28 марта, четверг
 
 

Спрос на туры по России из-за QR-кодов упадет от 15 до 50%

Туроператоры назвали регионы, которые потеряют больше всего туристов из-за вводимых QR-кодов осенью и зимой, и города, которые, напротив, могут его нарастить. По прогнозам, на Новый Год часть туристов из-за ограничений может просто отказаться от поездок по России, предпочтя «теплую заграницу без справок».

СПРОС СНИЗИЛСЯ ПО НЕСКОЛЬКИМ ПРИЧИНАМ

По агрегированным оценкам туроператоров, запуск системы QR-кодов пока не привел к массовым аннуляциям туров (хотя единичные отмены уже пошли), однако спрос на внутреннем рынке затормозился, а бронирований в глубину стало еще меньше.

«Если раньше туры по России старались хоть как-то бронировать заранее, то сейчас почти все бронирования – в последний момент. Очевидно, что туристы опасаются изменения условий поездки, ограничений или заболевания, поэтому и ждут до последнего», – описывают ситуацию с текущими продажами эксперты туроператора «Мультитур»

«Фиксируем очень небольшую глубину продаж туров по России. Туры на Новый год приобретают с осторожностью и только с минимальными предоплатами. Бронируют заранее сейчас в основном те направления, где сохраняется возможность оплачивать ближе к дате заезда», – сообщают специалисты туроператора «Спектрум».

Как отмечают в TUI Россия, падение спроса по внутренним направлениям произошло в том числе и по объективным причинам: наступил период межсезонья, когда туристы больше задумываются о поездках на Новый год, а не о путешествиях на ближайшие даты. Схожее мнение и у представителей PAC Group: они называют причинами снижения интереса туристов к поездкам по России не только ограничения, но и сезонное похолодание, а также продолжающееся открытие зарубежных направлений.

«ХОРОШО, ЧТО НЕ ВЕСНОЙ ИЛИ ЛЕТОМ»

По мнению генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, спрос на поездки по стране тормозится и в силу психологического фактора.

«Многие россияне на фоне роста заболеваемости в принципе опасаются путешествовать, чтобы минимизировать риски заразиться ковидом на транспорте или в месте пребывания», – говорит он.

Впрочем, глава «Дельфина» считает, что в текущей ситуации можно найти и своеобразные плюсы. «Введение новых мер в борьбе с ковидом происходит в межсезонье, в четвертом квартале. Если бы это ужесточение произошло, например, на майские даты или летом, это имело бы более серьезные последствия», – отмечает он.

ТУРИСТЫ ТЕРЯЮТСЯ В НЕРАЗБЕРИХЕ ОГРАНИЧЕНИЙ И ОТКЛАДЫВАЮТ ПОЕЗДКИ

«Многие туристы и агенты еще не знают, что в каком-то регионе требуют QR-код. Не все следят за новостями и смотрят телевизор. Поэтому пока мы говорим о 40%-ном падении спроса, ориентируясь на прямых клиентов. Но ситуация может ухудшиться, ведь волна ограничений нарастает. Люди рассуждают так: сегодня QR-код ввели в одних регионах, но завтра эти требования появятся в других. Никто не хочет терять деньги за туры и билеты, поэтому туристы будут тянуть с покупкой тура до последнего», – говорит г-н Лутов, глава туроператора «Мастерская Путешествий».

Гендиректор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин добавляет, что если уж вводить ограничения, то они должны быть унифицированными и стандартными для всех территорий.

«Сейчас разобраться в документах, в которых прописаны антиковидные меры в регионах, сложно как бизнесу, так и туристам. Возможно, если бы в рамках всей страны были предусмотрены общие стандарты антиковидных мер, в которых прописывались бы условия въезда, питания, заселения, нахождения на транспорте или в музее в регионе, где введены ограничения, туристам было бы более понятно, что их ждет. А в нынешней неразберихе отследить, где и как работает общепит и какие QR-коды в каких местах нужно показывать, крайне сложно. Это тоже влияет негативно на спрос, подрывая само желание путешествовать», – подчеркивает он.

«ВАКЦИНИРОВАННЫМИ ОКАЗАЛИСЬ ТОЛЬКО 5 ЧЕЛОВЕК ИЗ 45»

Владимир Лутов из «Мастерской Путешествий» обращает внимание и на тот факт, что регионы объявляют о новых мерах за несколько дней или накануне их внедрения.

В этой ситуации быстро перестроиться сложно и туроператорам, и самим туристам. Он привел в пример автобусный тур в Воронежскую область, который туроператору пришлось отменить.

«Из 45 человек требуемые QR-коды были только у 5-6 туристов. В итоге заезд отменили. Ищем туристам альтернативу: регионы, в которых пока нет системы кодов или можно въехать с ПЦР-тестом», – рассказал Владимир Лутов.

ПО КАКИМ РЕГИОНАМ ОТМЕЧАЕТСЯ НАИБОЛЬШЕЕ ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ

Большинство туроператоров отмечает снижение спроса на туры в Калининградскую область, Татарстан, Псковскую область. В компании «Спектрум» не исключают аналогичного тренда по Карелии и Ленинградской области. В TUI фиксируют сокращение бронирований по Золотому кольцу.

Специалисты туроператора ICS Travel Group видят сохраняющийся с августа тренд снижению интереса туристов к отдыху в Краснодарском крае, где требуются сертификаты о вакцинации при заселении.

«Кубань в этих условиях теряет туристов также по причине наложившейся жесткой конкуренции с Египтом и Турцией, для посещения которых достаточно ПЦР-теста», – добавляют в ICS Travel Group.

По мнению представителей PAC Group, меньше всего падение спроса будет в регионах, где антиковидные меры относительно лояльны, или же спрос на такие направления традиционно устойчив. Среди них уже упомянутая Калининградская область, которая в топе спроса на ноябрьские и новогодние заезды.

«Калининградскую область бронируют как и раньше, так как в отелях региона можно размещаться без каких-либо ограничений», – сообщили в пресс-службе туроператора «Русский Экспресс».

РЕГИОНЫ НЕДОСЧИТАЮТСЯ ТУРИСТОВ НА НОЯБРЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Информацию  туроператоров о резком снижении спроса из-за новых мер подтверждают и региональные отельеры. Самостоятельные туристы, которые бронируют отели напрямую или через платформы-агрегаторы, очевидно, реагируют на вводимые ограничения гораздо более резко, чем клиенты туроператоров (им легче отменить бронирования без предоплаты). Организаторы же деловых мероприятий в регионах с ужесточившимся режимом, просто предпочитают отменять запланированные ивенты. 

Так, по словам президента Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнары Сафиной, которую цитирует ТАСС, отели Казани фиксируют отмену до 30% бронирований (!) после введения новых ограничений из-за COVID-19. При этом наибольшее падение спроса наблюдается в деловом сегменте: гостиницы сообщают об отмене почти 60% запланированных конференций. Сейчас загрузка отелей в Казани достигает только 40-50%.

В организованном сегменте, по оценкам главы туроператора «Мастерская Путешествий», новые региональные ограничительные меры тоже уже серьезно ударили по продажам туров на ноябрьские праздники. 

«Практически все территории вводят ограничения в октябре. А это значит, что спрос на ноябрьские праздники окажется существенно ниже ожидаемого», – отмечает г-н Лутов. Сейчас онн оценивает текущее падение продаж по внутренним направлениям в целом до 40%.

ТАМ, ГДЕ ТРЕБУЮТ QR-КОДЫ ПРИ ЗАСЕЛЕНИИ, ТУРПОТОК УПАДЕТ ДО 50%

По мнению представителей туроператорского рынка, больше всего в спросе потеряют регионы, где для заселения в гостиницы и другие объекты размещения требуются сертификаты о вакцинации или справки о перенесенном COVID-19.

«Если вопрос с питанием туристов на маршруте еще можно как-то решить, то заселить их в гостиницы без QR-кода нельзя. Заложником ситуации являются и привитые туристы. Из-за ограничений в регионах групповые сборные туры все сложнее набрать. А путешествовать индивидуально и платить за это больше готовы немногие», – резюмирует руководитель «Мастерской Путешествий» Владимир Лутов.

По оценке Сергея Ромашкина, требования о ПЦР-тестах при заселении и пользовании туристической инфраструктурой снижают спрос на 10-15%, QR-коды для общепита и музеев – на 30-40%, а требования сертификатов вакцинации – на 50%.

МОСКВА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВЫИГРАЮТ В ТУРИСТАХ

По наблюдению экспертов, от введения ограничения в регионах выиграют Санкт-Петербург и Москва, если, конечно, и там не введут аналогичных ограничений.

В российских мегаполисах большая вариативность в объектах размещения, насыщенная культурная и экскурсионная программа. В их пользу и удобная транспортная доступность: много прямой перевозки, железнодорожных маршрутов. Часть туристов отправится в столицы и на личном автотранспорте.

Как считают наблюдатели, пик бронирований туров в Москву и Санкт-Петербург на ноябрьские праздники наступит за 5-7 дней до этих дат.

ТУРИСТЫ МОГУТ ВЫБРАТЬ «ТЕПЛУЮ ЗАГРАНИЦУ БЕЗ СПРАВОК»

По мнению туроператоров, решающее значение для новогодних продаж являются сроки окончания заявленных в регионах ограничений.

«В лидерах зимних продаж сейчас Краснодарский край, Крым, Санкт-Петербург, Москва и Подмосковье. Важно, что будет происходить на этих направлениях через два месяца, когда наступит пик новогодних бронирований», – поясняет Сергей Ромашкин. В «Русском Экспрессе» напомнили, что прошлом году в большинстве регионов запретили празднование Нового года в ресторанах, что повлекло большое количество аннуляций туров.

Эксперты «Спектрума» предупреждают, что есть риски переориентации туристов с внутренних на выездные направления – из-за того, что ужесточения антиковидного режима внутри России «накладываются» на привлекательные цены и теплую погоду на зарубежных направлениях.  

Поэтому часть туристов (а путешествуют сейчас в основном обеспеченные люди) отправится в теплые страны, где можно в полном объеме воспользоваться забронированными услугами и без предъявления дополнительных справок.

Елена Мягкова

Фотография предоставлена Depositphotos.com

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР