Региональные проекты по туризму получат инвестиции

Развитие въездного туризма совсем недавно стало одним из приоритетных направлений государственной политики России. Теперь за дело взялись активно. Так, в четверг благодаря усилиям страхового дома «ВСК» (ОАО «Военно-страховая компания»), Ростуризма, Министерства спорта, туризма и молодежной политики, компании «Ernst & Young», а также Ассоциации туроператоров России, прошла бизнес-конференция «Туристический бизнес России: Новые принципы государственного регулирования и привлечения инвестиций».

Задача на конференции была поставлена глобальная – свести в одном месте лучшие региональные проекты по обустройству туристских зон и сооружений и заинтересованных в развитии внутреннего туризма инвесторов. Тем не менее, страховой дом «ВСК» с поставленной целью успешно справился. Под крышей головного офиса компании собрались представители федеральных, региональных властей, общественных организаций, крупнейших инвестиционных компаний.

По оценке Всемирной туристской организации (ВТО), Россия может принимать до 40 млн иностранных туристов в год. При этом, по подсчетам Федерального агентства по туризму (Ростуризма), въездной поток за последний год вырос только на 9%. Поэтому, по общему мнению участников конференции, государству необходимо искать меры не только для того, чтобы выйти из периода спада, но и оказаться на уровне, превышающем докризисный.

Большие надежды при разработке таких мер сейчас возлагаются на Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)» (ФЦП). Напомним, что в рамках ФЦП лучшим региональным проектам по привлечению туристов будут выделяться средства для обустройства особых курортно-туристических зон. Так, к настоящему моменту было одобрено лишь восемь проектов, при том, что подано заявок было больше 257. В связи с таким скудным распределением средств, заволновались те регионалы, которые одобрения не получили. «60% поданных проектов имели хороший потенциал, однако они были недоработаны. В рамках ФЦП будут в дальнейшем рассматриваться и остальные региональные проекты, тем не менее, мы советуем над ними хорошо поработать», - пояснила Надежда Назина заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики. По словам чиновника, представители регионов представляли в экспертный совет планы по улучшению своих городов (установка коллекторов, оборудование мусоросжигательных заводов и т.д.), в то время как должны были представить туристские программы с учетом кластерного подхода. Шанс познакомить общественность со своими планами развития туриндустрии у региональных представителей появился уже на конференции. В ближайшее время АТОР планирует более подробно рассказать о региональных проектах развития туризма.  

В качестве общефедеральных задач, необходимых для развития туриндустрии, Надежда Назина также отметила необходимость введения единой ценовой политики перевозчиков, создание стандарта предоставления достоверной информации потребителям, а также необходимость подготовки профессиональных кадров.

Ряд других перспектив развития российского въездного туризма озвучил замглавы Ростуризма Евгений Писаревский. Так, по его словам, большой популярностью пользуются экологический, сельский, автомобильный, морской и речной виды туризма. «Автомобильный туризм, например, может привлечь дополнительно около 4 млн туристов в год», - подсчитал Писаревский. При этом необходимо развивать наиболее перспективные виды туризма, межрегиональное сотрудничества, туристско-рекреационный комплекс в многопрофильных рекреационных пунктах и в моногородах, а также эффективно продвигать туристский продукт РФ на мировом и международном уровнях. «Выставка «Интурмаркет» в этом году значительно повысила свой статус. Оргкомитет возглавил вице-премьер российского правительства Александр Жуков», - напомнил Евгений Писаревский. Важную роль «Интурмаркета» подчеркнула и Надежда Назина: «Мы поддерживаем только «Интурмаркет». По ее словам, две выставки – «MITT» и «Интурмаркет» должны быть или разделены по времени, или сведены воедино. «Но поддержка со стороны Министерства будет только российской выставке», - уточнила Надежда Назина.

Впрочем, привлекать иностранцев следует не только развитой инфраструктурой, но и повышением качества сервисного обслуживания. «Наши таможенники проводят контрольно-пропускную проверку с каменными лицами, а иногда и просто хамят.  Конечно, иностранцу в Россию больше вернуться не захочется», - переживает руководитель ЦТУ Росграницы Эдуард Федореев. «Грустные и серьезные лица» россиян отметила и Надежда Назина. По ее словам, туристам приятнее видеть дружелюбное выражение лица, хороший сервис в сфере услуг.

Впрочем, до практической реализации озвученных планов отечественной туриндустрии, похоже, пока еще далеко. Наиболее активное развитие пока получил лишь выездной туризм.  Об этом свидетельствовал, в частности, представленный на форуме доклад исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе «Итоги 2010 года и перспективы развития рынка выездного туризма». Так, по данным Аналитической службы АТОР,  выезжают из страны намного больше, чем приезжают. «Более чем на 40% вырос выездной поток из России в зарубежные страны в этом году. Прирост наблюдался на всех направлениях, а некоторые страны зафиксировали рекордное количество российских туристов, превысившее показатели успешного докризисного 2008 года», - рассказывает Майя Ломидзе. При этом некоторые страны продемонстрировали рекордные показатели даже в кризисное время. «Абсолютным рекордсменом можно считать Египет, где за 8-9 месяцев этого года отдохнуло на 90 % больше российских граждан, чем за аналогичный период прошлого года. Необходимо отметить, что и в прошлом, кризисном 2009 г, Египет был одним из немногих направлений, продемонстрировавших прирост, а не падение. Второе место по динамике прироста занимает Таиланд, который за последние два года стал, безусловно, круглогодичным направлением. На 88% больше россиян выбрали эту страну место своего отдыха в 2010 г.», - отметил эксперт. Среди других популярных стран были названы Италия (53%), Греция (51%), Кипр (50%), Израиль (46%), Хорватия (34%), Болгария (30%), Турция (18%).