11 июня в рамках форума «Путешествуй!» пройдет уже третье заседание «Национального экспертного совета по развитию кадрового потенциала в индустрии туризма и гостеприимства». Ранее совещания проходили в «условно закрытом» режиме. Сегодня один из трех сопредседателей Национального экспертного совета – ректор Российского государственного университета туризма и сервиса Амбарцум Галустов рассказал «Вестнику АТОР» про основные цели и задачи новой структуры, поделился проблемами и призвал бизнес переходить от критики к действию.
– Амбарцум Робертович, расскажите, пожалуйста, зачем создан такой институт, как Национальный экспертный совет? Профильных госструктур уже недостаточно?
– В создании Национального экспертного совета реализована давняя идея РГУТИС по формированию реально работающей федеральной экспертной и методической площадки в сфере кадрового обеспечения в туризме.
Мы стараемся, пусть и со стороны, но все-таки «профильно» смотреть на наиболее насущные потребности крупнейших игроков рынка, советуемся с бизнесом, безусловно, координируем наши действия с регулятором (в лице и непосредственно руководителей Минэкономразвития, и в тесной коммуникации с курирующими департаментами).
Мне кажется, нам удалось собрать «за одним столом» всех заинтересованных представителей отрасли – и особенно важно, что в работе Совета кроме лидеров туристической отрасли активно участвуют и руководители главных общественных туристических организаций и объединений страны, и представители крупнейших федеральных и региональных вузов.
По итогам двух прошедших заседаний Совета собраны лучшие практики в туристическом образовании. И сейчас мы говорим не просто про возможность тиражирования опыта, но и про приведение ситуации в соответствие с действующей нормативной базой.
Отмечу, что отдельный акцент Совет делает на дополнительном образовании, которое позволяет работникам в достаточно короткие сроки «добрать» компетенции, необходимые при работе в туристической отрасли.
И это не только узкоспециализированные навыки (например, эффективная организация хозяйственной службы гостиниц), но и «над-профессиональные» компетенции: грамотная коммуникация с клиентом, использование цифровых технологий и так далее.
Примером правильного подхода может служить тот факт, что в рамках Федерального ресурсного центра, созданного на базе РГУТИС, реализуется уже более 20 программ, усиленных в части практикоориентированности и «докрученных» в части адаптивности к текущим реалиям, а за прошедшие полгода на повышение квалификации в ФРЦ РГУТИС заявились уже более 3,5 тысяч слушателей.
— Как сегодня выстроена государственная политика в отношении обеспечения кадрами туристической отрасли в целом: появляются ли (нужны ли?) новые учебные заведения, на высшее или среднее профессиональное образование делается акцент, насколько оглашаемые «сверху» размеры бедствия реальны?
– В настоящее время подготовку кадров для отрасли осуществляют 270 вузов и более 300 СПО. Количество выпускников в системе высшего образования по специальностям: рекреация и спортивно-оздоровительный туризм, сервис, туризм, гостиничное дело, без новых субъектов в 2024 году составило более 9,5 тыс. человек, количество выпускников в системе СПО в – более 60 тыс.
При этом открытые данные говорят о том, что сегодня кадровая потребность в отрасли не закрывается. Поэтому в рамках Совета рассматривается, в том числе, вопрос о пересмотре контрольных цифр приема.
Мы понимаем, что текущая демографическая ситуация не позволит решить проблемы просто увеличением набора на соответствующие направления подготовки и специальности, поэтому на прошедшем заседании Совета мы горячо обсуждали вопрос о необходимости построения филиальной сети, которая будет располагаться в точках присутствия федеральных курортов и крупных объектов туриндустрии.
Таким образом, исходя из кадровой потребности, основной акцент должен делаться на среднем профессиональном образовании и моделях параллельного профессионального обучения.
Если получится отстоять этот подход – возможно формирование системы, при которой процессе обучения студент (слушатель) будет осваивать одновременно несколько рабочих профессий и буквально после первого года обучения станет востребован в отрасли.
— Если говорить о дополнительном образовании – какие курсы повышения квалификации и профпереподготовки актуальны сейчас для профессионалов, какие – у тех, кто приходит из других профессий?
– Общий портрет потребителя нашего сегодняшнего образовательного продукта – это мужчины и женщины от 27 до 46 лет, в основном работающие на руководящих позициях, желающие приобретать новые знания и транслировать их своим сотрудникам. И образовательные программы под стать: маркетинг средств размещения, клиентоцентричность, организация туроператорской и турагентской деятельности.
— Влияют ли современные технологии (тот же искусственный интеллект) на образование в туризме? Как они меняют запросы работодателей, если меняют?
– Искусственный интеллект – это очень многоаспектная технология, которая позволяет как развить образовательный процесс (моделирование практикоориентированных кейсов, применение нейросетевых моделей, актуализация изменения нормативно-правовой базы), так и сформировать у студента / слушателя новые компетенции, например, в сфере маркетинга или продюсирования впечатлений.
Запрос на такие программы есть в первую очередь со стороны бизнеса, что и было, кстати, озвучено на первом заседании НЭС представителями отельного сегмента. И эти программы планируются к запуску в нашем ФРЦ уже в сентябре текущего года.
— Что можно предпринять, чтобы туристическая отрасль стала популярнее у молодежи?
– Чтобы предлагать меры по популяризации отрасли у молодежи, нужно посмотреть на их ценности и жизненные ориентиры.
На основе последних исследований профильных специалистов (в частности, кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ) это три основных триггера – безопасность, справедливость и свобода самовыражения. Поэтому акцент нужно делать в первую очередь на широте возможностей, открывающихся перед выпускником, и на самостоятельности принятия дальнейших решений.
Отдельно необходимо сказать про важность системы продвижения отрасли через вовлечение в отраслевые активности и внеучебные мероприятия: квесты, конкурсы, поддержку молодежных стартапов в туризме.
Чаще нужно говорить о возможностях «раннего старта» молодого специалиста в рамках национального проекта, когда опережающих рост туристской инфраструктуры определяет возможность быстрой карьеры и появления новых рыночных ниш.
Беседовала: Екатерина Тропова
Фото предоставлено РГУТИС