Туристы на горнолыжные курорты едут самостоятельно

Маркетинговое агентство ProAlps представило рейтинг «Топ 50» ведущих горнолыжных курортов, исходя из потребительских предпочтений российских туристов в сезоне 2009/10. Первую строчку рейтинга уже несколько лет удерживает Австрия, горнолыжные курорты которой в общей сложности занимают 17 из 50 представленных позиций. Всего австрийские курорты посетили 65 тысяч горнолыжников из 166,6 тысяч.

Вместе с тем, аналитики фиксируют печальную для туроператоров тенденцию: в последние годы все больше путешественников предпочитают формировать будущую поездку самостоятельно, без помощи специалистов.

Альпийским курортом номер один уже на протяжении нескольких лет в России  становится то Майрхофен, то Зельден. Однако, если два года назад Австрия прочно «оккупировала» все три лидирующие позиции, то по итогам последней зимы былой лидер – австрийский курорт  Ишгль – оказался лишь на пятом месте. 

 «Судя по итогам рейтинга, прежде всего, очевидно то, что экономический кризис затронул и российский турбизнес – наиболее дорогие направления, такие как Швейцария и Франция, довольно заметно сбавили обороты. Наиболее успешными оказались курорты и регионы, предлагающие оптимальное сочетание цены и качества предлагаемых услуг. Думаю, это отчасти заслуга операторов, сумевших опытным путем определить подходящие под это определение курорты и вовремя акцентировавших на них внимание клиентуры», - рассуждает маркетинг-менеджер по Восточной Европе компании «Trentino S.p.A.» Фабио Джерола.  Однако популярность Австрии у россиян объясняется не только этим. «Австрия - одна из наиболее популярных альпийских держав, и ее популярность продолжает расти. В этом сезоне мы планируем увеличение по Австрии на 70%», - рассказывает директор по связям с общественностью компании «PAC Group» Анастасия Ярцева.

Вместе с тем, бюджетным горнолыжный отдых наших граждан тоже назвать нельзя. «Русские по-прежнему едут, главным образом, в период новогодних и рождественских каникул и остаются одними из самых привлекательных клиентов для нас – они много тратят и по этому показателю обгоняют многие другие европейские рынки. Чуть больше 45% из них предпочитают 4-5* отели, почти 21% - 3* гостиницы и оставшиеся 25% останавливаются в 1-2* отелях, частных пансионах и апартаментах»,  – рассказывает управляющий директор турофиса Mayrhofen/Hippach Андреас Лакнер. Однако наши граждане постепенно учатся комбинировать приятное с бюджетным. «Нередко горнолыжники покупают туры на известные альпийские курорты, но просят бюджетного размещения. Эта тенденция настолько устойчива, что в этом году мы значительно увеличили количество бюджетных предложений», -  говорит гендиректор компании «PAC GROUP» Илья Иткин. Тем не менее, бюджетность – не единственное, чем руководствуются наши граждане при выборе горнолыжного курорта. «Речь может идти как о бюджете поездки, так и об известности курорта, удобстве размещения и о расстоянии до подъемников. Далее все зависит от туриста. Кто-то выбирает зажигательное après ski, а для кого-то важно наличие SPA комплексов», - отмечает Анастасия Ярцева.

Насколько уступают австрийской популярности Французские Альпы. Так, в прошлом сезоне французские горнолыжные курорты занимали лишь вторую позицию. Вероятно причина в том, что россиянам надоело переплачивать за известные «бренды», как то Мерибель, Куршевель., Лез Арк и Валь Торанс, либо они просто стали им не по карману. «Очевидно, что менее дорогие курорты, такие как Менюир или Брид-ле-Бен, например, наращивают обороты. Пожалуй, это главный тренд на направлении», - отмечает Директор по маркетингу туристического офиса Валь Торанса Эрик Бонель.

Третью позицию в рейтинге занимают горнолыжные курорты Италии. В целом, можно отметить, что горнолыжная Италия имела самый большой прирост турпотока среди других альпийских стран. «Италия по-прежнему на третьем месте по популярности у россиян, но динамика развития потока показывает, что образ направления в сознании российского клиента меняется. Это не только городской экскурсионный туризм, побережье и пляжный отдых, но теперь и отдых на природе и живописные горные курорты, где можно кататься на лыжах», - рассуждает Фабио Джерола. Так, итальянский курорт Валь ди Фасса занял третью строчку в рейтинге после двух наиболее известных австрийских курортов. «Примечательно, что поток из России в Италию все более равномерно распределяется по всему зимнему сезону – об этом можно судить по числу прибытий по отдельным месяцам и сравнивая эти показатели с предыдущими годами. Январь более не является единственным пиком сезона ни для клиентов, ни для операторов, которые наконец оценили возможности для отдыха, которые предоставляют наши курорты в другие зимние месяцы», - отмечает Фабио Джерола.

И, наконец, четвертую позицию, потеряв при этом 8% российского турпотока, занимают швейцарские горнолыжные курорты (всего 8 курортов и немногим более 13 тыс. горнолыжников из России). Интересно, что оба лидера, занимавшие в прошлом году 7 и  строчку соответственно, – Церматт и Санкт-Моритц эту зиму закончили с минусом по России и отступили еще на одну-две позиции в общем рейтинге.

В целом количество россиян, посетивших прошлой зимой на альпийских курортах, увеличилось почти на 10%. Во многом, как считают представители самих курортов, благодаря самостоятельным путешественникам. Доля индивидуальных клиентов, которые обходятся без помощи турфирм выросла за последние два-три года до 30-35% от общего потока. И есть все основания полагать, что этой тенденцией будет отмечен и наступающий зимний сезон 2010/2011. «По текущей зиме, я думаю, в России продолжится тенденция к укрупнению основных игроков на рынке и все большей концентрации массового потока вокруг этих компаний. И, безусловно, будет расти индивидуальный сектор. Это заметно последние пару лет по тому числу бронирований, которые мы получаем напрямую от ваших клиентов. По тому, сколько гостей обращаются в офисе по туризму уже по факту прибытия, с вопросами о размещении и дополнительных услугах, которые они хотели бы приобрести самостоятельно на месте. Они приезжают сами», - говорит Эрик Бонель.