14 октября, понедельник
 
 

Вино, грязи и кино. Какие виды туризма в Крыму и на Кубани считают ключевыми для круглогодичности

Крым, Сочи, Анапа и другие регионы юга страны – это не только море и пляж. Южные курорты готовы привлечь туристов античными традициями виноделия, феноменом черноморской кухни, современной бальнеологией и фестивалями. Узнали у экспертов, зачем и за чем туристам предлагают ехать на российский юг в межсезонье.

Курорты юга России готовы уже в ближайшее время стать популярным круглогодичным направлением и значительно нарастить турпоток в межсезонье. Для достижения этой цели у них есть программа действий, поддержка правительства и основательная научная база.

О переменах в отрасли говорили на панельной дискуссии «Развитие всесезонного туризма на юге России: новые направления и возможности» в рамках московской профессиональной выставки «Отдых-2021».

НА ЮГ РОССИИ ВЕРНУЛИСЬ ПОЧТИ ВСЕ ТУРИСТЫ

Первое, что отметили все собравшиеся эксперты, это то, что сезон, несмотря на продолжающуюся пандемию и серьезные ограничения, оказался для южных пляжных курортов России достаточно удачным.

Так, по словам Вадима Волченко, министра курортов и туризма Республики Крым, полуостров в этом году принял рекордное количество туристов – 7,2 млн чел., что в истории Крыма случилось впервые до конца лета.

В дальнейшем же, благодаря действующим и создаваемым туристическим кластерам и проектам по развитию западного и восточного побережья, турпоток в Крым за год должен составлять не менее 10 млн человек. Такого количества туристов в Крыму ожидают достичь к 2025 году.

Достаточно благополучно, по официальным данным, лето прошло и в Краснодарском крае. Так, по данным, приведенным Марией Золотухиной, врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, на сентябрь текущего года в регионе уже побывало 12 млн человек.

Эксперты в ходе первой панельной дискуссии первого дня выставки «ОТДЫХ Leisure 2021» отметили, что высокий интерес к югу России со стороны туристов и инвесторов уже приводит к значительной модернизации существующей инфраструктуры, освоению новых территорий и активному строительству новых объектов размещения. Туризм становится серьезной статьей местного бюджета и реальным сектором экономики, что, в свою очередь, требует развития устойчивых и круглогодичных видов туризма.

В ПРИОРИТЕТЕ – ВИНО И ГАСТРОНОМИЯ

Важной составляющей частью будущей «круглогодичности» в туризме регионов юга России, помимо пляжного отдыха, справедливо считается сейчас гастрономия и энотуризм.

Действительно, посещать многочисленные винодельни, наблюдать, как растет или зимует виноград, пробовать черноморскую кухню и в Крыму, и на Кубани можно круглый год. «Черноморскую» гастрономию, кстати, планируется активно развивать в будущем как особый бренд, ибо местная кулинарная традиция считается своего рода культурным феноменом.

По мнению экспертов, вино и еда могут стать основой для событийного туризма южных регионов. Туристов могут привлечь различные винные и гастрономические фестивали и праздники. Частью экологического и агротуризма должны стать посещение различных ферм по производству сыров и улиток, маслоделен и прочих местных производств с мастер-классом и дегустацией.

А краеугольной составляющей экскурсионного южного туризма и в сезон, и в межсезонье может стать местное винное наследие античности – как симбиоз исторического и эногастрономического туризма. Перспективы объединения в экскурсионных турах археологии и виноделия на юге России, и особенно – в Крыму, высоко оценила Елена Порман, руководитель продюсерского центра «Новое русское вино».

Она отметила, что соответствующая историческая экспозиция уже появилась в Эрмитаже, а вскоре адаптированные рецепты блюд периода античности можно будет попробовать и во многих ресторанах полуострова. Античные элементы также могут стать частью крымских гастрономических мероприятий с конкурсами и состязаниями шеф-поваров.

ЧТО ПРИВЛЕКАЕТ «ЗИМНИХ» ГУРМАНОВ

Удачным примером привлечения туристов в низкий сезон уже может служить межрегиональный проект «Винные дороги Боспора», который объединяет 26 винных хозяйств Крыма, Севастополя, Краснодарского края и Ростовской области.

