В Тюмени успешно развивают гастротуризм. Сибирская кухня уже входит в тройку причин, по которым туристы выбирают Тюменскую область. Регион принял участие в финальных мероприятиях федерального проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) «ПроЕДУ по России!».
В Москве прошли финальные мероприятия федерального проекта «ПроЕДУ по России!» – «Код регионов» и международная выставка «ПИР Экспо» 2025. Оба события объединили регионы, активно развивающие гастрономический туризм и формирующие современный образ страны через локальные продукты, традиции и культуру гостеприимства.
На мероприятиях, конечно же, была делегация Тюменской области, уделяющей развитию гастрономии большое внимание.
«Код регионов»: Тюменская область и брендовая гастрономия
В рамках мероприятия «Код регионов» генеральному директору Агентства стратегических инициатив Светлане Чупшевой был представлен туристический потенциал Тюменской области.
«Развитие гастрономии рассматривается нами как одно из приоритетных направлений туризма. В регионе восстанавливают старинные рецепты, внедряют локальные блюда в меню ресторанов, развивают фестивали и маршруты. С 2023 года сформирована база ключевых блюд, включая рецепты, связанные с именами Менделеева, Распутина и Ершова», – сказала директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова.
Определены порядка 24 брендовых блюд, наиболее ярко олицетворяющих гастрономическое наследие региона. Это сырчики, икряники, ямщицкая селянка, еловое мороженое, сибирский баурсак, блюда из 5 видов царской рыбы, мясо дичи, пельменная карта Сибири, грибы, и, конечно же, уха «с нефтью», кофе «в нефтью».
А также знаменитые десерты региона: «Ромовая баба» по старинному рецепту XVIII века, десерт «Мамонт», десерт «Тюменский ковер» и многие другие гастрономические шедевры, которые можно попробовать в ресторанах, кофейнях, в рамках гастрономических фестивалей или исторических ужинов.
Г-жа Чупшева высоко оценила степень готовности Тюменской области к участию в федеральном проекте и отметила, что гастрономия — тот универсальный язык, который помогает рассказать о территории и привлекать еще больше туристов.
«Мы вместе с регионами давно и системно развиваем разные виды туризма: экологический, промышленный, образовательный. И, пожалуй, одно из самых «вкусных» его направлений — это гастротуризм. Именно через еду мы говорим о бренде территории, рассказываем ее историю, культуру, традиции и обычаи. Результатом нашей совместной работы должна стать Целевая модель для регионов по развитию гастротуризма. Это станет важной вехой по привлечению гостей в российские регионы», – сказала гендиректор АСИ.
На мероприятии «Код регионов» бренд-шеф туристической отрасли Тюменской области Давид Хачатрян презентовал один из гастрономических символов региона – «уху с нефтью».
Это авторское блюдо он разработал несколько лет назад, и оно прочно вошло в брендовый маршрут «Черное золото Сибири».
Подача и вкус ухи «с нефтью» вызывают интерес у гостей и участников программы, они с удовольствием дегустируют блюдо.
Туристам нравится знакомиться с тем или иным регионом через гастрономию. Регионы реагируют на запросы путешественников должным образом – долю локальных блюд в российских ресторанах планируют увеличить к 2030 году с нынешних 12% до 20%.
Сейчас в программе АСИ «ПроЕДУ по России!», направленную на развитие гастроиндустрии и поддержку локальных брендов, участвуют 13 пилотных регионов, которые создают гастрономические карты, разрабатывают брендовые блюда и сувениры, запускают фестивали и туры.
«ПИР Экспо» 2025: еда Тюменской области, как отдельный повод приехать в регион
В рамках еще одного мероприятия «ПроЕДУ по России!» – выставки «ПИР Экспо» 2025 – прошла экспертная сессия «Целевая модель гастроиндустрии: основа для стратегического продвижения».
В рамках сессии регионы, участвующие в проекте – Крым, Мордовия, Камчатский и Пермский края, Тюменская, Сахалинская, Томская, Челябинская, Тульская, Ивановская, Белгородская и Мурманская области – обсуждали инструменты системной работы с локальной гастрокультурой, меры поддержки производителей и развитие туризма.
Тюменская область представила кейс устойчивого развития гастротуризма — направления, объединяющего работу с локальными продуктами, событиями и сувенирной линейкой.
Директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Мария Трофимова сказала, что регион последовательно формирует узнаваемый бренд, в котором соединены традиции, современные блюда и туристические маршруты.
За последние пять лет число предприятий общественного питания в Тюменской области выросло на 13% — сегодня их более четырех тысяч. Треть предлагает блюда русской и сибирской кухни, добавила Мария Трофимова.
Сибирская кухня входит в тройку причин, по которым туристы выбирают Тюменскую область, наряду с природными достопримечательностями и термальными источниками, добавила директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области.
Турагенты, продающие туры в Тюменскую область, подтверждают – брендовая гастрономия привлекает туристов не меньше, чем термальные источники. Для некоторых туристов еда становится самостоятельным поводом приехать в этот регион. И таких путешественников становится все больше.
Те туристы, которые только планируют гастрономическое путешествие в Тюменскую область и хотят детально изучить гастрономические бренды региона, смогут сделать это на региональном сайте VisitTyumen – вот здесь.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: VisitTyumen