23 июня, воскресенье
 
 

Вице-президент АТОР оценил перспективы зарубежных направлений на лето 2023 года

Рынок выездного туризма нестабилен последние 6 лет, что не мешает ему развиваться. Факторы, влияющие на отрасль, меняются из года в год, что осложняет долгосрочное планирование. Информационный хаос рынка выездного туризма приводил в порядок вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян.

ТУРИСТЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РЕАГИРУЮТ НА КУРС ВАЛЮТЫ

Согласно наблюдениям туроператоров, внешний туризм, прежде всего, реагирует на экономическую ситуацию. По словам Артура Мурадяна, «невооруженным глазом» заметно, что продажи туров за рубеж активизируются на фоне укрепления рубля. В частности, рынок оживлялся, пока курс был ниже 70 рублей за доллар.

В качестве примера эксперт приводит фактор выборов в Турцию, которым предрекали значительную роль при формировании спроса на туры в эту страну со стороны российских путешественников. Но, судя по динамике продаж, туристы все же больше внимания обратили на колебание валют, чем на политическую составляющую.

При этом самые активные продажи происходят даже не на фоне снижения стоимости доллара или евро, а при стабильном курсе валюты. При любых изменениях курса туристы ждут стабилизации.

И, конечно, огромную роль играет авиасообщение. Генеральный директор Space Travel отметил, что в этом вопросе есть положительные подвижки: новые (по сравнению с кризисным 2022 годом) направления открываются не только из центральной части страны, но и из регионов, включая Дальний Восток. Расширение полетных программ, безусловно, благотворно влияет на рынок выездного туризма.

Также в приоритете путешественников комфорт, удобная коммуникация с принимающей стороной в стране отдыха и сервис. Кстати, в части сервиса эксперт отметил, что требования туристов становятся выше на фоне роста стоимости поездок за рубеж.

Кроме того, клиенты туроператоров в нынешней ситуации ограниченного выбора в зарубежном туризме стали искать больше новых впечатлений на открытых массовых направлениях.

В частности, поэтому развиваются ранее менее популярные маршруты по не пляжной Турции (например, в Каппадокию), круизы по Нилу в Египте. Открывают для себя путешественники и ранее незнакомые эмираты в ОАЭ, например, Рас-эль-Хайму.

ТУРИСТЫ БЫСТРО ЗАБЫВАЮТ НЕГАТИВНЫЕ ИНФОПОВОДЫ

Менее важным для туристов в нынешних условиях, чем экономические и логистические сложности, оказался, например, визовый фактор.

По словам Артура Мурадяна, в основном доступные сегодня россиянам выездные направления можно назвать «квази-безвизовыми», поскольку они не требуют утомительного оформления документов на въезд. Это или электронная виза, или виза/штамп по прибытии.  

Интересно и то, что неожиданно небольшим оказалось влияние на выбор туриста негативных информационных поводов относительно  того или иного направления – как показывает практика, российские путешественники их быстро забывают.

«Российскому туристу требуются 2-3 недели, чтобы забыть любой негативный инфоповод. Таких оптимистов в мире еще поискать надо», – констатировал Артур Мурадян на пресс-брифинге в рамках первой Национальной премии для медиа и PR – le'TO 2023.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПОВЫХ И НОВЫХ ОТКРЫТЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

В этом свете Артур Мурадян оценил привлекательность основных зарубежных направлений для отдыха.

Самым популярным была и остается Турция благодаря географической близости, развитой инфраструктуре курортов и доступным ценам.

«Однако и к этому направлению в последнее время наблюдается снижение интереса, связанное с увеличением стоимости туров, общим ростом цен и затрат на перевозку», – отметил эксперт в своей презентации.

  • Предпочитаемая продолжительность поездки – около 7-10 дней. Средний чек за тур в Турцию составляет около $800-$1200 на человека.

Также одним из самых любимых и посещаемых направлений для российских туристов остается Египет благодаря теплому климату, красивым пляжам Красного моря, богатой истории и культуре, а также развитой инфраструктурой курортов.

Объем перевозок в Египет велик благодаря регулярным и чартерным рейсам из многих российских городов. Поэтому потенциал направления эксперт оценивает высоко.

  • Предпочитаемая продолжительность поездки – около 7-14 дней. Средний чек за тур в Египет составляет около $600-$800 на человека.

Больше внимания путешественники стали обращать на ОАЭ и Таиланд, несмотря на то даже, что в этих странах лето – не высокий туристический сезон.

«Причина: более низкие цены на отдых вне сезона и привлекательность этих стран для туристов, ищущих нестандартные варианты отдыха, разнообразные экскурсионные и развлекательные программы», – объяснил Артур Мурадян.

Предпочитаемая продолжительность поездки – около 10-14 дней. Средний чек за тур в ОАЭ составляет около $1000-1500 на человека, за тур в Таиланд – около $800-$1000.

Если говорить о странах не в десятке лидеров, то возобновляется интерес и к Китаю, но сложности с получением визы и относительно высокая стоимость перелета остаются факторами, ограничивающими спрос на туры в эту страну. Пока что пассажиропоток в Китай формируется в основном за счет деловых пассажиров.

  • Предпочитаемая продолжительность поездки – около 7-10 дней. Средний чек за тур в Китай – около $1000-$1300 на человека.

Новые перспективы открылись для Туниса в связи с возобновлением регулярного авиасообщения («Аэрофлот») . Страна может привлечь россиян морскими курортами, историческими достопримечательностями и разнообразной кухней.

  • Предпочитаемая продолжительность поездки здесь – 7-14 дней. Средний чек за тур в Тунис – около $700-$900 на человека.

Аналогичным образом может формироваться и взгляд российских путешественников на Марокко.

«Культурное достояние страны, уникальные природные пейзажи и высококачественные услуги в сфере туризма привлекают сюда туристов со всего мира», – говорит Артур Мурадян, отмечая, что массовым это направление никогда не было, но нишевые туроператоры работали с ним довольно успешно.

  • Предпочтительная продолжительность поездки – 10-12 дней. Средний чек за тур в Марокко – около $1000-$1200 на человека.

Широкий спектр возможностей для отдыха: от морских курортов до гастрономических туров и горных трекингов, – предложит туристам и Грузия, с которой недавно после долгого перерыва было возобновлено авиасообщение.

Однако при оценке значимости Грузии для рынка выездного туризма, следует учитывать объем полетной программы. В то время как количество кресел на турецких направления или в ОАЭ исчисляется миллионами, в случае с Грузией речь пока идет о десятках тысяч.

Своих клиентов курорты Грузии наверняка найдут, но никакую «конкуренцию Турции», как об этом писали СМИ, они, конечно, составить не смогут в силу хотя бы упомянутых логистических причин.

  • Предпочитаемая продолжительность поездки – 7-10 дней. Средний чек за тур в Грузию – около $500-700 на человека

Отдельное внимание следует обратить в этом контексте на Кубу, поскольку, опять же, некоторые СМИ поспешили сказать, что с этой страной «было возобновлено прямое авиасообщение». Это некорректно, поскольку рейсы Nordwind туда уже выполнялись, а говорить уместно об увеличении кресельной емкости на кубинских направлениях за счет открытия рейсов «Аэрофлота».

Предпочтительная продолжительность поездки – 10-14 дней. Средний чек за тур на Кубу на регулярных рейсах – от $1200 на человека.

РЫНОК ВЫЕЗДНОГО ТУРИЗМА НЕ СЛЕДУЕТ СРАВНИВАТЬ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ

Одним из основных выводов. полезных как для специалистов отрасли, так и для туристов, которые сделал в своем выступлении Артур Мурадян, стало утверждение о том, что рынок выездного туризма в 2023 году не следует сравнивать ни с прошлым годом, ни с пандемийным периодом.

Количество и качество факторов, влияющих на спрос и продажи, изменялось нелинейно в последние годы, поэтому подобные сравнения не имеют практического смысла.

Если нужна оценка рынка по отношению к стабильному его состоянию, то последний период, который можно в этой связи рассматривать – это докризисный 2019 год.

Вместе с тем, эксперт отметил, что российские туристы готовы искать новые направления для путешествий, а увеличение интереса к нестандартным направлениям, куда возобновляется авиасообщение, свидетельствуют об изменении предпочтений и готовности к новым открытиям.

Екатерина Тропова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР