Как сообщают СМИ, в ближайшие 2-3 года круизные туроператоры ожидают появления 5 новых теплоходов примерно на 1000 мест. Но при благоприятном стечении обстоятельств их будет больше, а потенциальные акватории – шире. Рассказываем, какие суда уже строятся и какие находятся в стадии планирования.
На этих теплоходах туристы смогут путешествовать уже в 2027 году
- «Николай Жарков» для туроператора «ВодоходЪ»
Самая ожидаемая новинка 2026 года. Этот четырехпалубный пассажирский теплоход проекта «Карелия» на 176 пассажиров относится к классу люкс и уже пользуется огромным спросом. Круизы на сезон 2026 года появились в продаже в конце апреля, но на многие рейсы почти сразу был объявлен стоп-сейл.
Регион плавания «Николая Жаркова» – это все реки и моря России, а также международные морские круизы. Особой «фишкой» проекта является возможность проходить по узким шлюзам Беломорско-Балтийского канала к Соловецким островам. Напомним, что сейчас непосредственно у причала монастыря могут швартоваться только два судна: «Александр Пушкин» компании «ВодоходЪ» и «Русь Великая» компании «Русич».
Два других судна проекта «Карелия» – теплоходы «Михаил Жванецкий» и «Расул Гамзатов» планируется достроить в 2026-2027 гг. Они также будут оперироваться компанией «ВодоходЪ» и выйдут в рейсы не ранее 2027 г.
- «Владимир Жириновский» для туроператора «Мостурфлот»
Четырехпалубный пассажирский теплоход проекта PV300VD рассчитан на 310 пассажиров. Старт навигации предварительно намечен также на 2026 год.
Теплоход «Владимир Жириновский» – самый известный речной долгострой современной России. В 2016 году он был заложен в Астрахани, получил имя «Петр Великий», затем в 2022 года переименован. В 2025 году перевезен на верфи Санкт-Петербурга для финальной достройки. По данным, публикуемым в СМИ, готовность теплохода на данный момент составляет 90%.
Дата старта навигации теплохода также очень условная – по заявлению представителей Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), первый коммерческий рейс должен состояться в 2026 году. Но продажи круизов на этом теплоходе пока не начались.
Изначально на теплоходе планировались международные круизы по Каспию, также теплоход может совершать речные и морские круизы по внутренним водным путям России.
- «Байкал» для туроператора «ВодоходЪ»
Трехпалубное гибридное круизное электросудно речного класса проекта ТФРП 700 рассчитано на 70 человек в круизном формате и 152 в прогулочном. Судно предполагается спустить на воду в 2026 году, старт навигации – не ранее 2027 года.
Это инновационное судно, которое уже называют прорывом в отрасли, станет самым экологичным теплоходом в России, работающем на электротяге. Предполагается, что «Байкал» сможет курсировать во всех районах озера, заходя в т.ч. на особо охраняемые территории. По своему уровню теплоход представляет 5* отель на воде, а благодаря автономности он также сможет работать как высокоуровневая гостиница в период между навигациями.
- Большое судно для озера Байкал для ГК «Истлэнд»
Это четырехпалубное судно проекта RPV 8714 рассчитано на 144 пассажира в каютах или 200 человек в прогулочном варианте. После планируемого выхода в навигацию 2027 году оно должно стать самым большим теплоходом на Байкале.
Названия проект пока не имеет, но, планируется, что теплоход будет подобен отелю уровня 4* с зонами отдыха, ресторанами, барами и большими общественными пространствами.
- «Виктор Астафьев» и «Николай Дубенский» для ОАО «Пассажирречтранс»
Эти четырехпалубные суда проекта А 45-90.2 рассчитаны на 245 человек каждое и предназначены для работы в Арктической зоне. Предполагаемый старт навигации – не ранее 2026-2027 годов.
Оба теплохода предназначены для Енисея, где они должны будут работать на таких социально-значимых направлениях, как Красноярск-Дудинка. Впрочем, класс теплоходов позволяет значительно расширить маршруты, выходя в тот же Гыданский пролив и Енисейский залив.
Помимо пассажирских рейсов, планируются и круизы – на теплоходе имеются современные каюты, так что туристы вполне смогут отправиться в экспедиции к интересным, но труднодоступным местам.
Правда, на данный момент на воду спущен только «Виктор Астафьев», который прибудет на Енисей не раньше 2026 года, даты достройки «Николая Дубенского» пока неизвестны.
Проекты, которые могут быть реализованы в ближайшей перспективе
- Три новых судна проекта «Карелия» для «Донинтурфлота»
Как стало известно на XVIII Международной выставке и конференции «Нева», компания «Донинтурфлот» и Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) договорились о сотрудничестве, предполагающем строительство 3 круизных лайнеров типа «Карелия».
В данный момент компания эксплуатирует девять теплоходов в России, и появление в ближайшей перспективе трех новых судов может значительно расширить ее географию круизов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Речные круизы в России скоро могут стать совсем другими
Компания MSC Cruises делает ставку на новые перспективные рынки
Речные круизы в 2025 году замедлили рост, а цены выросли на 15%
- Шесть судов проекта «Сириус» для компании «Созвездие»
Это самый новый российский проект круизных судов класса «Волго-Дон Макс», который был представлен на выставке «Нева» в этом году. Теплоход рассчитан на 279 пассажиров, которые разместятся в 126 каютах, 85% которых будут иметь персональные балконы или веранды.
Особенностью нового судна станет размещение рулевой рубки под пассажирскими и общественными помещениями, что позволит разместить в носовой части люксы с панорамным видом.
Лайнер предназначен для эксплуатации в Волжском бассейне, а также, предполагается, что он сможет совершать сезонные выходы в Финский залив, Азовское море и прибрежную зону Черного моря.
Круизная компания «Созвездие» уже подписала с ОСК соглашение о намерениях на строительство и поставку шести таких судов.
- Два теплохода «Ока» для туроператора «ВодоходЪ»
Необычное трехпалубное гибридное судно с аккумуляторными батареями, рассчитанное на 152 пассажира, было представлено в рамках форума «Реки. Круизы. Маршруты» в Нижнем Новгороде.
Осадка судна составляет всего лишь 1,25 м., что очень важно для рек с малыми глубинами, к которым относится Ока. Сейчас там работают преимущественно небольшие двухпалубные теплоходы (исключение составляют только новые трехпалубные колесные теплоходы «Золотое Кольцо» и «Аурум»), а ежегодное обмеление реки является большой проблемой туристической навигации.
Появление «Оки» значительно повысит интерес к этому направлению – помимо гарантированного путешествия, туристы окажутся на одном из самых комфортных судов на маршруте с необычными панорамными окнами и высоким уровнем сервиса.
Сейчас уже два судна данного типа находятся в процессе проектирования, что вскоре позволит компании «ВодоходЪ» значительно расширить предложение.
Ольга Пегасова
Фото на обложке: нейросеть «Кандинский»