Здесь сбалансировано соединяются гастрономия, историческое наследие, элементы современности, а также традиции античного виноделия. В знаменитой Долине Лефкадия даже воссозданы архитектурные элементы Боспорского царства, в частности, рыночная площадь Агора, напоминающая о знаменитом царе Митридате. По «Винным дорогам Боспора» ежегодно проезжает порядка 50 тыс. туристов в год.

Помимо действующих объектов энотуризма в Крыму, на полуостров каждый год появляются новые туристические «винные» точки.

Так, в этом году на территории гостиничного комплекса «Мрия» в Ялте открылся «Винный парк», в котором весной провели полномасштабный винный фестиваль Winepark Fest.

Ярким событием стало и открытие еще одного винного парка в долине святого Саввы в Судаке, где уже в следующем году будет продаваться местное авторское вино. Кстати, сама винодельня появилась на месте античного винного хозяйства, что подтверждается историческими документами и раскопками.

КУБАНЬ СДЕЛАЕТ АКЦЕНТ НА БАЛЬНЕОЛОГИЮ

Еще одним направлением круглогодичного туризма в южных регионах могут стать оздоровительные и бальнеологические центры. Как отметила Мария Золотухина, здравницы Краснодарского края уже давно успешно работают круглогодично – санатории и прочие лицензионные центры оздоровления заполняются в сезон на 100%, а в межсезонье – на 75%. Это говорит о достаточно устойчивом спросе на подобные услуги вне зависимости от сезона.

Новой приманкой для туристов в крае должны стать современные бальнеологические центры, которые в том числе будут активно работать с косметологией и прочими популярными направлениями. Они будут соответствовать самым современным стандартам и вполне смогут соперничать с зарубежными SPA-отелями.

О перспективности круглогодичного направлении курортов упомянула и Наталия Шабалина, эксперт кафедры рекреационной географии и туризма Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Она отметила, что изначально многие бальнеологические курорты во всем мире создавались именно как зимние направления для отдыха, так что с этой точки зрения в научной среде накоплен достаточно большой опыт.

СОБЫТИЙНЫЙ И КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ ЖДУТ ОКОНЧАНИЯ ПАНДЕМИИ

Еще одним элементом «длинного» сезона должен стать событийный туризм. Ключевыми событиями для южных регионов можно считать конкурс «Новая волна» в Сочи и фестиваль Ноябрьфест в Крыму. В 2019 году фестиваль посетили порядка 30 тыс. человек, в том числе на главной площадке мероприятия, во внутреннем историческом дворе винодельческого завода «Массандра» - 12,5 тыс. человек. Что подтверждает интерес к эногастрономии, которая стала уже «знаком качества» Крыма.

К сожалению, многие планы организаторов событий и фестивалей нарушила пандемия, но по мере отказа от запретов курорты юга России планируют вернуться к богатому событийному календарю. В нем будут присутствовать осенние фестивали вина, грандиозная новогодняя программа с концертами и выступлениями известных артистов, а также весенние гастрономические фестивали и праздники с полетами на воздушных шарах.

То же касается и круизного туризма в Черном море. Пока в акватории работает только один круизный лайнер «Князь Владимир», но со временем должны появиться и другие суда. Уже сейчас, например, возможности перемещения между черноморскими городами значительно расширились с появлением скоростных судов «Грифон» и «Комета» судоходной компании «ВодоходЪ».

Помимо морских круизов, туристов ждут и предложения путешествий по принципу «река-море», а также поездки на частных яхтах. Сейчас в Крыму и Краснодаре действует проект по созданию яхтенных марин, которые позволят функционировать чартерному яхтингу.

В частности, планируется, что в Крыму будет 6 базовых марин и 26 так называемых пунктов укрытия, чтобы суда могли заходить в бухты для высадки на экскурсионную программу или безопасной ночевки. В дальнейшем обязательно будет возрождена и межрегиональная яхтенная регата.

ОТ ФОТО ДО АГРО

У руководства и туристических администраций южных регионов много планов по развитию круглогодичного туризма. Среди них – развитие фото- и кинотуризма, создание маршрутов со селфи-спотами и пр.

Наконец, особое место для поддержания турпотока в сезон и в межсезонье должен, в теории, занять и агротуризм: ведь и Таврида, и Краснодарский край считаются житницами России.

Но его развитие, подчеркивают эксперты, только начинается. Сейчас агротуризм нуждается в научном и терминологическом определении для отграничения от других видов туризма, а также в грамотной эффективной концепции продвижения вместе с другими видами туризма на юге страны.

Ольга Пегасова

Фотография: АТОР

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР