«Кейс Долиной», точки роста и риски: что ждет рынок выездного туризма в 2026 году

Рост российского выездного туризма по многим направлениям уже упирается в свой «потолок», а туроператоры несут потери из-за «ковров» и ряда других факторов. В интервью порталу АТОР вице-президент ассоциации и генеральный директор Space Travel Артур Мурадян раскрыл свои прогнозы по динамике спроса на зарубежные туры и назвал пятерку ведущих стран и главные риски.

Артур, прошедший 2025 год можно назвать успешным для выездного туризма? Какие тренды прошлого года могут получить развитие в следующем году, и какие точки роста есть у турбизнеса на выездных направлениях?

– Безусловно, год во многом был успешным. По моему мнению, в хороших продажах зарубежных туров главную роль сыграли два фактора.

Первый – это, конечно, курс рубля. Интересно, что даже поэтапное снижение ключевой ставки в течение года почти никак не отразилось на рубле и его курсе к основным валютам. В итоге, относительно высокий и, главное, стабильный курс дал и туристам, и туроператорам больший горизонт и свободу планирования. Компании могли более точно прогнозировать загрузку направлений, объемы, свои риски. 

Второй фактор – это логистика. Во многом это определяющий для многих направлений момент, влияющий на цены. В 2025 году конкуренция авиаперевозчиков по открытым направлениям выросла, борьба за клиентов вновь вернулась на рынок, и это привело к тому, что цены не росли. Местами даже произошло их снижение. 

И, конечно, расширение географии полетов за счет открытия такого важного крупного хаба, как Краснодар, тоже принесло свои бонусы – полетные программы из этого аэропорта за рубеж начали активно выставляться почти сразу. 

Из примеров массовых направлений, которые выиграли именно за счет улучшившейся логистики (расширение и географии, и объемов перевозки), можно выделить Египет, который показал в целом по рынку рост на уровне +35%.

А от чего будет зависеть выездной туризм в России в 2026 году?

– Во многом ситуация зависит от курса рубля. Но это уже не первый по значимости фактор. Покупательская способность действительно стала очень эластичной. Сейчас даже курс ЦБ 85-87 рублей за доллар не станет сигналом к падению продаж. Уверен, и в этом случае ничего радикально плохого со спросом на зарубежные направления не произойдет. Но, конечно, лучше от ослабления рубля не будет – туристы настроены покупать туры, когда это выгодно.

Важнее курса, на мой взгляд, состояние дел у наших авиакомпаний. Мы видели под конец года, как из-за ограниченности ресурсов буквально «треснули по швам» полетные программы Red Wings. И, в общем, это было предсказуемо. И вот не ждет ли нас что-то похожее в 2026 году, не будет ли этот случай масштабироваться дальше – тоже пока непонятно. 

В целом, я бы был осторожен в прогнозах по росту выездного туризма в 2026 году. 

– Есть какое-то глобальное основание для такой осторожности? Вы о вымывании среднего класса с рынка? 

– Нет, я бы не сказал, что он прямо-таки «вымывается» с рынка. Многие люди сейчас стали больше зарабатывать в рублях, они тоже поддерживают спрос. Но несмотря на это, мне интуитивно кажется, что эти 17-20 миллионов поездок – это, в принципе, наш сегодняшний «потолок» – при нынешнем уровне цен и количестве платежеспособных клиентов. 

В целом, с высоты начала января 2026 года, могу честно сказать: особого роста объемов выездного туризма ждать в 2026 году не стоит. Пока мне видится, что если рост и будет, то, скорее всего, на одних направлениях за счет падения объемов на других – то есть некие перетоки с одного направления на другое или другие.

Кроме того, пока что сохраняются все факторы, которые негативно влияли на рынок выездного туризма и в прошлом году. Могут быть и новые вызовы. 

А какие именно? Можно ли подробнее раскрыть этот аспект? 

– Сейчас все туроператоры сталкиваются с колоссальным потребительским давлением из-за отмены и переноса рейсов, которые происходят не по нашей вине или недосмотру, а из-за внешних обстоятельств, за которые никакой туроператор, по всем нормам логики и разума не может и не должен нести ответственности. 

Но тем не менее, перекладывать финансовую ответственность на туроператоров и судиться – сейчас очень выгодно потребителю. Потому что суды в массе своей некритично и формально применяют нормы закона о защите прав потребителей и об основах туристической деятельности, руководствуются шаблонными подходами. 

Я бы сказал, что во многом в туризме судебная практика по делам об «ответственности туроператоров» сложилась почти по пресловутому «кейсу Долиной». Параллели очевидны – во всем «по умолчанию» всегда виновата одна сторона – туроператор. И он несет ответственность абсолютно за все, даже за то, что он ни юридически, ни практически предотвратить и изменить (и даже просто знать – как можно заранее узнать об угрозе беспилотников и задержке рейса?) не мог. 

В итоге туроператоры сейчас теряют без шуток огромные средства из-за «ковров», отмен и переносов рейсов, потери стыковок, необходимости предоставлять отели, внеплановые трансферы, продлевать проживание туристам и пр. И с этим надо что-то уже делать государству. Потому что расходы отрасли на «ковры» уже достигли того размера, который подрывает стабильность рынка. 

Еще одной «ложкой дегтя» является грядущее возвращение для туроператоров выездного туризма прежнего размера взносов в фонд персональной ответственности – с весны 2026 года. Это вопрос, который (по состоянию на январь) вновь не решен.

Ну и еще одна очевидная причина для осторожности в прогнозах: ни для кого не секрет, что наш рынок очень сильно зависит от геополитики. Сложно в нынешней ситуации, которая прямо с начала года стала проявлять признаки нестабильности (уже закрылось одно направление), делать «длинные» прогнозы. 

Давайте пройдемся по отдельным направлениям. Вы упомянули Египет, который растет из-за расширения объемов и географии полетов. Есть ли уже прогнозы, какая может быть динамика в 2026 году по нему? Направление продолжит быть доступным по цене?

– Египет, если смотреть средние цены на хорошие отели, уже сложно назвать «бюджетным» направлением. И тем не менее, он таковым по факту теперь является – если сравнить с ценами на туры в другие страны. 

Если мы говорим про классический пляжный отдых по формату «все включено», пока выгоднее всего по цене пакетного тура («отель, пляж, море и перелет с питанием») получается именно Египет, как ни крути. Он полноценно занимает ту нишу, которую он давно имел в восприятии потребителя – «доступный отдых».

Широкая география полетов, понятные сформировавшиеся ожидания туристов позволяют этому направлению оставаться стабильно популярным. При всем этом операторов немного нервирует, что это по-прежнему направление last minute. Туры бронируются незадолго до заезда, у Египта нет особой глубины продаж, в отличие от ОАЭ, Турции, Мальдив. 

Но интересно, что при такой глубине продаж Египет очень стабилен по цене, демпинга там не происходит. Причина – в некоем органическом «разделении» рынка: в Египте сложилась очень любопытная ситуация, когда не «все продают всё», как на многих других направлениях. У каждого крупного игрока здесь своя полетная программа и свои отели, которые он готов предоставить «под нее» рынку, у этого – одно, а у этого – другое. 

Читайте также:

«Столько русских еще не было»: Мальдивы в 2025 году побили свой предыдущий туристический рекорд

Египет без розовых очков: что скрывают бирюзовые воды Шарм-эль-Шейха?

Официально: Таиланд в 2025 году поставил исторический рекорд по российскому турпотоку

Что касается прогнозов…. Мне кажется, что в 2026 году направление может столкнуться с переизбытком перевозки и предложения. И возможно, операторам надо чуть меньше закладывать объемов прироста на этот год. Потому что при всех выгодах Египта, при наличии людей, которые за счет бюджетности готовы летать в эту страну 2-3 раза в год, эта тенденция может оказаться не слишком устойчивой.

А что с Эмиратами? Как там все с трендами на 2026 год?

– Эмираты по-прежнему являются безоговорочным лидером на Ближнем Востоке с точки зрения объемов турпотока и стабильной популярности у туристов. 

Но в ОАЭ видна интересная тенденция перераспределения спроса между разными эмиратами: Дубай, на мой взгляд, постепенно теряет объемы, потому что Абу-Даби, Рас-эль-Хайма и остальные эмираты не дремлют и борются за российского туриста.

В целом, чего-то революционного, способного дать существенные объемы прироста спроса на Ближнем Востоке я пока не вижу. Но жду Саудовскую Аравию – интересно, как выстрелит она. 

Говоря об ОАЭ, я вижу, что и здесь мы тоже как будто уперлись в некий «потолок» по спросу и турпотоку. Его мы достигли в 2025 году по многим направлениям – речь и о Турции, и, наверное, о Египте, и об Эмиратах тоже… 

В 2025 году бурно растущим «макро-направлением» стала Юго-Восточная Азия. Там очень немалые чеки на туры. Какие из стран этого субрегиона Азии продолжат рост?

– Точно продолжит рост Вьетнам. И, пожалуй, Малайзия и Индонезия. Таиланд тоже будет расти, но медленно. 

Я полагаю, что с Таиландом у российского рынка – та же история с «потолком» турпотока, он уже уперся в некую естественную планку. Какое-то существенное увеличение провозных емкостей здесь вряд ли произойдет. 

– А Китай? 

– Китай – это отдельный рынок, он стоит особняком – как Эмираты на Ближнем Востоке. Китай в 2026 году, скорее всего, будет расти за счет именно материковой части и экскурсионного/сити-туризма. 

Если брать пляжный Китай (остров Хайнань), то там мы тоже подошли к эквилибриуму, равновесному состоянию. В 2025 году уже было более полумиллиона россиян на Хайнане. Около 600 тысяч туристов-«пляжников» в год – дальше расти не позволит просто сама по себе емкость номерного фонда острова. 

А вот комбинированные туры с пляжным Хайнанем и экскурсионными программами в материковом Китае – вот где основа для хорошего роста благодаря высокой возвратности: туристы хотят летать в разные туры по нескольку раз, а это залог потенциала направления.

Но есть нюанс: а что в итоге достанется федеральным российским туроператорам от этого большого и вкусного китайского «пирога»?... Чартерные туроператорские программы в Китай у нас так и не появились – в том виде, что чартер поставлен именно оператором. Как я вижу, сейчас на китайском направлении, по меньшей мере, если мы говорим про материк, все же пока будет превалировать самостоятельный туризм.

– В связи со всем вышесказанным: какую модель роста Space Travel выберет в 2026 году?

– Мы всегда традиционно растем осторожно. В этом году подход не меняется. Да, мы оператор, который готов рисковать, готов вкладываться в направления, мы это показываем, но при этом это не «очертя голову» и «на авось». Это всегда глубокий анализ. 

Экспансия в регионы России у Space Travel точно будет. За 2025 год мы открыли два представительства в РФ: одно на Кавказе, а одно на Дальнем Востоке. То есть наша стратегия сейчас в том, чтобы больше «смотреть на Восток». Там есть потенциал для роста. 

Те же дальневосточные туристы пока не избалованы широким предложением. Как-то операторы исторически не то, что игнорировали, но несколько забывали про этот макрорегион. В плане провозных емкостей там все в 10 раз меньше, чем в Москве, и это неправильно. Я думаю, что можно было бы в некоторой перспективе увидеть оттуда прямой перелет в Эмираты.

Будет и расширение сферы работы за рубежом. В 2025 году холдинг, в который мы входим, открыл свою компанию Khalidia Travel в Саудовской Аравии. Там нам в 2026 году предстоит серьезно поработать как туроператору. Сама компания будет заниматься и приемом, и отправкой туристов.

Наконец, из наших внутренних планов: у нас на подходе уже есть интересные проекты на базе искусственного интеллекта.

Как будет в итоге выглядеть ТОП-5 направлений Space Travel в 2026 году? 

– Сейчас топовая пятерка у Space Travel мне видится так: Эмираты, Мальдивы, Египет, Юго-Восточная Азия (Вьетнам и Таиланд, прежде всего) и Турция, которая летом у нас, как обычно будет расти. Китай пока в ТОП-5 у нас не войдет, но рост будет здесь также.

Какие-то новинки этого года уже можно анонсировать или еще нет?

– В чистом виде новинок в смысле совсем новых для нас направлений, скорее, не будет. Что будет? Расширение полетной чартерной программы в Египет. Так, для вылетов из Краснодара мы меняем воздушное судно на большее по количеству кресел. 

Очень осторожно думаем и над собственной полетной программой в Турцию, но из регионов, не из Москвы. 

– Space Travel известен как очень «агенториентированный» туроператор. Увеличивается ли у вас количество турагентов-партнеров? Насколько их заработки с вами выросли в 2025 году? 

– Количество агентов увеличивается, да. Мы четвертый год подряд растем на 30-40% год к году - в выручке и в объеме туристов. Количество агентств растет пропорционально. 

Да, мы агентоориентированный туроператор, как вы правильно заметили. Но сейчас уже нет такого, что какой-либо агент от туроператора уйдет, и «все пропало». Сейчас оператор точно так же требует от агента, как агент требует от оператора – лояльности, уважения, поддержки и корректного общения. И никаких панибратских отношений – я их не очень люблю в туризме.

Заработок турагентов в прошедшем году в целом увеличился. Но дело не в росте вознаграждения – на рынке картина как раз обратная. Дело больше в трансформации самого агентского рынка, новых форматах работы. Агенты объединяются в сети, активнее участвуют в программах лояльности туроператоров – у нас за этот год значительно увеличилась доля «платиновых» и «золотых» партнеров. 

Плюс продолжается постепенное расширения бизнеса, открытия новых офисов, рост онлайна. Мы видим, что успешные агентства сейчас расширяют свою деятельность.

– И последний вопрос, который я не могу не задать. Выездной туризм часто обвиняют в краже туристов с внутреннего рынка. Насколько это вообще логично? 

 Выездной туризм никого ни у кого не «крадет». Внутренний и выездной туризм много лет очень органично сосуществуют. Россияне с удовольствием отдыхают внутри России, потом едут за границу, потом опять по стране – нет тут никакой «кражи». 

Выездной туризм, по моему мнению, надо регулировать, но не мешать ему развиваться, а наоборот помогать. 

Для государства это важно хотя бы потому, что здоровая конкуренция с выездными направлениями сдерживает цены на внутреннем рынке. А если их не охлаждать, мы всегда видим (и уже увидели в 2025 году) снижение спроса на внутренний туризм. И еще выездной туризм – это наше влияние на дружественные страны. 

Кроме того, важно всегда понимать, что для нашей северной страны очень важен пляжный туризм – это солнце, это спасение от йододефицита, это здоровье и работоспособность налогоплательщиков. Но зимой пляжного отдыха в России нет и не может быть из-за климата – это очевидно, надеюсь, всем. 

Если мы хотим, чтобы люди и зимой могли отдохнуть и покупаться, то, конечно, надо выездной туризм развивать и помогать туроператорам. Тем более, для государства это безрисковая сфера – все риски переложены на туроператоров, в отличие от внутреннего туризма.

Беседовала: редакция «Вестника АТОР»

Фото: Space Travel 

 
 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Поделиться

Подпишитесь на рассылку АТОР