25 апреля, четверг
 
 

Небо, самолет, стюардесса: права и обязанности при перелете

Садясь в самолет, можно и нужно рассчитывать, как минимум, на безопасный перелет и хорошее обслуживание. И если с первым дела обстоят относительно хорошо — самолеты остаются самым безопасным видом транспорта на протяжении десятилетий, то со вторым бывают сложности.

Лучше всего обслуживают в больших авиакомпаниях, в больших самолетах на дальних рейсах. Чтобы попасть на такой борт, стюардессам и стюардам приходится провести в воздухе не один год и как следует отточить свое ремесло. Персонал на борту всегда готов прийти на помощь, однако для большего комфорта лучше самим как следует разобраться в правах и обязанностях пассажира.

Нормы и человеческий фактор

Давайте сразу условимся, что речь пойдет об общих международных правилах перевозок. Они могут незначительно варьироваться от компании к компании, но подчиняются общим законам. Перелеты внутри России, особенно между регионами, могут отличаться по качеству обслуживания на борту — это зависит от авиакомпании, подготовки ее персонала и сложившейся культуры поведения. Также мы не учитываем человеческий фактор обслуживания: если вы летите в ночь, а уставшая стюардесса не увидела ваш вызов и пришла только через час — это исключение из всех правил.

Из истории

Обслуживание пассажиров на борту самолета — задача непростая. Однако с развитием авиации требования к стюардессам и список их обязанностей только уменьшается.

Только представьте, в 1930-40-е годы хрупкие девушки, которые еще час назад улыбались и разносили по салону напитки, вынуждены были таскать ведра с водой для влажной уборки в самолете и канистры с топливом для заправки самолета, помогать с погрузкой и выгрузкой багажа, взвешивать пассажиров, заносить на борт тележки с питанием и напитками, наводить порядок в самолете… Да и рабочий день в те времена вполне мог растянуться на 12-14 часов.

Сейчас же за соблюдением норм труда и отдыха следят гораздо больше, а все процедуры, напрямую не связанные с обслуживанием пассажиров и обеспечением их безопасности, автоматизированы.

Еда и напитки

Авиакомпании всегда заказывают бортовое питание с запасом: в среднем около 10 дополнительных порций. Это нужно, прежде всего, чтобы уменьшить количество пассажиров, которым не досталось желаемое блюдо. Плюс на каждом рейсе найдутся пассажиры, которые спят, поели перед полетом или вообще не в настроении кушать — их порции стюардессы тоже рады отдать желающим. Так что если вы чувствуете, что с легкостью съели бы еще одну порцию, можно смело попросить добавки у стюардессы.

Тот же принцип действует и с напитками, в частности с газировкой. Чая, кофе, а также напитков, которые разливают из больших бутылок, — можно сразу просить два стаканчика; если газировку наливают из железных банок, стюардесса по просьбе может отдать всю баночку.

Однако если вы хотите попросить воду в промежутке между приемами пищи, то лучше прогуляться до хвоста самолета — как правило, стюардессы выставляют воду и газировку на полочку в открытом доступе. Кроме того, если у вас с собой уже была бутылочка с водой, можно попросить стюардессу добавить воды в нее, так как в самолете всегда есть питьевая вода для чая и кофе.

К сожалению, правило добавки редко распространяется на алкогольные напитки в экономическом классе (которые в большинстве случаев подают на длинных рейсах по Европе и Америке). Однако спросить никогда не запрещается. Вполне возможно, что сговорчивая стюардесса с радостью добавит вам немножко горячительного. В бизнес-классе и первом классе количество алкоголя, как правило, ограничивается только желанием пассажира.

Ручная кладь

При отборе в стюардессы основным параметром является рост. Относительно высокий рост необходим в том числе для того, чтобы стюардесса могла убедиться, что все багажные полки как следует закрыты, а также помочь пассажирам с упаковкой багажа.

В первую очередь стюардессы помогают убрать ручную кладь на верхние полки пассажирам с маленькими детьми и людям пожилого возраста, но всегда готовы помочь любому. Однако нередко встречаются ситуации, когда пассажир пытается убрать на полку слишком большой чемодан — тогда он становится для стюардессы головной болью. Лучше внимательно отнестись к требованиям, и особенно, если вы рассчитываете на помощь при посадке в самолет.

Выбор места

К сожалению, так случается, что на регистрации пассажирам может не достаться мест рядом. Единственный выход в этом случае — попросить о помощи стюардессу. Сделать это лучше всего в первые минуты на борту, так как после рассадки стюардессы будут заняты более насущными делами, такими как подготовка к взлету и объяснение техники безопасности.

Как правило, стюардесса сперва ждет, когда все пассажиры поднимутся на борт, и только после этого попробует договориться о смене мест. Это, конечно, не гарантирует, что все получится, однако значительно увеличивает шансы по сравнению с тем, если договариваться самостоятельно.

Няня на пять минут

Когда на рейсе есть один родитель с ребенком или несколькими детьми, стюардессы снова готовы прийти на помощь в качестве няни на пять минут, чтобы взрослый мог быстренько размяться или сходить в туалет. Конечно, это не входит в должностные обязанности стюардессы, однако в 99% случаев они выполнят вашу просьбу. Также пассажиры с маленькими детьми всегда могут попросить пересадить их на более удобные места.

Медицинская помощь

На международных рейсах и на рейсах по Европе и Америке у стюардесс в запасе всегда найдутся обезболивающие таблетки — достаточно просто попросить. Совсем другое дело снотворные, успокаивающие, противоаллергенные и прочие специфические препараты — и в Европе, и в Америке их можно купить только по рецепту врача, поэтому и на борту таких лекарств быть не может. На внутренних рейсах по России никаких таблеток для пассажиров, как правило, не предусмотрено, однако этот вопрос всегда остается на усмотрение авиакомпании.

Стюардессы также обучены оказывать первую медицинскую помощь. То есть они, теоретически, будут откачивать человека с сердечным приступом до самого приземления и смогут даже принять роды в самолете (это скорее исключение — беременных с пятого месяца стараются не пускать на борт). В арсенале на экстренный случай есть специальная аптечка со всем необходимым. Также для пассажиров, которые умудрились порезаться, потянуть ногу или что-то сломать/вывихнуть, у стюардессы есть шины, бинты и лед для первой помощи.

Если пассажиру становится плохо, стюардессы, не занятые в оказании первой медицинской помощи, по громкой связи спросят, есть ли в салоне доктор. Если доктор найдется, его пригласят пройти в отсек к стюардессам для помощи пострадавшему. За оказанные докторские услуги авиакомпании часто дарят бесплатные билеты или скидки, а немецкая авиакомпания «Люфганза» даже запустила специальную программу: всем докторам при регистрации на рейс положены дополнительные мили и скидочная карта постоянно летающего пассажира.

Тур в кабину пилотов

Учитывая все авиационные стандарты безопасности, тур в кабину пилотов — очень уж неправдоподобная вещь, но это вполне реально, особенно при полетах с детьми по Европе. Чтобы показать своему чаду кабину, лучше всего дождаться посадки и пропустить основную массу пассажиров вперед.

У выхода кроме стюардесс с пассажирами прощаются также командир корабля или второй пилот — именно к одному из них лучше всего обратиться. Малыш сам может обратиться к командиру корабля, однако если тот будет вынужден отказать по тем или иным причинам, все могут оказаться в неловкой ситуации, так что просьбу все же лучше озвучить взрослому.

Фотографии предоставлены pixabay.com

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР