Автобусные туры уходят с рынка, – отметил вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. С настолько однозначной оценкой ситуации соглашаются не все эксперты. Но никто не отрицает, что рынок меняется вслед за предпочтениями туристов. Разбирались, что происходит в этом сегменте отрасли.
По словам вице-президента АТОР по внутреннему туризму, генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, групповые экскурсионные поездки на больших автобусах отживают свое. Туристы предпочитают большую приватность и выбирают туры в мини-группах или поездки на собственной машине с гидом.
Размер экскурсионной группы уменьшился в 2-3 раза
«За последние 10 лет средний размер группы на экскурсионных маршрутах уменьшился в три раза. Туристы хотят более персонализированное предложение, хотят сами формировать программу поездки. Кроме того, малые группы больше успевают: и туристы, и автобусы передвигаются быстрее», – объясняет вице-президент АТОР.
Использование на маршрутах микроавтобусов позволяет туроператорам более гибко подходить к формированию программы туров и может разнообразить маршруты. Например, ездить в малые города и по менее популярным направлениям, куда большую группу собрать сложно.
«Речь даже не об охлаждении интереса к сегменту автобусных туров, а скорее об уменьшении численности группы», – поясняет эксперт.
Кстати, по словам вице-президента АТОР по въездному туризму, генерального директора туроператора «Интурист» Александра Мусихина, иностранные группы тоже становятся меньше по количеству участников. Если раньше каждая составляла 30-40 человек, теперь – 15-20 или того меньше.
Генеральный директор туроператора «СканТур» Роман Цветков также видит тренд на индивидуализацию, но снижение объема официальных автобусных туров связывает и с процессами регуляции в законодательной сфере.
«Есть огромное количество условных «частников», которые предлагают экскурсии, в том числе и однодневные, которые даже турпродуктом не являются. Это может быть просто ИП, который возит на своем микроавтобусе и сам проводит экскурсию. Все это «размывает рынок», – говорит эксперт.
В «Интуристе» говорят, что тенденция «отмирания» автобусных туров действитвельно есть, но распространяется она только на более молодых потребителей.
«Молодежь будет составлять себе план поездки самостоятельно: бронировать отели, брать прокатные машины, заказывать экскурсии или аудиогиды. В организованные автобусные туры не поедут, потому что хотят индивидуальную программу. Но есть большая аудитория людей более взрослого и пожилого возраста, которые по-прежнему выбирают автобусные туры», – говорят в компании, отмечая, что пока что клиентов и у этого сегмента путешествий достаточно.
Туристы не любят микроавтобусы
Однако «не все так однозначно». Во-первых, сами по себе миккроавтобусы туристы не очень любят.
«Туристы никогда не хотели ездить в микроавтобусах, пересадка из большого автобуса в «микрике» всегда немного проблематична, несмотря даже на небольшой размер группы. Турист скорее поедет в группе 45 человек в большом автобусе, чем в группе 16 человек в микроавтобусе», – рассказывает генеральный директор туроператора «Невские Сезоны» Кирилл Соколов.
Аргументация: там хуже обзор, меньше места и неудобная посадка.
«Если уж ехать в автобусный тур, то турист с большей готовностью поедет на большом автобусе, чем на «микрике», – однозначно соглашаются в «Интуристе».
Автобусные туры остаются самым бюджетным видом путешествий
Во-вторых, конечно, привлекательность автобусного тура – в его цене.
«Одно из базовых преимуществ автобусных туров – это, безусловно, цена. И покуда есть люди, для которых цена является важным фактором – путешествия на автобусе останутся на рынке. А разница в цене между индивидуальной поездкой и туром совершенно точно есть. Путешествие на машине требует как минимум наличия этой машины. С учетом роста стоимости легкового транспорта, индивидуальные путешествия будут становиться дороже», – предполагает Роман Цветков.
Гендиректор «Невских Сезонов» соглашается, что с точки зрения бюджета автобусные туры были и будут самым экономичным вариантом. И в случае с туристами из регионов иногда - безальтернативным.
А в «Мультитур» также добавляют, что иногда автобусная поездка – это единственная возможность добраться до места назначения. И приводят в пример традиционный летний ажиотаж вокруг покупки железнодорожных билетов на Юг.
«Когда цены на билеты слишком высоки или билетов на поезда в принципе нет в продаже, автобусные туры выбирали даже туристы, которые ехали отдыхать в отели 4*. Они рассматривались как альтернатива с точки зрения транспорта», – поясняют в компании.
С поправкой, правда, на то, что в уходящем 2025 году о популярности автобусных туров на российские черноморские курорты говорить не приходилось из-за «закрытой» Анапы. Так что с какими-то устойчивыми тенденциями можно будет определиться не раньше следующего лета.
Автобусные путешественники тоже хотят больше комфорта
С чем опрошенные «Вестником АТОР» игроки рынка соглашаются довольно однозначно, так это с идей о том, что туристы хотят путешествовать комфортнее и разнообразнее.
«Безусловно, необходимо работать над туристическим продуктом, программами, маршрутами, форматом, сервисами, комфортом путешественников, чтобы сделать автобусные туры интересными в том числе и молодому поколению, а не только 50+», – говорит Роман Цветков.
А пример «работы над комфортом» привел Кирилл Соколов из «Невских Сезонов»: автобусные туры из Москвы в Петербург в компании планируют без ночных переездов, с приездом в Северную столицу в середине дня и отъездом тоже в районе 15-16 часов, чтобы к закрытию метро вернуть туристов домой.
«Такие туры пользуются большой популярностью. Туристы готовы ехать на автобусе, но в комфортных условиях», – подытожил эксперт.
Таким образом, тренд на снижение интереса к турам в больших группах действительно есть, но он распространяется не на все сегменты аудитории: люди более старшего возраста или ограниченные в бюджете по-прежнему выбирают автобусные туры. Но участники рынка, со своей стороны, также готовы дорабатывать программы и маршруты для того, чтобы обратить внимание и других потребителей на этот формат путешествий.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР