Развитие национальных туристических маршрутов (НТМ) – один из ключевых проектов в отечественном туризме. Однако на пути его реализации возникли системные сложности. Туроператоры-консолидаторы, которых собрала на совещание Ассоциация туроператоров (АТОР), обозначили «болевые точки» и предложили конкретные меры для повышения продаж и узнаваемости маршрутов.
Системный блок проблем в развитии национальных турмаршрутов связан с негибкостью регламентов и ограниченными возможностями для изменений в программах. Изначально заложенные для стандартизации и гарантии качества принципы в ходе работы с экскурсионными маршрутами осложнили их развитие.
«Живой организм» турмаршрутов против жестких рамок
Туроператоры называют маршруты «живым организмом», которому свойственно изменяться. Но компании оказались зажаты между требованием соблюдать утвержденную программу и необходимостью оперативно вносить изменения, диктуемые логистикой, экономикой и режимом работы объектов.
Яркий пример привела директор Бюро путешествий «Континент» (Псков) Светлана Баранова.
«Малиновая ферма была нашим козырем (национальный маршрут «С грохотом по фермам или Глаза боятся, а руки делают», Псковская область – прим. ред.). Но работать в рамках НТМ, ожидая, пока в течение двух лет раскрутится туристический поток, они не смогли... Люди просто-напросто отказались работать. А если в первое время мы привозили 4–6 человек, для них это ровным счетом ничего, потраченное время, неполученная прибыль», – объяснила эксперт.
При этом скорректировать программу национального туристического маршрута довольно сложно. Хотя и возможно, если новый объект показа отвечает общей направленности программы.
Участники совещания единогласно отметили, что для сохранения рентабельности маршрута зачастую требуются изменения.
Исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе также добавила, что изменения часто вызваны экономической необходимостью.
«Мы не можем утвердить маршрут со стоимостью 2018 года и держать эту цену несколько лет, когда возрастает стоимость базовых составляющих. Иногда приходится менять и содержание, чтобы оставить приемлемую среднерыночную цену», – констатировала г-жа Ломидзе.
Усугубляют ситуацию проблемы с ценообразованием и контрактингом, когда туроператоры не могут получить от отелей фиксированные цены на длительный срок, что делает невозможным долгосрочное планирование и работу с федеральными каналами сбыта.
При этом руководитель оренбургского туроператора Travel Zone Анастасия Савинкова напомнила, что участие в национальном маршруте оставляет за компаниями возможность получения единой субсидии от региона, что также влияет на экономическую целесообразность этой деятельности.
Регионы-невидимки: турмаршрутам нужно больше продвижения
Поднимались и вопросы, касающиеся продвижения национальных турмаршрутов.
Представители турбизнеса Мурманской области, например, констатировали, что после получения статуса НТМ работа по продвижению маршрута в регионе полностью остановилась.
Анастасия Савинкова поддержала эту тему, отметив, что в ее регионе не проводится рабочих встреч и у поставщиков услуг не формируется представление о важности присутствия в программе.
По совокупности проблем с системной работой над продвижением и необходимостью балансировать между строгим регламентом и экономической целесообразностью программ возникает еще одна – отображение маршрутов на разных ресурсах. Проблема идентичности.
Читайте также:
Агротуризм в России: от точечных успехов к системному развитию и национальным маршрутам
В Санкт-Петербург за особой атмосферой. Национальные туристские маршруты
Сибирь близко: все, что вы хотели попробовать, но не знали, где искать
Бренд в вакууме: отсутствие единой айдентики
В частности, маршруты на сайтах туроператоров публикуются без упоминания о том, что это именно НТМ.
Из 55 национальных туристских маршрутов, опубликованных на 100 сайтах принимающих туроператоров, в 34 случаях нет никаких пометок, что это НТМ. Вместо «национального» он может называться «брендовым», «межрегиональным проектом» или просто маркироваться словом «хит», что ведет к неразберихе у конечного потребителя.
Кроме того, у НТМ по-прежнему отсутствует единый бренд. У маршрутов нет легитимного и общедоступного логотипа, что создает путаницу как для бизнеса, так и для туристов.
Майя Ломидзе напомнила, что логотип для НТМ был разработан Ростуризмом еще в 2021 году. Но не был внедрен до момента расформирования ведомства. С тех пор позитивных изменений в этом вопросе не произошло.
Что сделать бизнесу и регулятору, чтобы работа с НТМ стала эффективнее
В ответ на обозначенные вызовы участники совещания сформулировали конкретные пути решения возникающих проблем:
- Инициировать официальное обращение в Минэкономразвития с требованием утвердить и внедрить новый логотип НТМ, а также обязать туроператоров привести информацию на сайтах к единому стандарту.
- Разработать четкий регламент внесения изменений. Как предложила Светлана Баранова, это должно быть «совместное обоснование, которое выдает оператор и региональный орган исполнительной власти» для быстрого согласования с экспертным советом.
- Создать в каждом регионе постоянно действующие рабочие группы с участием туроператоров, РОИВ и поставщиков для решения вопросов ценообразования и контрактинга.
- Направить от имени экспертного совета официальные письма губернаторам с требованием активизировать работу. Глава самарского Центра турпрограмм «Пилигрим» Анна Тукмачева предложила проводить мониторинг с привлечением тайных покупателей для оценки реального положения дел.
Генеральный директор туроператора «Невские сезоны» Кирилл Соколов предложил оценивать эффективность национальных маршрутов с оглядкой на прирост спроса на эти программы – например, рост турпотока должен составлять 25% в год.
Однако, как справедливо прокомментировали участники рынка, это развитие должно обеспечиваться совместными усилиями туроператоров, других представителей туротрасли и, в первую очередь, региональной властью. Решение вопроса не должно быть переложено исключительно на плечи туроператора-консолидатора маршрута.
Очевидно, что проект национальных турмаршрутов находится на перепутье. Его успех зависит от способности навести порядок в системе, наладить диалог между всеми участниками и создать работающие, а не декларативные механизмы поддержки.
Как отметила Майя Ломидзе, базовая идея НТМ заключается в том, что «он должен продаваться, он должен пользоваться спросом», и все усилия должны быть направлены именно на достижение этой цели.
Екатерина Тропова
Фото: АТОР