30 апреля, вторник
 
 

«Интурист» в 2024 году рассчитывает на рост иностранного турпотока в 3 раза, внутреннего – на 30%

12 апреля туроператору «Интурист» исполняется 95 лет. Незадолго до юбилейной даты побеседовали с главой туроператора «Интурист», вице-президентом АТОР по въездному туризму Александром Мусихиным об истории старейшего туроператора страны, перспективах роста внутреннего и въездного туризма в Россию и проблемах, с которыми сталкивается туротрасль в этих сегментах рынка.

Александр, этот год – юбилейный для «Интуриста». С каким «багажом» компания подошла к такой знаковой дате?

– С весьма интересным. Думаю, для читателей «Вестника АТОР» многие факты из нашей истории будут познавательными, предлагаю с них и начать. 

До создания «Интуриста» индекс лояльности приезжавших в СССР иностранцев составлял всего 2%. То есть из ста человек своим отдыхом были довольны всего два. Считается, что в том числе и эти удручающие статданные и послужили толчком к созданию 12 апреля 1929 года Государственного Акционерного Общества (ГАО) «Интурист». Приказ об этом был подписан А. И. Микояном по личному поручению Сталина.

ГАО «Интурист» стал первым классическим туроператором, который оказывал туруслуги на всей территории бывшего СССР. И вторым акционерным обществом в стране после «Внешторгбанка».

Генеральный директор ООО «Туроператор Интурист» Александр Мусихин. Фото: «Интурист»

В 1933 году «Интурист» объединили с ВАО «Отель» (эта организация была создана в 1931 году для размещения иностранцев). С этого года «Интурист» стал ВАО (Всесоюзным акционерным обществом), получив в свое распоряжение 17 отелей в разных городах страны, свои собственные рестораны и парк автотранспорта. В 1935 году компания получила свой институт, готовивший и повышающий квалификацию гидов-переводчиков.

У ВАО «Интурист» была госмонополия на прием и обслуживание всех иностранных граждан, прибывающих в СССР, вне зависимости от цели визита (т.е. не только туристов, но и коммерсантов или тех. специалистов). С 1936 года ВАО «Интурист» продавал за рубежом только полные комплексные турпакеты в страну (они делились на 3 класса обслуживания). К началу 1941 года компания обслужила более 1 миллиона иностранцев, путешествовавших в СССР с разными целями.

Среди иностранцев, которых в разное время принимал и обслуживал «Интурист» в СССР, было немало знаменитостей. Достаточно назвать Антуана Сент-Экзюпери, Сальвадора Дали, Теодора Драйзера, Бернарда Шоу и Арнольда Шварценеггера и американских политиков Ричарда Никсона. И нынешнего президента США Джозефа Байдена, еще сенатора, тоже размещал в СССР, обеспечивал экскурсионной программой в Москве и Ленинграде и другими туруслугами именно «Интурист».

В советские годы «Интурист» организовывал прием участников международных кинофестивалей в Москве. Президент ВАО «Интурист» всегда входил в состав жюри. Также был учрежден специальный приз от «Интуриста», которым в 1963 году была отмечена актриса Софи Лорен.

Специальным призом от «Интуриста» в 1963 году была отмечена Софи Лорен. Источник: книга INTOURIST – 80 лет вокруг света.

Организовывал и обслуживал «Интурист» и массовые международные мероприятия, проходившие в стране. Из наиболее крупных можно вспомнить Фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и Олимпиаду-80. Интересно, что тогда же «засветился» «Интурист» и в банкинге.  Именно при участии ВАО «Интуриста» к Олимпиаде впервые было налажено сотрудничество с международной платежной системой Visa, а в крупных гостиницах Москвы и Ленинграда были установлены первые POS-терминалы, которые принимали платежи от иностранцев по этим картам.

В одном 1989 году компания обслужила 2 миллиона иностранных туристов. К 1990 году «Интурист» был, в современной терминологии, уже крупным туристическим холдингом, фактически отдельной отраслью: компания располагала 102 предприятиями в 17 странах мира, обеспечивала работой 54 тысячи работников. Консолидированный годовой доход группы компаний равнялся 700 млн долларов. Кроме приема иностранцев, занимался «Интурист» и выездным туризмом: отправлял организованные группы советских отдыхающих в страны Восточной Европы, входившие в Варшавский договор, в КНДР, Индию, Финляндию. 

В 1991 году «Интурист» переживал один из самых драматических периодов в своей истории: компания по решению правительства была раздроблена и приватизирована по частям. Все транспортные предприятия, отели, туроператорская компания стали независимыми частными организациями. В 1994 году туроператор «Интурист» стал ОАО, и с этого момента началась новейшая история компании.

К 95-летнему юбилею «Интуриста» мы подготовили большое количество интересных материалов, включая фильм, книжное издание, выставочные экспозиции. Создан интерактивный лендинг на российском сайте компании. С ним можно ознакомиться здесь. Все это увидят наши партнеры, активно сотрудничающие с компанией и просто туристы, посетившие наш сайт.

Сегодня «Интурист» – многопрофильная компания и один из крупнейших туроператоров страны. Мы работаем и во въездном, внутреннем и в выездном туризме, занимаемся разными видами туризма, в том числе корпоративным и детским, готовим новый проект в оздоровительном туризме. Уверенно стоим на ногах, практически полностью закрыли все «ковидные вопросы».

Что сегодня? За 2023 год мы обслужили более 500 000 туристов. Быстрая адаптируемость к стремительно меняющемуся рынку - неотъемлемая часть нашей бизнес-стратегии. Именно это делает наш продукт всегда востребованным.

– «Интурист» был образован именно как туроператор, привлекающий в страну иностранцев. Что сейчас происходит на рынке въездного туризма в Россию?

– По разным оценкам, в 2023 году до 80% всего турпотока в Россию составляли деловые туристы, классических экскурсионных путешественников по итогам года было не так много. Но уже конце прошлого года и начале этого рынок въездного туризма ожил после падения во время пандемии и в 2022 году. Мы видим кратный рост бронирований иностранных экскурсионных групп, а не только индивидуальных туристов из-за рубежа, как это было в 2022 году.

Росту потока иностранцев в Россию сейчас способствует несколько факторов. Первое: введенные в августе 2023 года электронные визы. Они дешевле обычной визы как минимум в 3 раза, это удобный и работающий инструмент. Мы видим минимальное количество отказов в выдаче электронных виз. После их введения поток иностранцев резко вырос, осенью, в «несезон» их было даже больше, чем летом. Второе – слабый рубль, то есть Россия стала дешевле для иностранцев. Третье – сохраняющийся запрет на групповые поездки граждан Китая в большинство стран мира. Фактически, из европейских направлений, они разрешены только в Россию, Венгрию и Швейцарию.

– Ваш прогноз по динамике роста въездного туризма в 2024 году? И какой будет ТОП стран – основных поставщиков иностранных туристов в Россию у вашей компании?

– Наши основные въездные рынки в 2024 году – это Китай (как материковый, так и Гонконг), Вьетнам, Индия. Надеемся и на Таиланд. На Ближнем Востоке выделю ОАЭ, Катар и Иран, есть хорошие перспективы у стран Латинской Америки – в 2024 году оттуда бронируются мини-группы. Поступают групповые и индивидуальные заявки из Европы и Японии. В целом, по нашей линии в 2024 году мы ожидаем роста иностранного турпотока в 3-4 раза по сравнению с 2023 годом. Все-таки мы подходим к сезону с уже работающей и хорошо себя зарекомендовавшей электронной визой, с перезапущенным безвизовым соглашением с КНР и Ираном. При этом нужно понимать, что некоторые внешние факторы могут внести свои коррективы.

– Какие факторы, с вашей точки зрения, тормозят рост иностранного турпотока в Россию? И что можно бы сделать еще для улучшения динамики в этом сегменте?

– Прежде всего – это безопасность, которая является фактором номер один при принятии решения о поездке в нашу страну. Также хочу отметить возросшие, но все еще недостаточные, объемы прямой международной авиаперевозки. Многие туристы до нас добираются с пересадками, а цены зачастую выше ожиданий. Неудобств добавляют проблемы с оплатой картами, выпущенными зарубежными банками, ведь люди во многих странах уже не доверяют наличным. 

Необходимо наращивать усилия по продвижению России за рубежом. Сейчас наибольшую активность проявляют самые востребованные направления – Москва и Санкт-Петербург, а интересы иностранных туристов выходят далеко за пределы двух мегаполисов. Также, целесообразно выходить и в B2C сегмент, поощряя маркетинговые кампании отправляющих зарубежных туркомпаний и агентов.

Российским принимающим туроператорам была бы полезна и помощь от государства в организации рекламных туров по России для иностранных партнеров-туроператоров. Это распространенная в мире практика: так делают практически все развитые с точки зрения туризма государства. Также необходим и бесплатный единый фотобанк России для иностранцев, содержащий контент по экскурсиям, размещению и т п. Подобные банки данных предоставляют пока лишь некоторые регионы.

Были бы очень полезны и прямые субсидии участникам российской туротрасли въездного туризма. Например, в 2023 году количество иранских туристов в России оказалось гораздо меньше ожидаемого. Причина проста: Саудовская Аравия давала государственный «кэшбэк» (дотацию) иранским отправляющим туроператорам до 50 долларов на каждого туриста. У России никаких подобных мер, к сожалению, не было, поэтому многие иранцы выбрали для отпуска Саудовскую Аравию.

Было бы большим плюсом расширить и трек с визами: например, сделать электронные визы двукратными. Это повысило бы возвратность туристов и позволило бы делать для иностранцев комбинированные трансграничные туры (например, весьма востребованный маршрут Россия + Монголия).

Как выглядит сейчас картина спроса на внутреннем рынке у «Интуриста»? Каковы ожидания от летнего сезона и в целом по году?

– Мы – крупный игрок во внутреннем туризме. Спрос этим летом на внутренний туризм, органически продолжит расти. По раннему бронированию на лето в середине марта было забронировано на 70% больше туров по России, чем год назад. Рассчитываем закончить 2024 год в целом минимум с 30% ростом объемов туристов, отдохнувших с нами в России.

Экскурсионный отдел «Интуриста» и турагенты во время инфотура по Калининградской области. Куршская коса. Фото: «Интурист»

По нашим прогнозам, средний чек тура во внутреннем туризме сильно не вырастет – максимум на 5-6%. Вызвано это тем, что мы уже наблюдаем: туристы не готовы тратить больше и сокращают длительность туров, выбирают гостиницы категорией ниже, т.е. экономят. Так происходит потому, что цены на внутреннем рынке растут, хотя этот рост и несоизмерим с ростом цен в выездном сегменте.

Тем не менее, мы видим, что по сравнению с 2023 годом цены на билеты в музеи уже сейчас выросли в среднем на 5-7%, на размещение в отелях – на 10-15%, авиаперевозка стала дороже на 15%. Более всего подорожал транспорт. Трансферы, экскурсии, выросли в цене до 30%. Все это в целом приводит к росту стоимости турпакетов по России на 10-15%.

Из важных туристических трендов этого года отмечу возврат в туризм более возрастной, по сравнению с пандемией, аудитории туристов. Средний возраст нашего туриста – 40-45 лет. Путешественники стали больше ездить семьями. Увеличивается и радиус поездок: если раньше бронировали ближние регионы, то сейчас гораздо охотнее бронируют и дальние поездки.

– Летний спрос у «Интуриста» на внутренних направлениях: какие курорты и регионы в ТОПе рейтинга продаж? И будут ли новинки в вашем ассортименте?

– Картина мало отличается от прошлых лет. Более половины бронирований сейчас приходится на курорты Краснодарского края, Петербург и Москва – около 10-15%, Далее в ТОП-5 – Дагестан и в целом Северный Кавказ, Калининград и Казань.

Замечу, что есть крайне перспективные с точки зрения роста турпотока регионы (например, Дагестан и в целом Северный Кавказ, а также Кавминводы), которые сейчас дефицитны в плане предложения: там попросту не хватает средств размещения. У них мог бы быть более динамичный рост.

В постпандемийный период «Интурист» существенно расширил свой ассортимент, охватив практически все туристически привлекательные регионы России, от Калининграда до Дальнего Востока. Можно сказать, что компания работает со всеми основными точками притяжения туристов внутри страны.

В этом году «Интурист» значительно диверсифицировал ассортимент внутреннего продукта, предоставив агентам и туристам больший выбор. Так, если ранее по некоторым направлениям мы предлагали только полные пакетные туры с перелетом (например, на тот же Байкал), то сейчас практически в любом регионе страны у нас можно заказать и все по отдельности: только отель, только билеты, только трансфер, только экскурсию на месте отдыха, или комбинации этих услуг. При этом, в большинстве случаев, турист может рассчитывать на присоединение к группе, что, в отличии от индивидуальной поездки, дает существенный выигрыш в цене.

Кроме того, мы значительно переработали поисковые сервисы в системе бронирования: ввели поиск по тематике отдыха (спорт, пляж, оздоровление и пр.), многочисленные рейтинги и отзывы о программах, отелях и пр и обновили систему бронирования для турагентов. И уже видим, как возросла посещаемость сайта: агентам и туристам стало удобнее подбирать туры. Будем и далее в этом году совершенствовать и продуктовую, и технологическую составляющую нашего бизнеса. Уверены, что в юбилейный год это принесет хорошие плоды.

Беседовала: Редакция «Вестника АТОР»

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР