29 марта, пятница
 
 

Упущенные возможности круизного рынка

8 июля в северной столице России состоялась II Международная конференция «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ. Морской туризм». По итогам мероприятия стало понятно, что в целом круизный рынок в России оценивается как одно из важнейших и перспективных направлений. Все выступающие сошлись во мнении, что для формирования эффективного предложение на этом рынке, необходимо выработать политику продвижения круизного турпродукта, обеспечить правовое регулирование внутренних и международных отношений в отрасли, наладить гражданское судостроение и пути обновления круизного флота, устранить факторы, мешающие конкурентоспособности российских туроператоров.

Конференцию открыл Артур Чилингаров, Член Бюро Высшего Совета Партии «Единая Россия» и координатор данного Проекта. Приветствуя участников конференции, он подчеркнул, что целью заседаний и дискуссий является разработка стратегии реализации дальнейшей политики развития и продвижения российских водных круизов как турпродукта мирового уровня.

Первое пленарное заседание, на котором были представлены доклады о государственной политике в области развития туризма в России, строительстве российского туристского флота и возможностях пассажирского порта Санкт-Петербурга, завершилось торжественным подписанием Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Проектом «Санкт-Петербург – морская столица РОССИИ» и Ассоциацией участников круизного рынка.

Второе заседание было посвящено опыту развития круизного туризма на примере морей Арктического, Черноморского и Балтийского бассейнов. Представители компаний, работающие в этих регионах, рассказали участникам конференции о проблемах, с которыми они сталкиваются, занимаясь организацией российского водного туризма. Генеральный директор «Клуб путешествий SpecialАссоциации полярников» А.Миронов посетовал на отсутствие продвижения туризма в российской Арктике со стороны государства, следствием чего является абсолютное незнание россиянами и иностранцами достопримечательностей данного региона. Для примера А.Миронов привел печальную статистику: за 90-е годы норвежский Шпицберген посетило 50 тысяч туристов, российская же Арктика с трудом насчитывает 0,01 % от этого количества (по данным WWFRussia).

На Дальнем Востоке, по оценке С. Фролова, президента ООО «Пасифик Нетворк», круизный (экспедиционный) въездной туризм развивается активнее: если в 2000 году было разработано 2 программы, которые посетили  218 пассажиров иностранных круизных судов, то в 2006 году количество программ выросло до 19, а количество туристов – до 6 338 человек. В 2010 году туристам предлагается 20 программ, уже заинтересовавших 5 040 человек.  Всего же за 18 лет развития экспедиционных программ, Дальний Восток посетило около 40 тысяч туристов, каждый из которых принес региону в среднем 50 000 рублей. Однако и здесь не обходится без проблем, главными из которых являются оформление разрешений на заход судна в рекреационные зоны России и обязательное посещение круизным судном пунктов пропуска, часто расположенных на значительном удалении от маршрута программы. По словам С.Фролова, иногда из-за заезда в пункт пропуска приходится проходить лишних 600 морских миль.

Существование проблемы с оформлением разрешений на заход судна поддержала и министр по делам молодежи, спорта и туризма Архангельской области А.Старостина. По ее словам, в этом году из-за волокиты с разрешениями на судозаходы, Архангельской областью не было принято три шведских судна, бывших готовыми привезти в Россию своих пассажиров. Сдерживающим фактором развития круизного туризма является и весьма высокие ставки портовых сборов – в Архангельской области они в три раза выше, чем в Мурманске – подчеркнула министр.

В качестве эксперта по Черноморскому региону на конференции выступил В. Деркунов, генеральный директор ОАО «Сочинский морской торговый порт». Он сообщил, что несмотря на устойчивый рост спроса на круизный продукт – за последние 3 года увеличение на 41 % - Сочинский порт находится на стадии становления, по сравнению с иными портами Средиземноморья. Более того, в настоящее время порт Сочи может принимать круизные суда длиной не более 200 метров, тогда как по статистике экспертов, туристы склонны выбирать для круизов суда длиной 260 и более метров. Эти факторы не позволяют своевременно предложить туристу желаемый  турпродукт.

Организаторами конференции по ее итогам будет подготовлена Резолюция с предложениями по развитию туристско-рекреационного потенциала России. Предложения участников конференции по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере водного туризма принимаются Оргкомитетом до 23 июля и будут учтены в Резолюции.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР