе внутреннего туризма.

Хочу напомнить, что в этом году темой международного фестиваля музеев «ИНТЕРМУЗЕЙ-2021» будет «Музеи и туризм». Поэтому все музейное и туристическое сообщество готовится к этому мероприятию, среди прочего и посредством участия в таких круглых столах.

– Как музеи пережили пандемию и адаптируются к новой реальности? Темой конференции заявлены цифровые технологии, что, несомненно, сейчас особенно актуально. Но доступны ли такие инновации всем участникам рынка?

– Музейная сфера, как и сфера культуры в целом, конечно, серьезно пострадала из-за пандемии. В первую очередь вследствие закрытия музеев. Ощутимо понизилась сумма внебюджетных доходов, за счет которых музеи осуществляли выставочную деятельность, международные проекты и т. д. Государственные музеи получили поддержку из бюджета, и комплекс мер, который был направлен на помощь им, был довольно эффективным.

Кроме того, музеи старались поддерживать работу собственными силами. Многие крупные, а также некоторые малые музеи сейчас активно присутствуют в сети. Это оцифровка и публикация коллекций, ведение онлайн-лекций, семинаров, видео-экскурсий по выставкам и основной экспозиции, которые можно смотреть на собственных ресурсах и YouTube-каналах музеев. Например, Пушкинский музей провел несколько открытий своих выставочных проектов в онлайн-формате. Таким образом, аудитория музеев расширяется.

Онлайн-формат стал своеобразным выходом из ситуации для музеев и понравился публике. Но нельзя забывать, что музей – это, прежде всего, непосредственное общение людей с предметами. Онлайн-версия не сможет заменить возможность личного посещения музея. Это лишь дополнительные инструменты для понимания искусства, для изучения определенного предмета или темы.

Что касается частных музеев, то здесь ситуация более сложная. Большое количество музеев закрылось в силу того, что внебюджетные поступления (средства от покупки билетов посетителями) были единственным источником их дохода. Эти музеи находились на туристических маршрутах, и сокращение туризма и потоков для многих музеев стало критическим.

Сейчас мы видим восстановление внутреннего туризма. Еще прошлым летом многие регионы открылись для туристов, а у некоторых из них в разы выросла посещаемость. Эта ситуация даст возможность восстановиться тем музеям, которые были вынуждены закрываться на время карантина, ограничивать свою работу.

– Как могут помочь в восстановлении внутреннего туризма и работы музеев представители туристических компаний?

– При развитии туризма одна из главных задач, которую я вижу во взаимодействии с туристическим сообществом, – распределение турпотоков. Ведь известно, что любой даже крупный музей имеет максимальную возможность по единовременному приему посетителей. Например, Эрмитаж может принять одновременно около 8 тыс. человек. Этот тот максимум, при котором посетители могут находиться в музее комфортно и безопасно.

Сегодня свой визит в крупный государственный музей нужно планировать заблаговременно. Для этого надо купить билеты онлайн, зарезервировать время посещения.

Очень многие отрицательно оценивают это новшество, считая, что «раньше было лучше». Но давайте вернемся в 2018 год, когда в Европе открылось огромное количество выставок, посвященных творчеству того или иного художника. Например, на выставку Брейгеля в Вене можно было попасть, только заранее приобретя билеты на сайте и зарезервировав себе время посещения выставки. Это позволило распределить потоки огромного количества посетителей, желающих увидеть выставку.

Наверное, и туризм должен стать таким. Мы заранее планируем свой досуг в месте отдыха. Если мы не успели забронировать билеты в Эрмитаж и Кремль, в Москве, Санкт-Петербурге и окрестностях есть огромное количество музеев, которые также достойны интереса как наших соотечественников, так и иностранных туристов.

С моей точки зрения, единственно правильное направление движения здесь – развитие новых туристических маршрутов в разных частях России.

– Есть ли какой-то релевантный международный опыт – и в части цифровизации музейного пространства, и в части коммуникаций с турбизнесом?

– По моей информации, сейчас и европейские музеи перестраивают отношения с туристическим сообществом в силу того, что все переходят на продажу билетов онлайн, распределения потоков. Это общемировая практика, и наша страна идет в общем тренде.

– Можно ли прогнозировать, когда работа музеев восстановится в полном допандемийном объеме? Возвращаются ли на рынок частные и малые музеи, которые были вынуждены закрыться в пандемию?

– Делать прогнозы очень сложно. Многое зависит от развития эпидемиологической ситуации, хода вакцинации и т. д. Хочется надеяться, что это произойдет в ближайшее время.

– Насколько мы знаем, ФАС РФ впервые высказала желание и готовность принять участие в таком дискуссионном культурно-туристическом мероприятии. Как вы оцениваете этот шаг со стороны контролирующего органа? В чем может быть польза для объектов показа от этой интеграции?

– Эта ситуация имеет предысторию. Одна из туристических организаций, которая не смогла по какой-то причине заключить договор с одним из ведущих музеев Санкт-Петербурга, обратилась в Федеральную антимонопольную службу с просьбой разобраться в этой ситуации. На площадке ФАС была создана специальная рабочая группа с участием заинтересованных лиц для разрешения вопроса.

Я вижу в участии ФАС в конференции только плюсы. Взаимодействие с этим контролирующим органом дает возможность предложить рабочие инструменты для того, чтобы все стороны были удовлетворены сотрудничеством.

Как я говорил, распределение потоков, создание новых туристических маршрутов, включение в них новых музейных, усадебных, туристических развлекательных комплексов – та работа, которой должны заняться совместно туроператоры, музеи, органы власти федерального и регионального значения.

– Как возникла идея сотрудничества с Ассоциацией «Мир без границ»? В чем вы видите перспективы для музейного сообщества в стратегической коллаборации «ИКОМ» и «Мир без границ»?

– Ко мне обратились руководители Ассоциации «Мир без границ» с предложением о ведении диалога, деловых взаимоотношений с музейным сообществом для решения тех целей и задач, о которых я говорил ранее.

В рамках двух музейных общественных организаций – «ИКОМ России» и «Союз музеев России» рассматривался вопрос о взаимодействии с туристическим сообществом в лице «МБГ». И предстоящая конференция – это наши первые итоги совместной работы, которые приняли форму круглого стола с участием представителей музейного, туристического сообщества, а также сообщества гидов-переводчиков.

На конференции мы не только познакомимся, но и обсудим ряд важных вопросов как текущей деятельности, так и сложных проблем в отрасли. Какие-то вопросы лежат в плоскости изменения законодательства на достаточно серьезном уровне. Я думаю, что в процессе нашего взаимодействия мы выработаем тот комплекс решений, который будет постепенно выполняться для того, чтобы всем участникам рынка было комфортно заниматься своим делом.

– Возвращаясь к конференции: она получается такой стратегической и политической, хоть и с технологическим прицелом. И в спикерах – сплошь федеральные органы и крупнейшие музейные комплексы. А что для себя смогут почерпнуть малые и частные музеи?

– Прежде всего они услышат, как происходят коммуникации между участниками отрасли. Будет обсуждаться вопрос договорных взаимоотношений туристического бизнеса и музеев, включения этих музеев в туристические маршруты.

Государственные органы помогают сейчас в развитии региональных маршрутов, малых городов, на разных уровнях идет финансирование. Узнав опыт крупных музеев, малые музеи смогут оценить возможность применения его к себе.

Я думаю, что уже в следующую нашу встречу мы пригласим к взаимодействию и малые музеи, которые выразят желание к участию в дискуссии. Также планируется создать пособие для малых музеев по работе с туристическим сообществом. Я думаю, это будет полезно для всех.

– Сейчас участники рынка активно готовятся к возвращению иностранных туристов – восстанавливаются партнерские связи, заключаются договоры с партнерами даже из тех стран, которые еще не могут отправлять туристов в Россию. Крупнейшим въездным рынком для нас всегда был Китай. Скажите, насколько ощущается сейчас отсутствие китайского туриста? Этот рынок можно назвать специфическим или опыт работы с ним можно применить и для других потенциально крупных рынков (например, Индии, которую сейчас все называют «вторым Китаем» для въездного туризма России)?

– Сегодня ощущается полное отсутствие иностранных туристов как из Китая, так и из других стран мира. Конечно, рынок приема и обслуживания путешественников из Поднебесной имеет свои специфические особенности.

Россия – гостеприимная страна, принимающая туристов со всего мира. Именно принципы взаимного партнерства, добрососедства и гостеприимства, развитие туристической инфраструктуры являются залогом успеха и развития внутреннего и въездного туризма в нашей стране!

Беседовала Анна Бирюкова

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР