На Ближнем Востоке появится новый авиаперевозчик – конкурент Emirates

Саудовская Аравия завершает подготовку к запуску новой международной авиакомпании. Власти страны позиционируют свое новое детище как конкурента Emirates. Действительно, в эпоху глобальных перемен на геополитической арене регион Персидского залива становится все более перспективным с точки зрения развития международных хабов.

Королевство работало над проектом создания и запуска нового авиаперевозчика в течение последних 12 месяцев. Новое предприятие поддерживается Государственным инвестиционным фондом Саудовской Аравии (PIF).

НОВАЯ САУДОВСКАЯ АВИАКОМПАНИЯ ПОЛЕТИТ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ

Источники, близкие к PIF, сообщили изданию Arabian Business, что называться новая авиакомпания, скорее всего, будет RIA и станет вторым национальным авиаперевозчиком Саудовской Аравии с базой в Эр-Рияде. В то время как хаб нынешнего национального авиаперевозчика SAUDIA находится в Джидде.

Эр-Рияд, Саудовская Аравия. Международный аэропорт им. короля Халида (RUH), который станет домом для новой авиакомпании RIA. Фото Flickr

Пока окончательной ясности относительно сроков запуска перевозчика нет, но, как пишет Simple Flying, во время Международного авиасалона в Фарнборо в этом году вице-президент по стратегии и бизнес-аналитике Главного управления гражданской авиации Саудовской Аравии Мохаммед Алхурайси подтвердил, что речь идет о ближней перспективе.

«В настоящее время вносятся последние штрихи в планы по открытию нового перевозчика. Я знаю, что он очень скоро полетит», – сказал он.

Согласно отчетам за 2021 год, когда Саудовская Аравия впервые намекнула на создание новой глобальной авиакомпании, королевство планирует, что RIA будет конкурировать с крупными ближневосточными перевозчиками, такими как Emirates, Etihad и Qatar Airways, пишет издание Aviation HUB.

«Мы говорим о совершенно новой авиакомпании, которая стремится сделать то же, что и Emirates, только в более сжатые сроки. Это беспрецедентный случай в истории авиации. Именно поэтому еще не назначили генерального директора – кто кто бы ни занял эту должность, ему придется поставить самые амбициозные цели, которые вы можете себе представить», – цитирует Arabian Business слова источника, близкого к PIF.

Окончательные решение относительно названия и стратегии компании будет принято наследным принцем Мохаммедом бин Салманом.

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ ПЛАНИРУЕТ ПРИНИМАТЬ 30 МЛН ТРАНЗИТНЫХ ПАССАЖИРОВ В ГОД

Саудовская Аравия намеревается с помощью новой авиакомпании обеспечить перевозку 30 миллионов международных транзитных пассажиров к 2030 году, то есть в 7,5 раз увеличить нынешний транзитный пассажиропоток авиакомпании SAUDIA.

К слову, российские авиавласти к тому же сроку поставили себе целью сохранить общий (не транзитный, а вообще) международный пассажиропоток в объеме 10 млн человек.

Всего же речь может идти о наращивании совокупного пассажиропотока саудовских авиакомпаний до 330 млн человек в год к 2030 году. Россия в этом смысле на две трети менее амбициозна. 

Эксперты предполагают, что новому перевозчику потребуется обслуживать до 250 маршрутов по всему миру, через Европу, Северную Америку, Южную Америку, Африку и Азию.

Аэропорт Джедда в Саудовской Аравии - хаб авиакомпании SAUDI. Фото piqsels.com

«Сейчас около 60% всех авиаперевозок в Саудовскую Аравию приходится на Ближний Восток. Азиатско-Тихоокеанский регион составляет около 20 процентов,а Африка всего 10 процентов – вот где огромный потенциал», – говорит источник.

Если быть точным, то крупнейшим рынком для авиаперевозок из Саудовской Аравии всегда оставались страны Ближнего Востока – на них приходилось примерно 26,7 млн пассажиров или 60,3% от общего числа. Азиатско-Тихоокеанский регион шел довольно далеко позади и приносил всего 9,8 млн пассажиров, то есть около 22,2%, и только около 5 млн пассажиров (11,3%) прилетали из Африки.

Кроме того, в центре внимания властей Саудовской Аравии находится и рынок религиозного туризма (хадж, умра), для которого авиаперевозка особенно важна.

Emirates, которую уже позиционируют как основного ближневосточного конкурента новой RIA, летает по 158 направлениям в 85 странах и обслужила порядка 52 млн пассажиров в докризисном 2019 и около 20 млн в 2021 году.

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА ПОЗВОЛИТ СТРАНЕ СНИЗИТЬ ВЛИЯНИЕ НЕФТЕДОБЫЧИ НА ЭКОНОМИКУ

Стоимость проекта оценивается в 30 млрд долларов.

Создание новой авиакомпании стало частью общего плана развития страны, в том числе, ее туристического потенциала, под названием Vision 2030. Только в авиационный сектор в рамках этой программы предполагается инвестировать 100 миллиардов долларов в течение следующих восьми лет. Ожидается, что инвестиции будут получены за счет ГЧП и использованы для модернизации всей отрасли.

Открытие новой авиакомпании имеет огромное значение для социально-экономического роста Саудовской Аравии – развитие транспортной и туристической сфер, в числе прочего, позволяет странам Залива диверсифицировать доходы и уменьшить значимость нефтедобычи для экономики.

Развитие курорта Amaala - один из пунктов программы Vision 2030 в Саудовской Аравии. Фото с сайта Vision 2030

До пандемии авиационная отрасль обеспечивала примерно 5,6% ВВП королевства, который оценивался примерно в 36,5 млрд долларов США и создавала почти 600 тыс. рабочих мест.

Благодаря инвестициям в Vision 2030 и созданию возможностей авиационная промышленность Королевства может открыть до 1,2 миллиона рабочих мест в различных секторах. Увеличение занятости позволит авиационной промышленности Королевства внести не менее 80 миллионов долларов в ВВП.

А главное, по экспертным оценкам, развитие новой международной авиакомпании увеличит степень открытости Саудовской Аравии.

КАКИЕ ЕЩЕ АВИАЦИОННЫЕ НОВШЕСТВА ГОТОВИТ САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

Помимо развития новой авиакомпании, предполагается внедрить современные технологии в структуру управления воздушным движением (над страной проходит значительный трафик). В частности, в КСА создадут первую на Ближнем Востоке виртуальную диспетчерскую вышку, которая будет удаленно управлять взлетами, посадками и рулением на взлетно-посадочных полосах страны из международного аэропорта Аль-Ула.

Кроме того, партнерское соглашение с Саудовской Аравией в прошлом году заключила немецкая компания Volocopter. Она займется разработкой электрических летательных аппаратов с вертикальными взлетом и посадкой (eVTOL) для «умного города» Neom. Он будет расположен на берегу Красного моря в северо-западной части Саудовской Аравии и должен стать полностью экологически чистым городом, ориентированным на устойчивое развитие.

Предполагаются также инвестировать в развитие инфраструктуры для использования гидросамолетов Cessna Caravan с водородно-электрическими двигателями для пассажирской внутри Саудовской Аравии.

Помимо того, что этим летом королевство открыло свое воздушное пространство для всех международных рейсов после пандемии, власти страны также предлагает стимулировать авиакомпании открывать непопулярные маршруты.

«Недавно мы снизили аэропортовые сборы для всех авиакомпаний, прибывающих в Королевство, на 10–35%. Мы также утвердили заказы на сотни самолетов и начали открывать новые маршруты во многие страны мира», – сказал министр транспорта Саудовской Аравии Салех Аль-Джассер.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ РОССИИ И РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ

Страны Персидского залива славятся своими авиаперевозчиками. Благодаря удачному географическому расположению, в аравийских песках были построены мощнейшие авиационные хабы, которые быстро обрели мировую значимость и сегодня имеют максимальное влияние на авиационный ландшафт всего мира.

Строительство нового терминала аэропорта в Абу-Даби, 2014 год. Фото АТОР

Развитию авиации в регионе поспособствовали низкие цены на топливо благодаря развитости отраслей нефтедобычи и переработки нефти. Но для таких регионов, например, как Дубай, авиация и туризм давно стали отдельными важными секторами экономики, что позволяет снизить долю нефтедобычи в ВПП.

Развитая маршрутная сеть способствует притоку в регион не только leisure-туристов, которые стремятся к теплому морю, но также деловых путешественников со всего мира. Наличие собственных мощных авиаперевозчиков с широкофюзеляжным дальнемагистральным флотом позволило ОАЭ выйти в лидеры на рынках MICE и Business Travel. В этом смысле ОАЭ однозначно можно считать примером для подражания.

В условиях изменчивой геополитической конъюнктуры, когда российское воздушное пространство закрыто для самолетов из Европы, значимость авиахабов на Ближнем Востоке только увеличивается: как бы ни развивалась авиапромышленность, но облетать Россию все еще долго и дорого.

Непосредственно же для российских путешественником Ближний Восток наряду со Стамбулом на фоне геополитического кризиса стал настоящим окном в мир. Поэтому появление еще одной компании в этом макрорегионе, который сохраняет стабильные отношения с Россией, может здорово облегчить жизнь российским туристам, если RIA начнет летать в Москву или Петербург.

Екатерина Тропова

Фото: сайт проекта Vision 2030, Flickr, Piqsels, АТОР. Фото на обложке - сайт аэропорта Джедды

 

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных новостей туризма можно найти в официальном канале АТОР в Telegram и на канале в Яндекс.Дзен 

Также советуем вступить в сообщество АТОР "ВКонтакте или в официальную группу АТОР в "Одноклассниках

Напоминаем также, что обновляемая таблица с "ковидными" условиями въезда в 100 стран мира находится здесь

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".