Тестируем железнодорожные круизы. Часть I: о комфорте, еде и романтике

Корреспондент «Вестника АТОР» побывала в железнодорожном круизе «В Сибирь» от туроператора «РЖД Тур». Рассказываем основное, что нужно знать про железнодорожную часть путешествия, ностальгируем по былым временам и, конечно, приглашаем присоединиться к следующему туру.

Пожалуй, невозможно представить биографию российского путешественника, не знакомого с эстетикой распития чая из подстаканников под стук колес. Мало что можно отнести к настолько традиционным российским способам познания своей страны, как путешествия на поездах.

Наш корреспондент отправилась в железнодорожный круиз «В Сибирь» от «РЖД Тур», чтобы на себе проверить, какие лучшие традиционные практики сохранили российские железные дороги и что нового привнесли в свою работу.

А чтобы тест получился максимально приближенным к «полевым условиям», а выводы о комфортабельности таких путешествий – релевантными, к работе подключили пассажира самой взыскательной категории – шести лет – чтобы удостовериться, что круизы от «РЖД Тур» не только в рекламных проспектах, но и на деле подходят для семейных путешествий.

Круиз от "РЖД Тур" "В Сибирь" начинается на Казанском вокзале

По пути, конечно же, удалось насладиться не только безучастным созерцанием природы за окном поезда и ужинами в вагоне-ресторане, но и принять участие в специальных экскурсиях, которые организовали для туристов специалисты компании «РЖД Тур».

КРУИЗНЫЕ ПОЕЗДА – ПРИНЦИПИАЛЬНО ИНОЙ УРОВЕНЬ КОМФОРТА В ПУТЕШЕСТВИИ

Если подходить к «разбору полета» с «научной» точки зрения, то железнодорожный круиз как туристический продукт стоит разделить на две равнозначные составляющие: непосредственно железнодорожную и экскурсионную. Как по значимости для путешественника, так и по фактическому времени они примерно одинаковы.

Начнем с самого начала. То есть с поезда.

Туристический поезд «В Сибирь» от «РЖД Тур» – это несколько вагонов повышенной комфортности, которые следуют по маршруту Москва – Казань – Тюмень – Тобольск – Пермь – Москва.

Но давайте договоримся, что в данном контексте важен не только и не столько маршрут – об этом поговорим позже – как сам факт длительного путешествия на поезде, который у выбирающего тур вызывает одинаково много энтузиазма и вопросов.

На отдельных участках пути вагоны цепляют «в хвост» регулярным поездам. Нам удалось прокатиться даже за знаменитым поездом сообщением «Владивосток – Москва». На участке от Тюмени до Тобольска и от Тобольска до Перми ехали «самостоятельно» с отдельным локомотивом.

И, по ощущениям, это тоже отдельный эмоциональный опыт: у тебя «отдельный поезд», а у других такого нет.

КУПЕ С СОБСТВЕННЫМ ДУШЕМ КАК НОВЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Весь маршрут занимает пять ночей, которые корреспондент «Вестника АТОР» провела в вагоне категории люкс с собственной туалетной комнатой и душем. А в вагоне уровня «золотой люкс» в каждом купе даже установлена полноценная душевая кабина. И наличие душа непосредственно в купе поезда, пожалуй, одно из сильнейших впечатлений этого путешествия, если говорить именно про железнодорожную его часть.

При виде всего этого чуда отечественной современной железнодорожной техники память извлекает из себя абсолютно все знание о «комфорте в поездах», накопленное за 34 года получения релевантного опыта.

Душевая в вагоне категории "люкс" и косметички со всем необходимым

Тут и попытки «помыться» мокрым полотенцем в тряском железном туалете в конце пропахшего сигаретным дымом вагона, и неработающие до отправления с южных курортов системы охлаждения в плацкартном вагоне, и все другие прелести поезда типа Воркута – Санкт-Петербург (аналог есть в каждом регионе, у каждого здесь будет своя ассоциация детства).

Так вот. Забудьте. Забудьте абсолютно все, что вы знали о длительных железнодорожных поездках ранее. Конечно, РЖД в последнее время в принципе качественно меняет условия поездок, разрабатывает и включает в поезда все более и более комфортные вагоны… 

Круиз от "РЖД Тур" - это, в первую очередь, принципиально иной уровень комфорта

Но круиз в вагоне категории «люкс» – это, в первую очередь, принципиально иной подход к организации всего «быта» путешественника. Уровень комфорта в этом случае настолько далеко отстоит от того, что оставлен нам опытом студенческих поездок «к подруге в Новгород на ночном поезде», что их даже не стоит сравнивать. Это вообще другое.

О ЧЕМ ПРИДЕТСЯ ЗАБЫТЬ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ПУТЕШЕСТВИИ

В распоряжении пассажира не только собственные туалет и душ, но также действительно широкая кровать на нижнем уровне, которая раскладывается из удобного дивана.

И просторная комфортная верхняя полка, которая безопасно вмещает целых троих детей для игр в светлое время суток или одного пассажира любого размера для сладкого сна под стук колес ночью. Обе застелены белоснежным и хрустящим чистым бельем, которое сменили на третий день поездки.

Да, забудьте, дорогое сердцу любого советского пассажира утреннее громогласное «граждане, сдаем белье!». Эта неотъемлемая, казалось, часть железнодорожного быта безвозвратно утрачена российскими железными дорогами вместе с полосатыми разномастными простынями, недосохшими наволочками и серыми от такой жизни полотенцами, которые главное не потерять.

Все это стало частью истории – и на просторах российских железных дорог, а уж тем более в железнодорожном круизе, более не встречается.

Круизного путешественника ждут новые вагоны и новый уровень сервиса "на борту""

Вместо этого путешественникам предлагается набор из двух полотенец каждому, халаты, мягкие тапочки и симпатичные практичные косметички с набором полезностей для дальней дороги.

Юным туристам подарили по сувенирному набору с играми и карандашами. Все необходимое можно сложить в шкаф или убрать на полки для хранения, которых оказалось вполне достаточно для двоих довольно взыскательных пассажиров.

То есть на самом деле сравнивать железнодорожный круиз в этом смысле стоит, скорее, не с привычной поездкой на поезде, а с круизом обыкновенным, например, речным (только представляйте современный лайнер, а не интерьеры восьмидесятых), или даже с проживанием в маленьком, но вполне уютном номере отеля. Просто этот отель едет.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ – НА РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ПРИХОДИТ ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Как бы ни разыгралась ностальгия, ни «вас много, а я одна», ни закрытых на нужной станции дверей, ни даже бесконечных походов к бойлеру за чаем путник больше тоже не встретит.

Надо отметить, что самые, пожалуй, масштабные изменения на российских железных дорогах затронули именно персонал. Сравнивать «было и стало» тоже нельзя – слишком велика разница.

Теперь путешественников встречают высококвалифицированные, грамотные, аккуратные и вежливые проводники, которые всегда готовы прийти на помощь и делают путешествие еще радостнее. Справедливости ради, опыт работы с туристами у них намного обширнее, чем может показаться.

Проводники в поездке - новые друзья и носители бесценных знаний

Так, например, начальник нашего туристического поезда – Александр Пустовит – раньше работал преимущественно с иностранными пассажирами и даже ездил по совершенно нетипичным маршрутам между Турцией и Ираном – наши российские вагоны перегоняли туда для европейских путешественников, выбирающих такой нестандартный вид отдыха.

Александр признает, что железнодорожные круизы – это новинка для российского рынка, хотя исторически такой вид отдыха и существовал – и в Советском Союзе, и в Европе.

Теперь же, в условиях известных ограничений, его команда с готовностью работает над тем, чтобы и российские клиенты снова и снова возвращались в круизные поезда. И они действительно делают все для того, чтобы оставить самые лучшие впечатления от этого эмоционального опыта.

СХОДЯТСЯ, РАСХОДЯТСЯ, КАК ПУТИ НА СТАНЦИИ – КРУИЗ КАК СПОСОБ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЖЕЛЕНОДОРОЖНЫМИ ЧУДЕСАМИ

Ценен, кстати, и сам опыт «общения» с железнодорожной инфраструктурой. Для любопытных, во время стоянок можно узнать много нового о жизни железных дорог: как организовано сообщение между регионами, какое существует движение, какие поезда, как обеспечивается их движение, как оборудованы вокзалы и станции, как перецепляют локомотивы и так далее.

И пусть это не позиционируется как одно из основных знаний, которые турист получит во время путешествия, но это все равно интересно, поскольку, как ни крути, работа железных дорог – это важная часть современной жизни всей нашей немаленькой страны.

В пути можно познакомиться со спецификой работы РЖД

Интересно даже само по себе ожидание «своего» поезда. Несмотря на то, что экскурсионная программа путешествия тоже очень насыщенная, график предполагает прибытие на вокзал именно к моменту подачи поезда, чтобы у туристов осталось время без спешки «заселиться» обратно в свои купе.

Так что несколько раз наша группа наблюдала торжественный момент «цепляния» вагонов к основному составу. Кстати, забегая вперед, логистика организована таким образом, что почти везде круизный поезд подают на первый путь. Кто в своей практике поездок успел побегать с чемоданами, детьми и колясками по мостам и тоннелям, тот оценит весь комфорт железнодорожного круиза: ни чемодана (он остался в купе), ни «удовольствия» от лестниц над перронами.

В составе нашего «эшелона» были два вагона категории люкс: один купейный (новый, «с иголочки», современный),  и один «золотой люкс» с бархатными креслами и фарфоровыми чашками для чая (недоработка – нет подстаканников – нет железнодорожного путешествия).

А еще – вагон ресторан, где, кстати, помимо традиционных для РЖД блюд, предлагалось специальное «региональное» меню с местными специалитетами тех регионов, где проходил круиз.

САМОЕ ВАЖНОЕ – ЧЕМ КОРМЯТ ВО ВРЕМЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО КРУИЗА

И так мы незаметно добрались до основной части любого рассказа о путешествии – «чем кормили». Опять же, про кулинарные мастер-классы и уральские «пистики» – чуть позже, сейчас сосредоточимся непосредственно на железнодорожном меню.

В стоимость путешествия помимо обедов во время экскурсий также входят завтраки в поезде. По опыту, они довольно традиционные для нормальных поездов РЖД: это сырники, блины, каши, омлеты и т.д.

Вагон-ресторан круизного поезда "В Сибирь"

Кроме этого предполагается еще большой пакет со снеками, булочками и водой. Признаться, даже если очень стараться (а мы старались), то съесть все что предлагается, просто не представляется возможным. Зато можно взять эти «перекусы» с собой на экскурсию.

Что же касается основного меню, которое предлагается на ужин в круизе, то приятным дополнением к стандартному набору блюд стали местные пельмени, жарёха с картошкой, пирожки, и даже местный сибирский десерт – замороженные ягоды и кедровые орешки со сгущенкой.

В вагоне-ресторане можно купить съедобные сувениры, а также предлагается довольно обширный (по меньшей мере, вполне достаточный для шестидневного путешествия), выбор алкогольных напитков.

В вагоне предлагаются снеки, к завтраку приносят воду, а чай и кофе в вагоне люкс – в неограниченном количестве. Как положено – в подстаканниках, конечно.

Чай в подстаканниках - вечная классика

О чем точно не приходится задумываться в железнодорожном круизе – это питание. Оно обеспечено «от и до», и если что и брать «из города» – это, опять же, только какие-то местные блюда, которые разнообразят вечерний досуг, но по сути уже вступают в противоречия с принципами здорового образа жизни (поскольку с точки зрения организации питания явно избыточны).

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КРУИЗ, А ЧТО ЯВНО ОКАЖЕТСЯ ЛИШНИМ

Кстати, о досуге. Чтобы дополнить картину, давайте разберемся, что же все-таки стоит взять с собой в железнодорожный круиз от «РЖД Тур», чтобы он прошел с максимальным комфортом.

Во-первых, конечно, это традиционные игры и развлечения для детей. Несмотря на то, что в вагоне можно купить небольшие сувениры и непосредственно во время поездки, у вас будет пара вечеров для того, чтобы полноценно и неспешно насладиться обществом своей семьи.

Можно сделать все, что постоянно откладываешь: порисовать фломастерами, поиграть в домино или «ходилку» (кстати, одна будет в подарочном наборе), сложить оригами, – в общем, сделать все то, на что никогда не хватает времени.

Юным путешественникам подарят набор с играми и карандашами

Если фантазия иссякла, в вагоне есть телевизор с DVD-проигрывателем (ничто не мешает прихватить с собой несколько любимых фильмов) и работает, правда, справедливости ради, с некоторыми перебоями, бортовая система развлечений: фильмы, аудиокниги, мультики и игры для самой взыскательной категории пассажиров.

Созерцание - искусство железнодорожных путешествий

Хотя стоит отметить, что юные путешественники и без этого к вечеру оказываются достаточно утомлены впечатлениями, поэтому самый вероятный сценарий вечера в поезде это все же «пельмени и спать».

И, несмотря на то, что в вагоне люкс предлагается косметичка со всем необходимым в дороге, как бы странно это ни звучало, но в этом путешествии будет время поухаживать за собой. Поскольку это не самолет и провоз жидкостей регламентирован только объемами собственного чемодана, ничто не помешает прихватить в дорогу любимые средства для ухода.

Кстати, маленькая, но важная ремарка для путешественниц с длинными волосами (у кого другие – тем не понять этой проблемы) – в вагоне есть действительно нормальный мощный фен, так что за эту часть можно не беспокоиться.

А еще, учитывая капризы местной погоды, стоит заранее разжиться одновременно и средством от загара, и дождевиком. Это непредсказуемо. И, конечно, средство от комаров, чтобы впечатления от экскурсий были не хуже, чем от самого поезда. Поскольку, забегая вперед, «эти маленькие кусачие птички» – это вообще единственное, что омрачает отдых.

О том, что можно посмотреть в железнодорожном круизе на экскурсиях в разных регионах, читайте в нашем следующем материале.

А пока выбирайте, по какому маршруту вы хотели бы отправиться в железнодорожный круиз от «РЖД Тур».

Продолжение следует.

Екатерина Тропова

Фото АТОР

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР